Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет




Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Государственный бюджет - это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

1) имеет юридическую силу;

2)утверждается парламентом;

3)правительство организует его исполнение.

Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? (доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)

Дефицит бюджета (или государственный дефицит) – это превышение расходов бюджета над доходами.

Антоним (противоположное значение) бюджетного дефицитабюджетный профицит.

Ситуация, когда налоги и другие поступления в бюджет не покрывают всех расходов государства, не редко случается в жизни многих стран.

Казалось бы, ведущие экономисты страны должны работать над методами экономической политики, чтобы в стране всегда был бюджетный профицит. Но это не так. Слишком хорошо – тоже плохо. Результатом профицитного бюджета может стать перегруженность экономики, снижение эффективности использования бюджетных средств. Поэтому идеальное явление – сбалансированность бюджета.

Методы достижения сбалансированности бюджета:

1. Ограничение бюджетных расходов. Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разного уровня (например, региональным и местным - если в одном профицит, а в другом дефицит, можно слегка уравнять их).

3. Мониторинг деятельности бюджетных организаций.

4. Стимулирование экономики.

5. Решение социальных задач.

6. Соблюдение принципов экономии расходов.

7. Эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Причины образования дефицита бюджета.

1. Расходы, связанные с перестройкой экономики (инвестиции в промышленность, например).

2. Экономический кризис.

3. Форс-мажор (катастрофы, стихийные бедствия, война, массовые беспорядки),

4. Неэффективная финансовая система.

5. Политический популизм (рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами).

6. Коррупция.

7. Неэффективная налоговая политика.

 

Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения:

  • случайный дефицит (больше характерен для местных бюджетов);
  • действительный дефицит (дефицит, который закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, хотя может оказаться как выше, так и ниже этой величины).

По длительности:

  • хронический (повторяющийся из года в год);
  • временный (случайные колебания доходов и расходов, не опасные для экономики).

По прогнозам:

  • плановый (предусмотренный);
  • внеплановый (непредвиденный).

По отношению к государственному долгу:

  • первичный (не имеющий отношения);
  • вторичный (вызван необходимостью платить проценты по госдолгу).

Покрытие дефицита бюджета.

Существует три стандартных варианта покрытия дефицита:

1. Эмиссионное покрытие: выпуск дополнительных денег. Естественно, это тут же вызывает инфляцию. Таким видом покрытия следует пользоваться с особой осторожностью.

2. Налоговое покрытие: введение дополнительных налогов или увеличение ставок существующих. Здесь есть два опасных момента – возможный переход некоторых предпринимателей в теневой сектор (уклонение от налогов) и массовые недовольства и даже бунты населения.

3. Секвестирование бюджета: снижение всех статей расходов в бюджете. Некоторые статьи, как например государственный долг, секвестировать невозможно (Хотя! Недавно Украина сама себе разрешила не выплачивать внешние долги).

Еще один вариант покрытия дефицита – это финансирование. Обычно это означает, что страна залезает в долги.

Государственный долг.

Государственный долг – это заимствование государства с целью покрыть дефицит бюджета.

Обычно размер государственного долга указывают в национальной валюте или в другой валюте (доллары, евро. Все страны разные – разные по территории, количеству населения, потенциалу экономики и т.д.

Долг в миллиард долларов – ерунда для Германии и катастрофа для республики Конго. Поэтому самый правильный показатель долга – это в процентах ВВП. ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности данной страны или принадлежат иностранцам.

Лидером по госдолгу среди развитых стран является Япония: в разные года ее долг колебался от 220 до 250% ВВП. Долг Греции – около 170% ВВП, Италии – около 120%. Не малый долг и у США – около 100% ВВП, больше чем у Франции и Германии (70-80% ВВП). Государственный долг России составляет 13% ВВП.

Следует учитывать, что при изучении государственного долга страны (не имеет значения в долларах или процентах от ВВП) не учитывается, сколько другие страны должны этому государству. Так что этот показатель не единственный, который нужно брать во внимание при анализе экономического потенциала стран.

Последствия государственного долга:

  • переложение налогового бремени на последующие поколения;
  • перераспределение доходов населения;
  • вытеснение частных вкладов (выпуск государственных ценных бумаг).

 

Домашнее задание. Повторить изученное. Выполнить конспект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: