Каждый человек имеет уникальный набор личностных характеристик, влияющих на ее покупательское поведение.
Личность человека - это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми оговариваются устойчивые и повторяющиеся реакции человека на факторы окружающей среды.
Личность обычно характеризуется в таких терминах: уверенность в себе, склонность к лидерству, общительность, независимость, защищенность, приспособляемость и агрессивность.
При изучении личности обычно базируются на следующих основных ссылкам:
1. Каждая личность уникальна, содержит уникальную комбинацию факторов.
2. Личность является непротиворечивой, последовательной и относительно устойчивой (один из основных принципов маркетинга "Не имеет смысла менять потребителя, нужно изучать его характеристики»).
3. Личность может меняться под влиянием среды.
Сведения о типах личности помогают анализировать поведение покупателя при выборе товаров и торговых марок. Например, производители кофе обнаружили, что любители этого напитка отличаются повышенной общительностью.
Маркетологи используют также другое понятие, связанное с типом личности, - представление человека о себе (самовосприятия, самоидентификация).
Самоидентификация потенциальных потребителей является одним из основных побудительных мотивов к покупке. К понятию самоидентификации относится все то, что человек считает своим, к чему она относится, а также то, как он воспринимает себя и какими качествами наделяет. Если маркетинговая коммуникация адресуется к конкретному человеку и она осознает, что обращаются именно к ней, то это усиливает мобилизацию личности для получения такого уведомления. Может поэтому расходы на прямой маркетинг в США только немного уступают телевизионной рекламе (по данным на 2002 год 45100000000. Долл. Против 57900000000. Долл. Соответственно) [9].
Пример
Примером обращения к уровню самоидентификации личности можно назвать известный плакат Д. Мора времен гражданской войны с жестом красноармейца, который показывал на каждого: "Ты записался добровольцем?" [9].
Для того чтобы правильно понять покупательское поведение, маркетолог должен понять связь между самовосприятия и личностью человека.
Психологические факторы
Мотивация
Человеку свойственно испытывать одновременно множество потребностей. Некоторые из них биологические и обусловлены физиологическими причинами. К ним относят, в частности, голод, жажду и т. Д. Другие потребности называются психологическими, они заключаются в стремлении признания, уважения, духовной близости.
Мотивация - это потребность, которая достигла такого уровня интенсивности, побуждает человека действовать в направлении ее удовлетворения [16].
В более общем случае мотивация - внутренние факторы, детерминирующие поведение человека [15].
Процесс мотивации потребителя можно представить в виде следующей модели (рис. 4.1).
![]()
13. Тесно связаны с потребностями ценности являются интеллектуальным воплощением глубинных потребностей индивида. Исходной точкой в понимании мотивации человека является попытка понять их ценности. Система ценностей является совокупностью сложившихся убеждений и отношений к окружающей среде относительно преобладающих стилей поведения человека. Милтон Рокич выделил два основных типа ценностей: o терминальные (конечные) - убеждение о целях и конечного состояния, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.д.); o инструментальные (косвенные) - касаются представления о желаемых методы достижения терминальных ценностей (честность, благородство, толерантность и т.д.). Шкала Рокича собой набор задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности (табл. 4.3). Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности, по которой проводится сегментация рынка. Важнейшие терминальные ценности покажут образ идеального будущего, которое производитель должен воплощать в своих коммуникациях, а важнейшие инструментальные ценности подскажут, как он должен обращаться к потребителям своей продукции [9]. 14. Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В результате исследования вопросов поведения потребителей авторы сделали описание процесса выбора потребителем товара как анализ им ценностей, связанных с товаром: функциональной, социальной, эмоциональной, Епистемична и условной. Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль. Социальная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциирование с определенной социальной группой. Эмоциональная ценность - полезность товара воспринимается потребителем и обуславливается его способностью возбуждать чувства или вызвать эмоциональные реакции. Епистемична ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и / или удовлетворять стремление к знаниям. Условная ценность - полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор. |