Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ <<0 внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений>> заменил используемую ранее в гл. 2 БК РФ формулировку <<компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений>> на термин <<бюджетные полномочию>. Следует отметить, что законодательство советского периода оперировало термином <<бюджетные права>>, например, Закон СССР от 30 октября 1959 г. <<0 бюджетных правах Союза ССР и союзных республик>
Н. И. Химичева отмечает, что <<термин "бюджетные права" можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов>>, и понимает под бюджетными правами Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований «принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах>>
Бюджетные права государственных и муниципальных образований получают свою дальнейшую реализацию и конкретизацию в других нормативных правовых актах: законах о бюджетах на соответствующие финансовые годы, законодательных актах субъектов Российской Федерации, подзаконных актах органов исполнительной власти.
Совокупность бюджетных полномочий и правоотношений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образует бюджетно-правовой статус соответственно Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.
|
Основой и надежной правовой базой для такого статуса выступает Конституция РФ.
Конституционная модель федеративного государства обусловливает характер и особенности бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые тесно взаимосвязаны между собой, взаимно обусловлены и переплетены.
Основываясь на терминологии БК РФ, представляется более правомерным и обоснованным использовать словосочетание «бюджетные полномочия>>, которые характеризуются определенными особенностями и различным правовым и экономическим содержанием. К примеру, новая редакция ст. 7 БК РФ регламентирует бюджетные полномочия Российской Федерации:
• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; составления, внешней проверки и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
• составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка; рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
|
• установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации; определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
• установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
• определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
• определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
|
• установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
• установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
• установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.
Следует отметить, что 26 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон N63-ФЗ <<0 внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации>>. Указанный Закон внес изменения в ч. 2 ст. 8 БК РФ, согласно которой к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - дополнительно отнесены:
• определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные БК РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
• установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга - в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;
• определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
• определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
• определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.
Соответственно, муниципальные образования вправе (ст. 9 БКРФ):
• устанавливать порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
• устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования и др.