Следует подвести детей к пониманию того, что умножение на 1 – особый случай, который нельзя вывести на основе понимания смысла действия умножения. Полезно напомнить на конкретных примерах известный им смысл действия умножения: учитель записывает на доске пример 4 · 3 и спрашивает, как можно вычислить это произведение с помощью сложения; обращает внимание на то, что произведение – это сумма одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает, какое число будем повторять слагаемым; второй множитель – сколько раз повторим число слагаемым.
Ниже учитель записывает пример 4 · 2. Аналогично рассматривается, что обозначает каждый множитель, как вычислить результат.
Наконец, под первыми двумя примерами учитель выполняет запись 4 · 1 и говорит: «Это случай особый. Нельзя взять слагаемым число 1 раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить».
Учитель сообщает детям правило умножения числа на единицу. Затем дети читают его по учебнику на с. 86 вверху.
При умножении любого числа на 1 получается число, которое умножаем.
Для закрепления учащиеся решают с пояснением примеры № 1.
Следует показать детям, что для случаев умножения с числом 1 остается справедливым переместительное свойство умножения. Действительно, 1 · 9 = 9 – на основе смысла действия, 9 · 1 = 9 – на основе правила.
Значит, 1 · 9 = 9 · 1. Эти знания дети применяют при сравнении значений двух числовых выражений вида: 1 · 8 и 8 · 1.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
|
Дети имитируют движения зверька.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Перед решением задачи № 3 с учащимися надо вспомнить, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
После этого дети работают сами.
С задачей № 4 ученики должны справиться самостоятельно. Затем выполняется проверка.
2. Для самостоятельной работы предложить примеры № 2.
Работа над геометрическим материалом.
Задание № 6 (1, 2, 3) учитель разбирает вместе с детьми. В задании № 6 (1) прежде чем начертить квадраты, надо узнать их стороны. Дети решают и находят, что 8: 4 = 2 (см). Это длина стороны первого квадрата. Затем надо найти периметр второго квадрата, а для этого надо 8 · 3 = 24 (см). После этого 24: 4 = 6 (см) – это длина стороны второго квадрата.
Учащиеся чертят в тетради квадрат со стороной 2 см и квадрат со стороной 6 см.
Далее записывают решение задания № 6 (2 и 3).
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с правилом умножения числа на единицу.
Учитель. В чём же заключается это правило?
Дети. При умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Дети. Мы повторяли деление задач и примеров, чертили квадраты.
Домашнее задание: с. 86, № 2.
У р о к 69. УМНОЖЕНИЕ НА НУЛЬ.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НУЛЬ (с. 87)
Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с числом 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления; повторить решение уравнений и перевод единиц длины.
|
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой клетке число 18.
2. Задание «Наберите слагаемыми число 75».