Тип личности и представление человека о себе




Каждый человек имеет уникальный набор личностных характеристик, влияющих на ее покупательское поведение.

Личность человека - это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми оговариваются устойчивые и повторяющиеся реакции человека на факторы окружающей среды.

Личность обычно характеризуется в таких терминах: уверенность в себе, склонность к лидерству, общительность, независимость, защищенность, приспособляемость и агрессивность.

При изучении личности обычно базируются на следующих основных ссылкам:

1. Каждая личность уникальна, содержит уникальную комбинацию факторов.

2. Личность является непротиворечивой, последовательной и относительно устойчивой (один из основных принципов маркетинга "Не имеет смысла менять потребителя, нужно изучать его характеристики»).

3. Личность может меняться под влиянием среды.

Сведения о типах личности помогают анализировать поведение покупателя при выборе товаров и торговых марок. Например, производители кофе обнаружили, что любители этого напитка отличаются повышенной общительностью.

Маркетологи используют также другое понятие, связанное с типом личности, - представление человека о себе (самовосприятия, самоидентификация).

Самоидентификация потенциальных потребителей является одним из основных побудительных мотивов к покупке. К понятию самоидентификации относится все то, что человек считает своим, к чему она относится, а также то, как он воспринимает себя и какими качествами наделяет. Если маркетинговая коммуникация адресуется к конкретному человеку и она осознает, что обращаются именно к ней, то это усиливает мобилизацию личности для получения такого уведомления. Может поэтому расходы на прямой маркетинг в США только немного уступают телевизионной рекламе (по данным на 2002 год 45100000000. Долл. Против 57900000000. Долл. Соответственно) [9].

Пример

Примером обращения к уровню самоидентификации личности можно назвать известный плакат Д. Мора времен гражданской войны с жестом красноармейца, который показывал на каждого: "Ты записался добровольцем?" [9].

Для того чтобы правильно понять покупательское поведение, маркетолог должен понять связь между самовосприятия и личностью человека.

Психологические факторы Мотивация Человеку свойственно испытывать одновременно множество потребностей. Некоторые из них биологические и обусловлены физиологическими причинами. К ним относят, в частности, голод, жажду и т. Д. Другие потребности называются психологическими, они заключаются в стремлении признания, уважения, духовной близости. Мотивация - это потребность, которая достигла такого уровня интенсивности, побуждает человека действовать в направлении ее удовлетворения [16]. В более общем случае мотивация - внутренние факторы, детерминирующие поведение человека [15]. Процесс мотивации потребителя можно представить в виде следующей модели (рис. 4.1). Рис. 4.1. Модель процесса мотивации В практике маркетинговой деятельности возникает необходимость иметь определенный список потребностей (мотивов) для анализа мотивационного поля определенного товара. Существует много классификаций потребностей человека. 1. В 1923 году профессор Гарвардской школы бизнеса, специалист в области бизнес-психологии Дэниэл Старч составил один из первых списков потребностей взрослых мужчин и женщин. Среди потребностей, которые были им выделены, есть аппетит-голод, уважение к Богу, любовь к детям, сострадания другим, здоровья, интимность, родительская / материнская привязанность, социальная значимость, гостеприимство, вежливость, комфорт, имитация и тому подобное. 2. В 1938 году психолог Генри Мюррей обнародовал список психологических потребностей, который был составлен на основе классификации потребностей человека в соответствии с определенными аспектов: o Первичные и вторичные потребности - в зависимости от происхождения, физиологическое или нет; o Положительные и отрицательные - привлекает объект индивида или отталкивает; o Явные и латентные потребности - в зависимости от того, обусловливает потребность действительную или воображаемую поведение; o Осознаваемые и неосознаваемые потребности. На базе этих категорий Г. Мюррей формирует 37 нужд. Он считал, что те же потребности разных людей выражаются у каждого по-разному в зависимости от личных и внешних факторов. Потребности, по Г. Мюррею, существуют в трех состояниях: o рефрактерны - ни один стимул не способствует пробуждению потребности; o навеянному - потребность пассивна, но может быть возбуждено; o активном - потребность определяет поведение организма. Маркетинговая деятельность может иметь непосредственное влияние на потребности, поддаются внушению. 3. Психолог Абрахам Маслоу (1943 г..) Выделил пять основных групп потребностей человека. Первичные потребности: 1. Физиологические потребности. 2. Потребности самосохранения. Вторичные потребности: 1. Социальные потребности. 2. Потребности в уважении. 3. Потребности в самоутверждении. Потребности более высокого уровня, согласно А. Маслоу, а не будут довольствоваться до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности низших уровней. 4. Иногда выделяют три основные группы потребностей: o Аффективные - душевное тепло, гармония, эмоции; o Потребности в комфорте - физический и психологический комфорт, поддержание имиджа, престижа; o Потребности развития личности - доминирование, нахождения престижа, успехи, достижения, подъема и развитие личности. 5. Дэвид Мак-Клелланд выделяет три группы потребностей: o потребность власти; o потребность достижения (успеха) o потребность в причастности и признании. 6. потребности разделяют на утилитарные и гедонистические. o утилитарные - товары, соответствующие этим требованиям, обеспечивают материальные преимущества (приобретение аспирина - функциональная выгода). Потребитель использует обдуманный, рациональный процесс принятия решения о покупке. o Гедонистические - товары обеспечивают удовлетворение или являются средствами самовыражения (мороженое, произведения искусства, билеты на концерт, книги, духи). Потребитель склонен использовать субъективные, эмоциональные факторы при принятии решений и оценки альтернатив при покупке. 7. Дж. Кейнс предложил различать абсолютные и относительные потребности. Абсолютные потребности осознаются независимо от ситуации, ощущаются только тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает человека, заставляет чувствовать свое превосходство относительно других индивидов. Насыщение абсолютных потребностей возможно, относительных - нет, так как с увеличением их общего уровня растет попытки этот уровень повысить. 8. Л. Эббот предложил различать родственные и производные потребности. Производная потребность является технологическим откликом на семейную. Автомобиль является производной необходимости от семейной в индивидуальных средствах передвижения. 9. Отечественные специалисты в области психологии выделяют четыре типа потребностей: o Физиологические - здоровье, хорошая физическая форма, красота, продолжения рода, утоления голода, безопасность, сон, передвижения и тому подобное; o Эмоциональные - любовь, дружба, юмор, агрессия; o Умственные / интеллектуальные - власть, любознательность, решения проблем, образование, контроль, творчество; o Духовные - умиротворенность, истина, патриотизм, комплекс вины и т. 10. Б. Ломовая разделил все потребности на три группы [12]: o Потребности в веществе; o Потребности в энергии; o Потребности в информации. Все мотивы человека связаны с недостатком одного из компонентов. 11. В. Макдаугол, исходя из понимания потребностей как инстинктов, выделил 18 инстинктоподибних мотивационных диспозиций: добывания пищи, сексуальность, страх, любопытство, покровительство и родительская опека, общения, самоутверждения, подчинения, гнев и т. 12. В. МакГи разделил все потребности на классы по дихотомической признаку (когнитивные - аффективные и сохранения -повышение). В основе третьего раздела заключается обусловленность поведения потребителей. Таблица 4.2 СТРУКТУРА 16 ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В мотивации ЧЕЛОВЕКА
Метод Ориентация и стабильность Инициализация
активная пассивная
внутренняя внешняя внутренняя внешняя
Когнитивный Сохранение 1. Последовательность 2. Компетенция 3. категоризации 4. Объективизация
Рост 5. Автономность 6. Стимулирование 7. Религиозность 8. Утилитарность
Аффективное Сохранение 9. Уменьшение напряженности 10. Экспрессия 11. Комфорт 12. Подкрепление
Рост 13. Утверждение 14. Причастность 15. Тождество 16. Моделирование

13. Тесно связаны с потребностями ценности являются интеллектуальным воплощением глубинных потребностей индивида. Исходной точкой в понимании мотивации человека является попытка понять их ценности. Система ценностей является совокупностью сложившихся убеждений и отношений к окружающей среде относительно преобладающих стилей поведения человека.

Милтон Рокич выделил два основных типа ценностей:

o терминальные (конечные) - убеждение о целях и конечного состояния, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.д.);

o инструментальные (косвенные) - касаются представления о желаемых методы достижения терминальных ценностей (честность, благородство, толерантность и т.д.).

Шкала Рокича собой набор задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности (табл. 4.3).

Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности, по которой проводится сегментация рынка. Важнейшие терминальные ценности покажут образ идеального будущего, которое производитель должен воплощать в своих коммуникациях, а важнейшие инструментальные ценности подскажут, как он должен обращаться к потребителям своей продукции [9].

14. Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В результате исследования вопросов поведения потребителей авторы сделали описание процесса выбора потребителем товара как анализ им ценностей, связанных с товаром: функциональной, социальной, эмоциональной, Епистемична и условной.

Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль.

Социальная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциирование с определенной социальной группой.

Эмоциональная ценность - полезность товара воспринимается потребителем и обуславливается его способностью возбуждать чувства или вызвать эмоциональные реакции.

Епистемична ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и / или удовлетворять стремление к знаниям.

Условная ценность - полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: