ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Пути укрепления финансового состояния предприятия»
Содержание
Введение
1. Характеристика предприятия
1.1. Общая характеристика ООО «АС-Авто»
1.2. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия
1.3. Основные направления деятельности предприятия
1.4. Характеристика персонала и оплаты труда на предприятии
1.5. Внешнее окружение и маркетинг на предприятии
2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1. Анализ основных технико-экономических показателей
2.2. Анализ формирования и размещения капитала
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия
2.5. Оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса
3. Проблемы укрепления финансового состояния и пути их решения
3.1. Теоретические вопросы определения направлений укрепления финансового состояния
3.2. Выявление основных проблем укрепления финансового состояния в организации и построение «дерева проблем
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по укреплению финансового состояния
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по укреплению финансового состояния
4.1. Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений
4.2. Выбор управленческого решения (проекта) и возможности улучшения финансового состояния
Заключение
Список литературы
Введение
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.
|
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Финансовый анализ делится на внутренний и внешний. Они существенно отличаются по своим целям и содержанию.
Внутрифирменный финансовый анализ – это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поисков резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. Внешний финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Наиболее целесообразно начинать анализ финансового состояния с изучения формирования и размещения капитала предприятия, оценки качества управления его активами и пассивами, определения операционного и финансового рисков.
|
Изучая проблемы улучшения финансового состояния предприятия можно сформировать оптимальную структуру и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности.
Предметом исследования является финансовая деятельность фирмы. Объектом анализа в данном дипломном проекте является Общество с ограниченной ответственностью «АС-Авто». ООО «АС-Авто» было создано 24 июня 2005 года, и практика работы за 3 года показала, что финансовое состояние, как составная часть хозяйственной деятельности не в полной мере отвечают направлению по обеспечению планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнению расчетных дисциплин, достижению рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее его эффективного использования.
Одним из основных составляющих элементов финансового менеджмента является финансовый анализ, который в той или иной степени необходим всем заинтересованным пользователям бухгалтерской и иной финансовой информации о деятельности предприятия.
Собственники заинтересованы в результатах деятельности своих предприятий. Экономические субъекты вынуждены разрабатывать оптимальные управленческие решения для обеспечения необходимых финансовых результатов. Кроме того, бюджетное финансирование и кредитование, особенно в условиях российской деятельности становится недоступным большинству предприятия и фирм. Отсюда вытекает объективная необходимость борьбы не только на рынках сбыта, но и на рынке капиталов за кредитные ресурсы банков, а также других заимодавцев и потенциальных инвесторов.
|
У предприятия возникает жизненная необходимость иметь своевременную, объективную и полную информацию о своем финансовом состоянии для принятия грамотных управленческих решений, прогнозирования своей деятельности. Кроме того, информация нужна для предоставления ее собственникам и инвесторам, в том числе и потенциальным. Также сохраняется необходимость отчета перед государством о правильности налоговых платежей.
В условиях нестабильности российской экономики, наличия многих методических затруднений и в связи с несовершенством финансового законодательства менеджеры должны оградить свои предприятия от возможных финансовых потерь с помощью проведения аналитических финансовых расчетов. В этом выражается актуальность темы в данном дипломном проекте.
Целью данной работы является выявление основных проблем в финансовом состоянии предприятия. Для достижения этой цели необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия, источники ресурсов, пути вложения капитала, дать рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Задачи работы определяются целью работы:
- изучение литературных источников по теме исследования;
- изучение организации бухгалтерского учета, аналитической работы на предприятии;
- изучение форм бухгалтерской отчетности и их содержания;
- сбор и систематизация исходных данных для проведения анализа финансового состояния фирмы;
- выполнение анализа финансового состояния фирмы;
- разработка мероприятий по укреплению финансового состояния.
Данная работа состоит из четырех частей. В первой приведена общая характеристика предприятия, организационная структура, характеристика оказываемых услуг. Во второй части работы проведен анализ финансового состояния предприятия. В третьей части рассмотрены проблемы укрепления финансового состояния предприятия и пути их решения. В четвертой части предложен выбор и обоснование решений по укреплению финансового состояния. В заключении дается обобщающая оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности.
Такая последовательность анализа позволяет обеспечить системный подход в изложении методики финансового анализа и более глубокое усвоение его основ. Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.
1. Характеристика предприятия
1.1 Общая характеристика ООО «АС-Авто»
Общество с ограниченной ответственностью «АС-Авто» является юридическим лицом – коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его Учредителями (участниками) максимальной прибыли на вложенный капитал, путем осуществления различных видов коммерческой деятельности, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Сокращенное фирменное наименование: ООО «АС-Авто».
Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным Уставом Общества, быть истцом и ответчиком в суде. Общество в своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных кредитных учреждениях. Общество имеет печати со своим наименованием, угловой штамп и бланк. Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самовыкупаемости.
Предметом деятельности предприятия является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения и товарах народного потребления, в разработке и внедрении новых технологий в производстве; практическая реализация научно-технических достижений: выполнение иных работ и оказание услуг.
Уставный капитал ООО «АС-Авто» составляется из номинальной стоимости долей его участников и составляет 10.000 (Десять тысяч) рублей 00 копеек. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.
Имущество и средства формируются за счет:
- денежных и иных материальных взносов Учредителей;
- доходов от финансово-хозяйственной деятельности;
- добровольных взносов различных организаций и граждан;
- банковских и иных кредитов;
- доходов от ценных бумаг;
- прочих доходов и поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
Средства ООО «АС-Авто» хранятся в учреждениях банков. Общество имеет самостоятельный баланс. Прибыль за вычетом сумм по обязательным платежам и по взаимоотношениям с бюджетами распределяется Учредителями Общества в порядке, им установленном.
Учредительными документами ООО «АС-Авто» являются Устав и Учредительный договор. Деятельность предприятия осуществляется на основе внедрения и реализации новейших достижений научно-технического прогресса через самостоятельно заключаемые договора с заказчиками и исполнителями с реализацией результатов своей деятельности по установленным, самостоятельно устанавливаемым или договорным ценам.
Предприятие самостоятельно формирует свою структуру, штатное расписание, определяет формы, систему и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников с учетом действующего законодательства. Режим труда и отдыха работников, их социальное страхование и обеспечение, вопросы отпуска и иные вопросы труда регулируются действующим законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка.
При этом предприятие принимает меры к улучшению и повышению уровня социальной защищенности своих работников, имея в виду решение ряда вопросов (продолжительность отпуска, рабочего дня и недели, оплаты командировочных расходов, выплаты дополнительных пособий при уходе в отпуск и т.п.) в сторону улучшения, против официально действующих.
Общество ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, установленном законодательством для предприятий соответствующей организационной формы.
Несет ответственность за соблюдение порядка ведения и достоверности учета и отчетности. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности осуществляется не реже одного раза в год. Хозяйственный год ООО «АС-Авто» устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Общество ведет архивное дело в соответствии с требованиями действующего законодательства:
- учредительные документы, а также внесенные в них и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;
- решения собраний участников Общества, связанные с созданием и деятельностью Общества;
- документы, подтверждающие государственную регистрацию Общества;
- документы, подтверждающие права на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы;
- приложения о филиалах и представительствах;
- документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг Общества;
- протоколы ревизионной комиссии;
- списки аффилированных лиц;
- заключения ревизионной комиссии, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, внутренними документами Общества, решениями Участников Общества и исполнительных органов Общества.
Цель деятельности предприятия – предоставление услуг по перевозке грузов при минимальных затратах в интересах удовлетворения заказчиков. Деятельность предприятия строится на взаимовыгодной для всех подразделений основе путем выработки и реализации совместных решений. Управление предприятием осуществляется его органами управления на основе сочетаний демократических форм руководства (самоуправление) и единоначалия. Возглавляет предприятие директор. Он назначает и освобождает от должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений.
Рассмотрим деятельность в области экономики. Предприятие самостоятельно планирует в соответствии с заключенными договорами, с потребителями услуг и поставщиками материально-технических ресурсов, свою деятельность исходя из необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышение доходов его работников. Представленная отчетность на предприятии обобщается и проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия, разрабатываются мероприятия (рекомендации) по повышению эффективности выполнения услуг. В области финансов и кредитов предприятие разрабатывает и исполняет финансовые планы, своевременно выполняет обязательства перед бюджетом, банком, поставщиками, подрядчиками и другими организациями. Расчет за услуги осуществляются по ценам, тарифам, а также по договоренности с заказчиком или самостоятельно. Все вопросы, связанные с кредитованием предприятие решает в кредитных учреждениях по месту открытия расчетного счета или счета по финансированию капитальных вложений на договорной основе.
В области кадров и социального развития разрабатываются текущие перспективные планы пополнения, подготовки и переподготовке кадров, повышения их квалификации, мероприятия по социальному развитию предприятия. Также предприятие проводит анализ состояния трудовой, производственной дисциплины, общественного порядка в трудом коллективе; осуществляет заключение контрактов с работниками предприятия. Для осуществления функций материально-технического снабжения организуется планирование материально-технических ресурсов, заключаются договора с поставщиками на поставку продукции материально-технического назначения. Также на предприятии принимаются оперативные меры по изысканию по прямым связям необходимых материально-технических ресурсов, технического перевооружения, подготовки транспорта и подразделений к работе в зимних условиях.
Что касается области учета и отчетности, то предприятие составляет самостоятельный баланс, проводит полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств; достоверный учет издержек производства и обращения. Производится своевременное перечисление платежей в госбюджет, взносов на государственное и социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам. В области правовой защиты данное предприятие представляет и осуществляет правовую защиту интересов предприятия, его работников в государственных и других органах.
Анализируемое предприятие имеет следующие права и обязанности:
1. Обязано выполнять устав, действующие нормативные документы, решения собственника, совета предприятия, договорные обязательства с другими предприятиями.
2. Обязано соблюдать коммерческую тайну.
Имущество данного предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия и регулируются налогами. Минимальный размер оплаты труда работников устанавливается законодательными актами. Формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников устанавливаются предприятием самостоятельно.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налога и других платежей в бюджет направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и прекращение деятельности предприятия производится согласно Законодательства.
1.2 Организационно-правовая форма, структура управления
предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «АС-Авто» является юридическим лицом – коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его Учредителями (участниками) максимальной прибыли на вложенный капитал, путем осуществления различных видов коммерческой деятельности, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Сокращенное фирменное наименование: ООО «АС-Авто».
Место нахождения: 426057, Удмуртская Республика, город Ижевск, Октябрьский район, улица Карла Маркса, дом 260.
Почтовый адрес общества: 426057, Удмуртская Республика, город Ижевск, Октябрьский район, улица Карла Маркса, дом 260.
Учредителями ООО «АС-Авто» являются:
- Золотухин Андрей Геннадьевич
- Котов Сергей Рудольфович
Основные виды деятельности:
- услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, организация станций технического обслуживания (СТО) транспортных средств;
- оптовая, розничная и комиссионная торговля товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения;
- консультационные, бухгалтерские, юридические услуги;
- сдача имущества в аренду;
- производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
- осуществление капитального строительства и ремонта;
- оказание транспортных и экспедиционных услуг;
- оказание услуг предприятиям, организациям, частным лицам в производстве и переработке продукции, включая сельскохозяйственную, а также ее отходов;
- инвестиционная деятельность;
- лизинговая деятельность;
- коммерческая деятельность;
- производство инвестиций в ценные бумаги других организаций и совершение операций с ценными бумагами, в том числе за рубежом;
- осуществление выпуска собственных ценных бумаг;
- оказание услуг гражданам и организациям в приобретении, продаже, обмене и в других операциях с акциями, сертификатами, векселями и прочими ценными бумагами;
- осуществление селенговых, листинговых, услуг предприятиям, организациям, населению;
- осуществление информационного обслуживания предприятий, организаций и граждан;
- проведение научно-исследовательских работ во всех областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
- приобретение движимого и недвижимого имущества, его реализация предприятиям, гражданам, включая продажу на аукционах и биржах;
- организация всех видов лотерей, розыгрышей;
- благотворительная деятельность;
- оказание сервисных, маркетинговых, авто сервисных, транспортных, консалтинговых и туристических услуг;
- организация столовых и кафе общественного питания;
- оптовая, розничная и комиссионная торговля автомобилями, автотранспортными средствами, мототранспортом, прицепами, полуприцепами, тракторами, катерами, самоходными средствами и машинами, спецмашинами, запасными частями, номерными узлами и агрегатами.
Руководство текущей хозяйственной деятельностью осуществляется единым исполнительным органом в лице директора, образование полномочий которого и их прекращение осуществляются Общим собранием Участников.
Директор избирается сроком на 3 (Три) года:
- он пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные для руководителей хозяйственных организаций;
- без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности на право представительства то имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- осуществляет иные полномочия по руководству текущей деятельностью, не отнесенные Законом об ООО или Уставом к компетенции Общего собрания участников и правлению Общества.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления:
1. Линейная
2. Функциональная
3. Комбинированная (линейно-функциональная)
3.1. Линейно-штабная
3.2. Структура ограниченного функционализма
4. Система управления по проекту
5. Матричная.
1. Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
2. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру многолинейной.
3. Линейно-функциональная структура (комбинированная) позволяет в значительной мере устранять недочеты как линейного, так и функционального управления. Специфика состоит в создании функциональных служб для подготовки данных для линейного руководителя в целях компетентного решения или возникающих производственных и управленческих задач. На практике комбинированная организация управления реализуется посредством линейно-штабной структуры и системы ограниченного функционализма.
3.1. Линейно-штабная. За основу берется линейная структура управления, но в каждом звене управления создаются штабы, т.е. положительно функциональные службы, в которых работают специалисты. Штабы готовят квалифицированные решения, однако рекомендации этих функциональных органов управления становятся обязательными производственными подразделениями только после утверждения их руководителем-единоначальником.
3.2. Структура ограниченного функционализма. При руководителе тоже имеются штабные подразделения, включающие высококвалифицированных специалистов, но эти подразделения имеют право самостоятельно отдавать определенные распоряжения нижестоящим звеньям, однако круг таких распоряжений ограничен.
4. Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений – производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом предполагается специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и за границей. Производственное отделение не делает различий в методах управления между отечественными и заграничными дочерними компаниями, которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежат финансовому контролю и отчётности со стороны производственного отделения.
5. Матричная структура это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей необходимы: подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы; определение и назначение ответственных исполнителей в каждом специализированном подразделении; организация специальной службы управления программой.
В организации, рассматриваемой в данном дипломном проекте функциональная организационная структура управления. Она наиболее удобна в связи с очень маленьким количеством персонала. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
- сокращение звеньев согласования
- уменьшение дублирования работ
- укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
- неоднозначное распределение ответственности
- затруднённая коммуникация
- длительная процедура принятия решений
- возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. Схематично данную структуру управления можно представить следующим образом (рисунок 1).
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 – Организационная структура управления предприятия
Заместитель директора отдает распоряжения водителям о маршрутах, технический директор ответственен за груз который должны доставить водители и принять новый, привезенный. После того, как водители возвращаются, сдают груз, отчитываются о рейсе, они поступают под руководство главного бухгалтера, который должен принять деньги за груз и сделать расчет заработной платы.
1.3 Основные направления деятельности предприятия
Как уже было отмечено выше, основные направления деятельности предприятия оговорены в Уставе. В данный момент предприятие находится в стадии активного поиска новых направлений деятельности, которые позволили бы заработать средства на существование путем оказания реальных услуг.
Итак, главная задача руководства предприятия – максимально эффективно использовать имеющийся персонал, а также существующие вакансии для обеспечения наиболее полного выполнения поставленных перед компанией задач. ООО «АС-Авто» предлагает полный комплекс услуг на рынке грузоперевозок. Квалифицированный персонал предприятия разрабатывает оптимальные схемы транспортировки грузов из любой точки России. Работает с любыми категориями и любым объемом грузов, включая перевозки негабаритных, опасных и особо ценных грузов. По желанию заказчика осуществляет доставку груза «от двери до двери» точно в срок с оптимальными затратами. Также предлагает полный комплекс услуг по таможенному оформлению грузов. Осуществляет перевозку грузов в оптимально короткие сроки, что значительно сокращает финансовые затраты заказчиков. Постоянно располагает оперативной информацией о движении своих машин. Сочетает в себе обширную территорию обслуживания с глубоким пониманием местных рынков, и поэтому предлагает различные варианты по транспортировке грузов. Их отличает от конкурентов оперативность ответа на запросы, поступающие по телефону или электронной почте, тщательная разработка логической схемы перевозки исходя из потребностей клиента, гибкая система ценообразования, возможность индивидуального подхода, конкурентоспособные цены. Опыт работы на рынке грузоперевозок позволяет эффективно использовать отработанные технологии транспортировки и предоставлять клиентам полный пакет услуг с оптимальным соотношением цены и качества. Позволяет заказчику наиболее точно рассчитать свои финансовые и временные затраты, обеспечить бесперебойный график поставки продукции на собственные склады, или, далее по торговой цепочке, на склады своих клиентов.
Всех этих результатов предприятие добивается, поставив приоритетом постоянное улучшение качества обслуживания при существенном снижении затрат клиентов. Однако высокие стандарты оказываемых услуг, быстрота обслуживания и предоставление информации – это то, что отличает данное предприятие от других.
1.4 Характеристика персонала и оплаты труда на предприятии
Характеристику персонала предприятия нагляднее всего можно представить с помощью диаграмм. Основные направления характеристики: по полу, образованию, стажу и возрасту (см. рисунок 2, 3, 4,5).
Рисунок 2 - Сравнение персонала организации по полу
Рисунок 3 - Сравнение персонала организации по образованию
Рисунок 4 - Сравнение персонала организации по стажу
Рисунок 5 - Сравнение персонала организации по возрасту
Вывод: в основном коллектив предприятия состоит из мужчин с высшим и средне-техническим образованием, стаж половины сотрудников от 8 до 16 лет, а возраст до 40 лет.
На предприятии действует положение об оплате труда руководителей и специалистов, целью которого является стимулирование роста объемов реализации услуг, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности общества.
Оплата труда руководителей и специалистов устанавливается в прямой зависимости от выполнения показателей, влияющих на уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Заработная плата руководителя состоит из оклада, переменной части, надбавок и доплат, предусмотренных законодательством, коллективным договором и действующими на предприятии положениями. Размер оклада и переменной части утверждается директором ООО «АС-Авто».
На оклад и переменную часть начисляется районный коэффициент. Заработная плата рассчитывается следующим образом: начисление постоянной части (оклада) производится за фактически отработанное время текущего месяца; начисление переменной части производится по результатам работы и за фактически отработанное время отчетного (предыдущего) времени.
За упущения в работе, повлекшие ухудшение финансово-экономического положения предприятия, перерасход утвержденных лимитов, невыполнение распоряжений вышестоящих руководителей, срыв графиков работ сотрудники могут быть лишены переменной части заработной платы полностью или частично. Решение о снижении или лишении переменной части утверждается директором организации.
1.5 Внешнее окружение и маркетинг на предприятии
В настоящее время необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменени