Цели и задачи курса политологии




Шаталин Е.А.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

Методические указания

для самостоятельной работы

Омск 2008

Цели и задачи курса политологии

Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Современная российская действительность в число важнейших выдвигает задачу научно обоснованного управления политической сферой жизни. Наше общество нуждается в такой системе знания, которая позволила бы людям разбираться в сложнейшей мозаике политических явлений и сознательно действовать для реализации своих интересов.

Политология - одна из обширнейших областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Основной целью преподавания этого курса является формирование у студентов системных представлений о месте и роли политики в жизни общества, ее обусловленности материальными, социальными, культурными факторами, понимания закономерностей функционирования и развития политической системы, государственных институтов, общественных политических организаций. При этом наиболее актуальным становится изучение важнейших аспектов современного российского политического процесса: основных идейно-политических течений, проблем становления и развития российской многопартийности, причин возникновения политических конфликтов, кризисов и способов их урегулирования, роли национальных, религиозных, личностных моментов в политике.

Курс политологии призван помочь выработке у студентов умения самостоятельно анализировать реальную политическую ситуацию, ее определяющие противоречия и общественные силы, способствовать формированию осознанной политико-правовой культуры, которая явилась бы основанием в становлении специалиста, личности, гражданина.

Методические рекомендации по использованию учебной и научной литературы

 

Изучение каждой темы следует начинать с проработки учебников и учебных пособий. Это дает возможность ознакомиться с ключевыми проблемами темы и соответствующим терминологическим аппаратом. Последующая работа с научной, научно-популярной и другой литературой позволяет более подробно осветить отдельные вопросы, увидеть неоднозначность трактовки тех или иных проблем, проиллюстрировать выводы, содержащиеся в учебной литературе.

Списки учебной и научной литературы, размещенные после каждой темы курса, носят рекомендательный характер. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям и зачету следует использовать учебники, монографии, сборники статей, периодические издания, не указанные в данном методическом пособии.

Учебную, научную, научно-популярную литературу, необходимую для изучения курса политологии, легче всего найти, пользуясь услугами различных библиотек (центральных, публичных и научных библиотек в областных центрах, вузовских библиотек, библиотек других учебных заведений, библиотек по месту жительства, библиотек производственных предприятий или учреждений). При поиске литературы посоветуйтесь с библиотекарями и библиографами, активнее работайте с различными каталогами, картотеками и указателями, обратите внимание на списки литературы к монографиям и учебникам, вспомогательный аппарат публикаций, специализированные библиографические издания.

Пользуясь систематическим каталогом библиотек, не ограничивайтесь разделом «Политология». Активно привлекайте издания, размещенные в разделах, посвященных истории государства и права, философии, психологии и др. В предметном каталоге ищите литературу, используя ключевые термины, отражающие любую тему, вопрос, организацию, событие, персоналию, которые имеют существенное значение для политологии (власть, государство, право, управление, партия и др.). Библиотечные шифры и индексы изданий, указанных в данном методическом пособии, вы найдете в алфавитном каталоге по фамилиям авторов или названиям книг без указания авторов.

При использовании журнальных публикаций обратитесь к последним годовым номерам издания (№№ 6 или 12), в которых по рубрикам опубликована информация о материалах, напечатанных за год или к картотеке журнальных статей, если таковая имеется в библиотеке.

Для подготовки к занятиям и экзамену рекомендуется использовать следующие учебные пособия, монографии и периодические издания:

 

Основная литература

1. Шаталин Е.А. Политология: Учебное пособие. Омский государственный институт сервиса, 2003. 88 с.

2. Дегтярев А. А. Основы политической теории: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1998. 239 с.

3. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 430 с.

4. Соловьёв А. И. Политология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 559 с.

  1. Пугачев В.П. Соловьев А.И., Введение в политологию: учебник для студентов высших учебных заведений,-3-е издание переработанное и дополненное –М: Аспект Пресс, 2000.-447с.-

6. Политология: Курс лекций / Под. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. 608 с.

 

Дополнительная литература:

7. Политология: хрестоматия / Сост. Проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. М.: Гардарики, 1999. 843 с.

8. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 1999. 472 с.

9. Политология: Альбом схем / Сост.: Е. В. Макаренков, В. И. Сушков. М.: Юристъ, 1998. 208 с.

10. Политическая энциклопедия: в 2 т. / Нац. обществ. научн. фонд; Научн. ред. совет: Семигин Г. Ю. и др. М.: Мысль, 1999. 2 т.

11. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. 5 т.

  1. Алюшин А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности // Полис. 2006. № 5.
  2. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6.

14. Арендт Х. Истоки тоталитаризма: Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

15. Аснер П. Насилие и мир: Пер. с фр. С.-Пб.: Всемирное слово, 1999. 352 с.

16. Арон Р. Мир и война между народами. М.: NOTA BENE, 2000. 880 с.

17. Ашин Г. «Демократический элитизм» – реальность или иллюзия? // Власть. 1998. № 4. С.61–64.

18. Барсукова С.Ю. Власть и бизнес: новые правила игры // Полис. 2006. № 6.

19. Белов Г. А. Политология: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 303 с.

  1. Белоусов А.Б. Дискретная модель лоббистской коммуникации // Полис. 2006. № 4.

21. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. 320 с.

22. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. 256 с.

23. Бутенко А. П., Миронов А. В. Нация, национализм, суверенитет // Соц.-полит. журн. 1998. № 3. С. 113–128.

24. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

25. Власть: Очерки современной политической философии Запада / Под. ред. В. В. Мшвениерадзе. М.: Наука, 1989. 328 с

26. Гаджиев К. С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 432 с.

27. Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. М.: Междунар. Отношения, 2001. 464 с.

  1. Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века // Полис. 2005. № 4.
  2. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2, 3.
  3. Глебова И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Полис. 2006. № 1.

31. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 444 с.

32. Даль Р. Введение в теорию демократии: Пер. с англ. М.: Наука, 1992. 160 с.

33. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3.

34. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. М.: Весь Мир, 1997. 544 с.

35. Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический Проект, 2000. 558 с.

36. Дьюи Дж. Демократическое государство // Полис. 1994 № 3. С. 38–44.

37. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 573 с.

38. Ильин О. А. Электоральное поведение как научное направление российской политологии (90-е годы) // Полит. наука. 1999. № 3. С.256–279.

39. Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах // Полис. 1994. № 3. С. 13–37.

40. Кара-Мурза С., Ормигон М., Пискунов Д. Идеология и наука – не антиподы! // Общественные науки и современность. 1991. № 5. С. 91–100.

41. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. 2007. № 1.

42. Кола Доминик. Политическая социология: Пер. с фр. М.: Весь мир, ИНФРА-М, 2001. 406 с.

43. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с.

44. Короткова Н. В. Разработка Г. Д. Лассуэллом методов политического психоанализа // Соц.-полит. журн. 1998. № 4. С. 193–209.

45. Косиков Г. Идеология. Коннотация. Текст / Р. Барт. S/Z: Пер. с фр. М: РИК «Культура», 1994. С. 277–302.

46. Лапкин В. В., Пантин В. И. Геоэкономическая политика: предмет и понятие (К постановке проблемы) // Полис. 1999. № 4. С. 42–59.

47. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. 2000. № 1.

48. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762–1914. М.: Русский путь Полиграфресурсы. 1995. 549 с.

49. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.

50. Лоун Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки // Полис. 1999. № 5. С. 108–121.

51. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 84 с.

52. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. 700 с.

53. Международные отношения: социологические подходы / Под. ред. П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 1998. 350 с.

54. Модельски Дж. Эволюция глобальной политики // Полис. 2005. № 3,4.

55. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К. Г. Юнга. СПб.: Ювента, 1996. 382 с.

56. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997. 640 с.

57. Панарин А. С. Философия политики: Учебное пособие для вузов. М.: Новая школа, 1996. 424 с.

  1. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2.
  2. Пивоваров Ю.С. Русская Власть и публичная политика // Полис. 2006. № 1.

60. Политическая история России: Учебное пособие / Отв. ред. В. В. Журавлев. М.: Юристъ, 1998. 696 с.

61. Политическая наука: новые направления / Ин-т «Открытое общ-во»; Под. ред. Гудина Р., Клингеманна Х.-Д.; Научн. ред. рус. изд. Шестопал Е. Б. М.: Вече, 1999. 815 с.

  1. Панов П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России (Кроссрегиональный сравнительный анализ) // Полис. 2005. № 5.

63. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Феникс, 1992. 2 т.

  1. Рахшмир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. № 5.
  2. Сергунин А.А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис. 2005. № 6.

66. Современная сравнительная политология: Хрестоматия / Моск. обществ. научн. фонд; Научн. ред. Голосов Г. В., Галкин Л. А. М., 1997, 378 с.

67. Современный либерализм / Пер. с англ., сост., предисл. Л. Б. Макеева. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 248 с.

68. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия // Полис. 1995. № 1.

69. Френкин А. А. Западногерманские консерваторы: кто они? М.: Международные отношения, 1990. 216 с.

70. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: Пер. с фр. М.: Ad Marginem, 1999. 478 с.

71. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. 176 с.

72. Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости, 1992. 304 с.

73. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 35–67.

74. Шмитт К. Политическая теология: Пер. с нем. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 333 с.

75. Юсим М. Э. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. 158 с.

76. Яшлавский А. Э. Тоталитаризм: взгляд из Франции // Вестник МГУ. Сер.12, Политич. науки. 1999. № 2. С. 17–37.

Тема 1. Введение в предмет.

 

Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. Поэтому закономерно в человеческом знании зародилась и сформировалась особая отрасль научных исследований, занимающаяся изучением политики.

Освещение данной темы следует начать с рассмотрения следующих вопросов: что же представляет собой политология как наука? Каково ее содержание и предмет исследования? Какое место политология занимает в системе обществоведения?

Современная политическая наука развивается на основе эволюции политической мысли, накопленных знаний, совершенствования методов анализа политической практики, преимущественно западной. Дайте краткую характеристику основным направлениям в политологии (институциональное, структурно-функциональное, системное, бихевиористское).

При изучении конкретных явлений и процессов политология использует различные методы. Расскажите о тех из них, которые получили наиболее широкое распространение (исторический, социологический, сравнительный, системный и др.).

Рассматривая социальную роль политологии, перечислите основные функции, выполняемые ею. Как вы считаете, может ли политическая наука выработать практические рекомендации по созданию условий стабильного политического развития общества? Свой ответ обоснуйте.

Очевидно, что политические знания особенно важны для тех, кто профессионально включен во властные структуры. А какова роль политологии в подготовке сотрудника органов внутренних дел?

Далее при изучении темы вам предстоит рассмотреть комплекс вопросов, раскрывающих специфику политики как социальной реальности, ее основные составляющие, включая понятия субъекта и объекта политики, политических отношений и др.

При рассмотрении вопроса о сущности политики необходимо показать, что ее природа социальна, так как политика рождена обществом, и ее развитие определяется развитием общества. Существование политической сферы жизни общества также объективно, как и существование остальных (экономической, социальной, духовной), а ее влияние столь значительно, что изменения в политике могут привести к изменению жизни многих миллионов людей. Когда, на ваш взгляд, возникает политика?

Охарактеризуйте фундаментальные основы политики (экономические, социально-классовые, исторические и пр.). На конкретных примерах покажите взаимосвязь политики и экономики. Назовите функции политики.

Особое внимание уделите проблеме субъекта и объекта политики. Укажите, какими признаками обладает субъект политической деятельности. Какие из социальных субъектов можно отнести к числу субъектов политических? Расскажите об объектах политики и сделайте вывод о диалектической взаимосвязи субъектов и объектов политики.

В заключение покажите, что политические отношения - взаимодействия субъектов политики по поводу завоевания, удержания и использования политической власти. Какие формы политического взаимодействия вы можете назвать?

 

Контрольные вопросы

1. Каковы место и роль политологии среди других социальных и гуманитарных наук?

2. Назовите основные принципы системного подхода в изучении политических явлений.

3. Каковы реальные возможности проведения эксперимента в политологии?

4. Расскажите об экономических основах политики. Приведите соответствующие примеры.

5. Может ли существовать деполитизированное общество?

Тема 2. Политическая власть

 

Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех социальных и политических теорий. Всегда считалась аксиомой неразрывная связь между властью и политикой. В самом общем виде политику можно определить как деятельность, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти в обществе. Поэтому вполне закономерно, что власть - это ключевая категория политологии.

При изучении темы необходимо учитывать, что существуют различные концептуальные подходы к анализу феномена власти: бихевиористский, релятивистский, системный и т.д. Вам следует понять их сущность, четко уяснить различия и сходство между ними. Акцентируйте внимание на структуре властеотношения (субъект и объект властвования), на его асимметричном характере (господство - подчинение), на существовании различных уровней власти (микро-, мезо-, макро- и мегауровне). Объясните специфику политической власти, ее отличие от других форм власти в обществе. Назовите сущностные черты и основные функции политической власти.

При изучении источников и ресурсов власти руководствуйтесь следующей схемой: контроль над ресурсами как основание власти - процесс перевода оснований власти в ее проявления - сеть отношений влияния как проявление власти. Охарактеризуйте основные виды властеобразующих ресурсов и продемонстрируйте на конкретных примерах процесс их перевода в реальную власть.

Далее обратите внимание на проблему соотношения понятий «легальность» и «легитимность» политической власти, объясните различие между ними. Раскройте смысл понятия «легитимное господство» и рассмотрите его основные типы - традиционный, рационально-правовой (легальный), харизматический.

Завершая изучение темы, обратите внимание на проблему взаимоотношений политической власти и оппозиции. Уясните различие между системной и внесистемной формами политической оппозиционности. Какие формы и методы политической деятельности используются оппозицией? Приведите соответствующие примеры из прошлой и современной политической жизни России и других государств. В заключение сделайте вывод о роли оппозиции в политической системе общества.

Контрольные вопросы

 

1. Каковы сущностные характеристики власти? Почему власть является асимметричным отношением?

2. Проанализируйте основные концепции политической власти. Дайте характеристику бихевиористскому пониманию власти.

3. Приведите примеры использования силы в качестве одного из источников власти в современных условиях.

4. Что можно отнести к ресурсам политической власти? Существует ли универсальный ресурс политической власти?

5. Какими средствами и методами политическая власть добивается сохранения легитимности?

6. Дайте характеристику особенностям функционирования оппозиции в демокра-

тическом обществе.

Тема 3. Политическая система общества

Любое современное общество имеет сложную систему социальных институтов и норм, посредством которых осуществляются политико-властные отношения. Познание этого механизма имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Проблема политической системы общества, включая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и др., является одной из центральных проблем курса политологии.

Ознакомьтесь с соответствующей лекцией во втором разделе пособия.

При подготовке к ответу на эту тему важно выяснить место и роль политической системы в ряду других систем общества, показать ее специфику. Дайте развернутую характеристику основным элементам политической системы - институциональной подсистеме (политической организации общества), регулирующей подсистеме (политическим и правовым нормам), коммуникативной подсистеме (политическим отношениям), политико-идеологической подсистеме (политическому сознанию и политической культуре). На конкретных примерах покажите их взаимосвязь и соотношение. При этом особое внимание следует обратить на центральный компонент политической организации общества - государство.

Анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального значения. В этой связи необходимо пояснить, в чем выражается ее властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская, регулирующая и др. функции. Раскрыв содержание этих вопросов, попытайтесь сформулировать главные причины смены одной политической системы другой, увязав причину и следствие, вскрыв противоречивость и многообразие политической жизни общества.

Далее акцентируйте внимание на существующих в политологии подходах к типологизации политических систем: формационный; социально-экономический; организационно-политический; критерий состояния политической культуры в обществе; комплексный критерий, включающий уровень производственно-технологического, социально-экономического, политического развития общества. Необходимо учитывать условность всех типологий, поэтому попытайтесь отметить их положительные стороны и ограниченности.

Анализ сущности политической системы будет неполным без рассмотрения вопроса о политическом режиме как способе функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Какие типы политических режимов вы знаете? Дайте характеристику их основных черт.

В заключение рассмотрите соотношение понятий "государство" и "гражданское общество". Гражданское общество - социальный демократический организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, культурных и др.), огражденных законодательством от регламентации их функционирования и развития со стороны государственной власти. Каковы особенности взаимодействия гражданского общества с государством?

Необходимо уяснить, что гражданское общество как исторический феномен возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Установление характерных для гражданского общества взаимоотношений государства, социальных групп и личностей предполагает наличие ряда предварительных условий. Поэтому назовите и охарактеризуйте основные условия формирования гражданского общества в экономической, социальной, политической, духовной сферах.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные методы и подходы в анализе политической системы общества, используемые политологией.

2. Перечислите основные подсистемы политической системы общества. Какова их роль в развитии данной системы?

3. Проанализируйте соотношение понятий «политическая система общества» и «политика».

4. Почему для того, чтобы составить представление о реальной политической власти в той или иной стране, необходимо знать особенности господствующего политического режима?

5. Назовите основные типы политических режимов. Чем отличаются они друг от друга?

6. Какие факторы способствуют становлению гражданского общества, а какие препятствуют этому?

 

Тема 4. Политическая идеология

 

Понятие «политические идеи современности» используется для обозначения соответствующих реалиям ХХ века теорий и концепций, в которых выражено отношение к политической действительности, государству и политической власти. На концептуально-теоретическом уровне они представляют собой совокупность принципов и идеалов, на уровне политической практики реализуются в деятельности политических партий, лоббистских групп, включенных в борьбу за власть.

Ознакомьтесь с соответствующей лекцией во втором разделе пособия.

Изложение данной темы начните с выяснения причин появления в политической жизни феномена идеологии. Возможно ли деидеологизированное общество?

Дайте характеристику структуры идеологии, ее основных функций и признаков. Вы должны понять и уметь объяснить, почему идеологию связывают с мифологическими пластами человеческого сознания и относят к области «политического воображаемого». Можно ли рассматривать идеологию как особый тип верований, своеобразную светскую религию?

Далее необходимо уяснить, что первая и осевая идеология современности - либерализм. В настоящее время практически не существует такой идеологической системы, которая не испытала бы на себе мощного влияния либеральных идей. Покажите, какой вклад в становление и развитие демократизма внесли представители этого идейно-политического течения. Анализируя основные положения либерализма, раскройте суть либеральной концепции государства-«ночного сторожа».

Что оказало влияние на изменение ряда постулатов классического либерализма и вызвало появление неолиберализма («социального либерализма»)? Уделите особое внимание проблеме соотношения положений классического и нового либерализма.

Рассматривая сущность консервативной идеологии, нужно помнить, что она возникла как реакция на широкое распространение либеральных идей. Кратко расскажите об основных чертах классического консерватизма. Объясните, чем консерватор отличается от реакционера.

Далее более подробно охарактеризуйте феномен неоконсерватизма, его политические и экономические установки. Сравните неоконсервативную экономическую программу с аналогичной программой классических либералов. Подумайте, чем можно объяснить формирование на Западе либерально-консервативного консенсуса.

Знакомясь с идеологией современной социал-демократии, рассматривайте его как одно из направлений социалистической мысли. Чем это идейно-политическое течение отличается от коммунистической идеологии? Затем сопоставьте основные идеи социал-демократизма с либеральными и консервативными установками. Обратите внимание на идентичность экономических платформ социал-демократов и неолибералов. Каковы позиции всех трех идеологических течений по вопросу их отношения к ценностям демократии? Постарайтесь объяснить преимущества и недостатки практики государственного регулирования экономической и общественной жизни. Подумайте, чем объясняется периодическое чередование у власти левых и правых партий, которое в политологии получило название «политического маятника».

При изучении всей темы следует максимально использовать методы сравнительного анализа, сопоставляя содержание (социально-философское, политическое, экономическое) различных идеологических систем.

Темы докладов и рефератов

1. Либерализм в современной России.

2. Право в системе ценностей либерализма.

3. Неоконсерватизм в современном обществе: новое дыхание?

4. Современные модификации социалистической идеи.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте функции политической идеологии.

2. Какое место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы и прав человека и гражданина?

3. Что такое классический либерализм и новый либерализм? Каковы различия между ними?

4. Назовите важнейшие сущностные характеристики консерватизма.

5. Объясните место и роль социокультурного и религиозного традиционализма в консерватизме.

6. В чем отличие социал-демократизма от либерализма и консерватизма?

Тема 5. Политические партии и общественные движения

Несмотря на сравнительно недавнее происхождение, политическая партия - одно из важнейших достижений цивилизации, необходимейший в современной общественно-политической жизни институт.

Рассматривая вопрос о сущности политической партии, перечислите ее основные признаки. Чем было вызвано появление политических организаций такого рода? Какую роль в процессе становления политических партий сыграло рабочее движение?

Место и роль партии в политической системе во многом определяется ее функциями. Они отражают основные задачи и направления деятельности партии, ее назначение в обществе. Дайте характеристику основным функциям партий.

Политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. Познакомьтесь с несколькими типологиями политических партий, при этом более подробно остановитесь на характеристике кадровой и массовой партии.

В любой стране партии, их окружение, их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и с политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть «партийной системой». Наиболее распространена «усложняющаяся», или количественная, классификация партийных систем. Расскажите о ней. Проведите сравнительный анализ достоинств и недостатков двухпартийной и многопартийной систем.

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют также политические организации и движения. Приведите примеры общественных объединений такого рода. Чем они отличаются от политических партий? Назовите виды общественных движений (в зависимости от их социального состава, сферы деятельности, целей, способа организации и т.д.).

Расскажите об основных этапах становления многопартийности в современной России. Какими путями создавались политические партии? Перечислите основные партии и общественные движения нашей страны. Постарайтесь дать краткую характеристику их программ и политической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Покажите роль партий в политической системе общества.

2. В чем отличие партии от заинтересованных групп?

3. Какие типологии политических партий вы знаете?

4. Расскажите о конкретной структуре многопартийной системы - партийном укладе.

5. В чем состоят отличия правящих и оппозиционных партий?

6. Расскажите об источниках и способах финансирования политических партий.

7. Дайте развернутую характеристику партийной системы современной России.

 

Тема 6. Политические элиты и политическое лидерство

 

Любое общество представлено управляющими и управляемыми, теми, кто осуществляет политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляется. Разрабатывая и проводя в жизнь политические программы, политическая элита составляет основу функционирования политической системы. Факт существования политической элиты - это инвариант, неизменная составляющая политической жизни, которая не зависит от смены эпох, форм правления или типов режимов.

Освещение вопроса о сущности этого политического явления следует начать с характеристики объективных и субъективных факторов, определяющих неизбежность деления общества на управляющих и управляемых. Коротко расскажите об основных теориях элит.

Раскрывая особенности структуры и внутренней дифференциации властвующей элиты, объясните различие между понятиями «властвующая элита» и «политическая элита», покажите взаимосвязь политической и экономической элиты. Назовите функции политической элиты.

Обратите внимание на две основных тенденции в механизме формирования политических элит. Какая из этих тенденций, по вашему мнению, преобладает в формировании современной российской политической элиты?

Переходя к следующему вопросу темы - проблеме политического лидерства, следует принять во внимание, что лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Там, где возникает то или иное человеческое сообщество, там появляются и лидеры. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики.

Через характеристику основных функций политических лидеров раскройте сущность этого явления. На основе каких критериев различают формальное и неформальное политическое лидерство? Приведите соответствующие примеры.

Раскройте суть современных теорий политического лидерства: теории черт, ситуационной теории, так называемые синтетические концепции.

Назовите критерии, на основе которых составляются типологии политических лидеров. Попытайтесь установить логическую связь между веберовскими типологиями лидерства и политического господства (см. тему 2). Особое внимание обратите на особенности харизматического лидерства. Характеризуя одну из типологий, в основе которой лежат личностные черты лидера и ситуация, в которой он действует, подумайте, кого из современных российских политиков можно отнести к выделяемым ею типам лидеров («знаменосец», «служитель», «торговец», «пожарный»).

В заключение рассмотрите факторы, оказывающие воздействие на формирование политического лидера. Какой из них, по вашему мнению, оказывает решающее воздействие на формирование определенного типа политического лидера?

 

Темы докладов и рефератов

1. Современные теории элиты.

2. Лидеры и их культ в политике.

3. Политические лидеры: политическое соперничество и политическая борьба.

4. Новые российские элиты: структура, психология, политические позиции.

6. Популизм как политическое явление.

7. Правовая культура современной российской политической элиты.

Контрольные вопросы

1. Объясните различие между понятиями «властвующая элита» и «политическая элита».

2. Раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества.

3. Дайте характеристику основным теориям политических элит.

4. Определите различие между понятиями «лидер», «политический лидер», «менеджер», «руководитель».

5. Объясните сущность типологии лидерства по М.Веберу.

6. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер?

 

 

Тема 7. Геополитика и внешнеполитические приоритеты России

Ознакомьтесь с темой в соответствующем разделе пособия.

При ее рассмотрении необходимо учитывать, что существуют различные концептуальные подходы к анализу властных отношений на мегауровне. Наиболее влиятельными из них является геополитика, исследующая пространственную логику межгосударственных взаимодействий, и концепция баланса сил, на которой базируется традиционная теория международных отношений. Общим для них является взгляд на политику как на пространство борьбы силовых потенциалов по поводу власти (т.н. «силовая модель политики» или «политический реализм»).

Изучение геополитических концепций невозможно без знаний географии, поэтому при подготовке рекомендуется использовать географическую карту. Необходимо не только знать ключевые понятия, которым и оперирует геополитика - Хартленд, Римленд и т.д., но и наглядно представлять себе основные геополитические модели. Ни одна из концепций геополитики не является нейтральной в политическом отношении, каждая из них несет на себе отпечаток внешнеполитических устремлений и амбиций той или иной державы. Следует учитывать этот факт при проведении сравнительного анализа различных геополитических теорий. Попытайтесь найти примеры из области современной мировой политики, которые бы подтверждали, или наоборот, опровергали те или иные геополитические схемы.

При изучении теории баланса сил обратите особое внимание на меняющийся характер мировой власти и причины происходящих изменений. Необходимо четко усвоить смысл и содержание понятий «баланс сил», «гегемония», «жесткая» и «мягкая» власть, применять их при анализе современной международной ситуации. Используйте при подготовке информацию об основных характеристиках современной модели многополярности - факторах национального могущества, интересах государств, основных сферах борьбы и конкуренции и т.д.

В рассмотрении вопроса о месте России в системе многополярного мира акцентируйте внимание на изменении геополитических позиций нашего государства, потерю им статуса второй сверхдержавы. Распад СССР знаменовал собой конец прежней двухполюсной структуры мирового порядка и переход к полицентричной модели межгосударственного устройства. Поэтому необходимо четко представлять себе место России в новом международном раскладе сил, реальные и потенциальные угрозы ее безопасности, возможные модели ее поведения на мировой арене. Подумайте, почему стратегия «балансирующей равноудаленности» представляется многим исследователям наиболее адекватной внешнеполитической программой для России. Сопровождайте свои ответы конкретными примерами из области международных отношений.

Контрольные вопросы

 

1. Какую роль в геополити



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: