Виды контроля результатов обучения




Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Важнейшая задача системы контроля и оценки: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Функции контроля и оценки

· Социальная- проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

· Образовательная - определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

· Воспитательная - выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

· Эмоциональная - проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

· Информационная - является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

· Функция управления - развитие самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Виды контроля результатов обучения

· Текущий контроль– наиболее оперативная, динамичная и гибкая

проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

· Тематический контроль - проверка усвоения программного материала по каждой теме урока, а оценка фиксирует результат.

 

Специфика тематического вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

· Итоговый контроль - оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года.

При текущем и наиболее частом виде контроля используются индивидуальный и фронтальный опрос, который может быть как устным, так и письменным.

Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

Фронтальный опрос- позволяет проверить не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

В начальной школе целесообразнее проводить полилог – коллективное обсуждение поставленного учителем вопроса. Это связано с тем, что у младших школьников еще недостаточно развито умение слушать сверстника, который отвечает у доски: дети начинают отвлекаться, вертеться, не слышат ни отвечающего, ни учителя. Когда вопрос обсуждается всеми, внимание учеников более сосредоточено: чтобы быть активным в процессе общей дискуссии, каждый участник должен слышать вопрос, анализировать ответ, быть готовым дополнить, исправить, высказать свое мнение. Это, безусловно, наиболее эффективная и интересная для детей форма взаимодействия в учебном диалоге.

Письменный опрос целью, которого является проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Эти работы не обязательно оценивать отметкой (особенно в случае плохого выполнения), их основная функция – тренировочная.

Традиционная форма контроля знаний: самостоятельнаяработа, контрольная работа.

Самостоятельная работа - является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных работ, тестов.

Письменные диктанты - форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Контрольная работа - необходимость тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные проверочные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический и итоговый контроль проверяет не старательность ученика, а учебные достижения (степень обученности).

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений используются лабораторные и практические работы.

Практические работы -проводятся для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач.

Лабораторная работа – проводится для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с другими формами контроля.

Тест – прием проверки знаний школьников. Стандартизированное задание, которое поддается измерению (при этом оценка объективна и не может быть изменена педагогом).

Обработка результатов проводится по заданной схеме: время проведения теста ограничено. В соответствии с указаниями разработчиков тестов.

В тесте должен быть только один правильный ответ или о том, что верных ответов два и больше, испытуемый должен знать.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса с использованием интерактивных методов и занимательного материала.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Интерактивные подходы:

-Творческие задания;

- Работа в малых группах;

- Работа в парах;

-Обучающие игры (ролевые игры, имитации, образовательные игры);

-Использование общественных ресурсов; (приглашение специалиста, экскурсии);

-Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

-Разминки;

-Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки»);

- Презентации.

Программы:

· Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

· Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

· Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

· Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

· Интерактивная доска - позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

· Ментальные карты или интеллект-карта — удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи.

Этой способ организации мышления, который имеет много преимуществ перед обычными способами записи: дают ясность проблем и идей, их использование повышает производительность труда, позволяют упорядоченно отобразить свои мысли. Построение ментальной карты поможет разобрать материал в системе и накрепко запомнить. С помощью ментальных карт удобно анализировать и сопоставлять визуальные объекты.

Для получения более объективной и полной картины об освоении образовательных программ разработана система контроля, распределенная по годам и включающая различные формы оценки. Данная система включает стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в обучении, а также итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям.

На основании результатов оценки принимаются разного рода решения, например, об освоении образовательной программы, об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении.

Выявление реальных результатов освоения программ общего образования осуществляется путем проведения специальных социально-педагогических и социологических исследований, осуществления итоговой аттестации учащихся, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.

Оценку проводит учитель с целью контроля достигнутых результатов в
процессе обучения, то ее рассредоточение совершенно необходимо.

Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования включает:

-проведение контрольных испытаний;

-представления выпускниками школы портфолио.

По результатам итоговой аттестации учащихся начальной школы оценивается их уровень подготовки к продолжению образования в основной школе, а также должны быть учтены их достижения в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Для обеспечения получения надежной информации о результатах обучения разработана система доступа к информации об учащихся. Персональная информация выдаётся только на уровне образовательного учреждения при аттестации учащихся, а также для информирования учащихся, учителей и родителей учащихся об индивидуальном прогрессе для принятия решения о траектории обучения и ее коррекции.

В системе оценивания на начальной ступени обучения используется внутренняя оценка, выставляемая педагогом, которая включает разнообразные методы оценивания:

v Наблюдениеза определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

v Оценка процесса выполненияучащимися различного рода творческих работ;

v Оценка результатоврефлексииучащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: