Передача воздушной перспективы




План - конспект урока

Практиканта Либрехт Анастасии Юрьевны

по уч. предмету рисунок в классе ДХШ при НГХУ

Методист Селезнева Лидия Юрьевна

Преподаватель Варава Наталья Юрьевна

Дата проведения 07.12.2020г.

Тема урока «Рисунок натюрморта из геометрических фигур. Светотень»

Тип урока комбинированный

Цель «Создание условий дляхудожественно - эстетического развития обучающихся ДХШ как субъектов творческой и познавательной активности».

Задачи:

Образовательная

Обобщить и систематизировать знания о конструктивном построении, линейной и воздушной перспективе, а так же о штриховой культуре; проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках о построение и проработки светотенью предметов.

Воспитательная

Создать условия для воспитания умения работать в должном темпе, рисовать последовательно.

Развивающая

Создать условия для развития аналитического мышления, развития умений действовать самостоятельно.

Задание для обучающихся ДХШ:

Закончить этап конструктивного построения и приступить к этапу заложению светотени.

Основные понятия, термины

Светотень, падающая тень, собственная тень, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Формы работы на уроке фронтальная, индивидуальная

Методы:

Словесные рассказ, объяснение, опрос

Наглядные иллюстрация, демонстрация

Практические практическая работа

Средства обучения:

Зрительный ряд презентация «Рисунок. Натюрморт из геометрических фигур», наглядное пособие «Поэтапное построение натюрморта из геометрических фигур», видеоролик с разминкой кистей и пальцев рук.

Литературный ряд цитата Эдгара Дега

Материалы и оборудование

Для преподавателя:

П лан-конспект, презентация, наглядное пособие, ТСО.

Для обучающегося:

Бумага, карандаши разной мягкости, ластик, растушка.

Планируемый результат:

Предметный:

Применять полученные знания об особенностях светотени на разных геометрических предметах. Работать поэтапно в заданном темпе. Личностный:

Развить пространственное мышление и анализирование формы.

Метапредметный:

Умение применять полученные на уроке знания о построении геометрических фигур в таких дисциплинах как «Композиция», «Живопись» и «Дизайн»

Эскиз наглядного пособия Эскиз работы учащихся

 
 

 
 

Рисунок на доске

 
 

 

Этапы урока

1. Организационный этап (2мин)

2. Сообщение темы и цели урока (1мин)

3. Этап повторения пройденного материала (3мин)

4. Этап сообщения нового материала (15мин)

5. Практическая работа (90мин)

6. Подведение итогов урока (19мин)

7. Сообщение домашнего задания (1мин)

Ход урока

1.Здраствуйте ребята меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок рисунка.

С собой на урок у вас:начатая работа, ластик, карандаши разной мягкости (для конструктивного построения вам нужны H или HB, для заложения тона подойдёт 2B), растушка.

2.Тема нашего урока: «Рисунок натюрморта из геометрических фигур. Светотень.

Задача на урок: сегодня вам нужно закончить конструктивное построение предметов и перейти к светотени.

3.Но сначала давайте посмотрим, что вы сделали на прошлом занятие. Анализ работ учащихся. (Заранее просмотрю работы и отмечу недочёты.) На уроке обговорим, что следует поправить.

4. «Рисунок — не то же самое, что форма. Это то, как ты видишь форму» - слова Эдгара Дега. Знали ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Светотень. Это одно из самых важных понятий основ рисунка после понятия о трехмерности пространства (к тому же, это и самые связанные между собой понятия). Светотень и блик у предмета появляются там, где форма меняет свое направление в пространстве по отношению к источнику света. Это границы трехмерного пространства, и если вы рисуете объемный предмет в пространстве, то вам без этих границ не обойтись. Роль таких границ в конструктивной части рисунка очень велика.

Основы светотени.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И нам с вами это необходимо знать. Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре. Вы можете назвать эти фигуры? (куб, цилиндр, конус, шар) У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.

Рассмотрим их по порядку.

Собственная тень

Куб

Вы знаете какая особенность расположения светотени у куба?

Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом». При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома. Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на светотень будет «жестким».

Цилиндр

Может вам уже рассказывали, у цилиндра разлом на светотень отличается от куба и если да, то чем?

Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же, как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени в сторону света – это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность.

Основа светотени:

Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру. Здесь свет и тень не встречаются в одну линию, а между ними есть промежуточные полутона более светлые к свету, и более темные к тени. На цилиндре мы видим «мягкий» разлом.

Конус

Есть ли у конуса какая-нибудь особенность в расположении светотени?

Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и чередование полутонов такое же, как на цилиндре.

Основы светотени

Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у него есть одно существенное отличие. Чем 'уже форма, тем напряженнее и контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень светлеет и как бы расплывается по форме.

Шар

Как у шара построить разлом светотени?

У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света.

Основы светотени

Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся концентрическими кругами от света к линии разлома. Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме.

У шара светотень приобретает, кроме мягкости, еще и воздушность, она, как эллипс, располагается в пространстве.

Граница света и тени темнее, чем сама тень, поэтому тень приобретает признаки рефлекса. Светотень будет одинаково ложиться как на белый, так и на черный или цветной предмет. Любая раскраска предмета или фактура поверхности не изменят законов распространения светотени. Когда в рисунке стоит задача сделать светотень, это означает, что надо проявить форму и расположение предметов безотносительно их тона и цвета. Как правило, такое требование бывает в работе над конструктивным рисунком, когда мы учимся рисовать форму в пространстве.

Падающая тень

Вы знаете как правильно построить падающую тень?

«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. У трех из этих форм – куба, цилиндра и конуса – падающая тень строится по одному принципу, а у шара – по другому.

Куб, цилиндр и конус: у них есть точка, где разлом встречается с поверхностью, на которой стоит форма. Это так называемая «мертвая точка». Это то место, где заканчивается собственная тень и начинается падающая. Через эту точку обе тени связаны.

Шар: у него мы наблюдаем другую картину. Линия разлома проскакивает мимо точки соприкосновения шара с поверхностью, на которой он стоит. И «мертвая точка» отсутствует. Падающая тень ложится вокруг точки соприкосновения шара, как бы обводя ее.

Передача воздушной перспективы

В чем заключается основа воздушной перспективы при рисовании?

Фигуры имеют объем, и эту трехмерность формы мы передаем опять же при помощи линии.

По мере удаления от нас в глубину картинной плоскости, то есть плоскости листа, линия становится менее активной и более тонкой — это «эффект тумана». Применив такой эффект пока только к линии, мы уже на этой стадии рисунка получим состояние воздушной перспективы, линейный рисунок приобретет глубину. Линии первого плана рисунка, по мере приближения к вам, усиливаются карандашом, а линии второго плана рисунка, по мере удаления от вас, ослабляются резинкой.

Плоскость

Первое, что надо построить - это плоскость, на которой находятся

предметы натюрморта. Воспользуйтесь методом линейной перспективы. От того, насколько

правильно вы нарисуете положение плоскости в пространстве, зависит успех

всего рисунка. Вспомним: на плоскости создаются как бы следы предметов;

и только после того, как вы убедитесь, что они действительно «лежат» на

этой плоскости, приступайте к дальнейшему построению предметов

натюрморта в пространстве, то есть возводите каркасы.

Введите легкий тон в тени собственные и падающие; решите тональные отношения между тенями: тени на первом плане должны быть темнее. Введите светотени.

Типичной ошибки:

изображение плоскости, как бы «опрокинутой» на нас; предметы не привязаны к плоскости; штриховка фона «в круговую» или вокруг фигур особенно шара; тональная путаница, тон не разобран по планам, рефлексы такого же тона как свет на предмете.

Полезные находки:

В работе для объединения тона вам пригодиться растушка, если растушевать от теневого ребра к рефлексу заложенную тень (подложку) и сверху пройтись штрихом более твёрдым карандашом по форме предмета, то работа станет более объёмная и ускорит процесс.

Хлеб. Он может заменить ластик. Если вы сильно перетемнили с тоном, то мякиш от хлеба вам поможет. Аккуратно протрите мякишем работу и он впитает графит.

Бортик планшета. При проведении прямых линий можно упирать руку в бортик и проводить так линии.

5.Практическая часть, дети работают самостоятельно. 15 минут на исправление ошибок в линейно-конструктивном рисунке, после высылают в конференцию (группа в Вконтакте). Анализирую и они приступают к 2 этапу – светотень. Высылают работы через каждые 10-15 минут, вместе с учащимся анализируем что получилось и что не удалось.

Видеоролик «Разминка кистей и пальцев рук».

6.Что нового вы узнали? Как правильно построить плоскость? Какие особенности на разных геометрических фигурах вы знаете? Как правильно строить падающие тени? Какие частые ошибки бывают в рисунке?

7. Дома вы самостоятельно закончите этот этап работы и выложите в гугл класс свои рисунки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: