И в течение 30 лет – Анна Щетинина избиралась Народным депутатом СССР.




Факты из жизнеописания Анны Щетининой,

достойные удивления, восхищения и размышления…

 

- Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года в поселке станции Океанская под Владивостоком, на берегу моря. И место ее рождения, похоже, определило ее дальнейшую судьбу.

- Закончив школу, Анна поступила во «Владивостокский водный техникум путей сообщения» и стала единственной девушкой на курсе. Учиться было нелегко: будущие штурманы изучали физику, математику, астрономию, устройство основных судовых механизмов и конструкцию судов.

 

- В 20-е годы XXв. женщины новой России активнейшим образом участвовали в строительстве нового мира, стремясь освоить все ранее недоступные им сферы деятельности.

 

- 1926 год – Анна ушла в первое заграничное плавание. Заграница началось в Хакодате - японском городе, расположенном в 6 часах езды от столицы государства. Самым большим желанием Анны было побывать на берегу. На молоденькую девушку большое впечатление произвели магазины японских тканей, в которых со вкусом были разложены и развешены материи самых различных расцветов. Анна выбрала себе материал для кимоно - и это была ее первая покупка.

 

- Закончив техникум, Анна получает диплом, и её направляют работать на Камчатку.

 

"Любите море, и оно ответит взаимностью!"

А.Щетинина

 

 

- За 6 лет Анна проходит путь от матроса до старшего помощника капитана и совершает два заграничных рейса. В 1931году - в Германию. В 1932 году - в Италию.

 

- В 1935 году, в 27 лет Анна Щетинина становится капитаном дальнего плавания.

Еёне пугает капитанская должность, связанная с ответственностью за всё, что происходит на судне: за сохранность груза, за работоспособность всех механизмов, за жизнь экипажа.

 

 

- В этом же году Анна отправляется в Германию, чтобы принять от немецких моряков сухогрузный пароход «Хохенфельс», (переименованный после в «ЧавЫчу»), чтобы перегнать его в Россию.

 

-Путь из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский был неблизким и нелёгким, и поэтому германская комиссия ждала, что русские пришлют опытного моряка. Но каково же было их удивление, когда им представили в качестве капитана миловидную молодую девушку в пальто и модной шляпке.

 

Приняв в Германии свой первый пароход, Щетинина успешно перегоняет его из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский.При этомона не только делает этов более короткий срок, чем другие капитаны, но и производит некоторую экономию валюты. За этот сложнейший переход через три океана Анна была награждена благодарностью и денежной премией.

 

- Первый рейс Анны привлек внимание всей зарубежной прессы. Журналисты описывали, как выглядит советская «леди-капитан», сколько ей лет, во что одета, как управляет судном и экипажем.

 

- Особое внимание к женщине-капитану было в Сингапуре. Журналисты проявляли исключительный интерес ко всем деталям, связанным с «небывалым в истории мореплавания фактом». Статьи о Щетининой, буквально затмили все остальные темы.

 

-Поначалу Анну даже подозревали в том, что она "подставной" капитан, направленный Советами в рейс "в агитационных целях", но потом журналисты убедились, что Щетинина - настоящий моряк. Сингапурская газета "Санди таймс" писала 15 августа 1935 года: "Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины. Она строга, но справедлива".

 

- Заголовки центральных немецких газет также пестрели красивым именем Анна. Слава о ней полетела впереди судна. В каждом порту, куда заходила «ЧавЫча», её ждали сотни зевак, желающих поглядеть на женщину-капитана.

 

- На родине, в России, «ЧавЫчу» и молодого капитана встретили торжественно: на всех судах подняли флаги расцвечивания, а когда «ЧавЫча» стала подходить для швартовки к причалу, все суда загудели во всю мощь. После швартовки тут же, на пирсе, состоялся митинг.

«Первые годы капитанства шли «на одном дыхании».

А.Щетинина

 

- Во всем мире нет таких трудных условий плавания, как плавание в российских северных водах. Места почти неисследованные или малоисследованные, средств ограждения нет. Туманы и неисследованные морские течения были причиной многих аварий судов.

-Зимой 1936 года капитанАнна, благодаря своему профессионализму и выдержке, успешно вывела из чрезвычайной ситуации пароход «ЧавЫча», который в течение 11 суток был затерт льдами.

(За время вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели на жесткий паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу — по 400. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали с льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. Так добыли около 100 т. воды).

-Работать Анне было нелегко. Если экипаж «ЧавЫчи» уважал своего капитана, то о береговых чиновниках этого сказать было нельзя. К женщине-капитану многие всё ещё относились пренебрежительно, не спешили выполнять её просьбы о ремонтах и комплектовании судна топливом и грузами. Иногда просто игнорировали запросы, поданные в рабочем порядке. Но Анна умела постоять за себя, и очень скоро о её суровом нраве начали ходить легенды.

- Таким образом, в кабинетах чиновников Щетининой приходилось биться пожёстче, чем с северными льдами или океанскими волнами.

 

- Славу первой в мире женщины-капитана активно использовали в интересах советской дипломатии. С госпожой Щетининой, как утверждали опекавшие Анну дипломаты, хотели познакомиться многие влиятельные персоны, полезные для советского государства.

 

- Прибывая в чужую страну, Анна должна была посещать приёмы и другие мероприятия, на которых она встречалась и налаживала отношения с важными зарубежными чиновниками морских ведомств и гражданскими специалистами.

 

- Анна Щетинина обладала острым умом, прекрасным вкусом и женским чутьем, что позволяло ей формировать собственный стиль и чувствовать себя уверенной при посещении светских и деловых приемов. К тому же она хорошо владела английским языком и знала этикет и правила общения с заграничными коллегами.

 

-В 28 лет –Анна Щетинина получила за ударный труд первую государственную награду «Орден трудового красного знамени».

 

 

-1938 год был одним из самых трудных в жизни молодой женщины- капитана:

-в этом году Анне было поручено, практически с нуля, создать во Владивостоке морской рыбный порт;

-в этом же году Анна решила поступить в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, чтобы получить высшее судоводительское образование;

-в этом же году был арестован ее муж.

 

Но этот же, 1938 год, оказался и удачным для Анны:

-за полгода ею был создан морской рыбный порт во Владивостоке;

-она успешно поступила в институт;

-муж был реабилитирован и выпущен из заключения.

 

-1940 год - Всего за 2,5 годаАнна закончила четыре курса института.

 

-1941 год - Находясь в Ленинграде, Анна узнаёт о готовящейся масштабной переброске судов на Дальний Восток и решает принять участие в этой серьезной работе. Учеба в институте приостановлена.

 

21 июня 1941 года - Приняв в порту Лиепаи пароход «Бира», Анна привела его в Ленинград, откуда ей надлежало переправить его в Охотское море. Но на следующий день грянула война.

 

1941 год - Анну назначили капитаном на старенький транспорт «Сауле», спущенный на воду в 1890 году. Этот «старичок», получивший военное имя ВТ-533, под командованием Щетининой курсировал между портами Финского залива, перевозя солдат, патроны и снаряды, а также уголь и дизельное топливо. Он неоднократно подвергался атакам с воздуха, как в одиночном плавании, так и в составе военных конвоев.

 

-28 августа 1941 года из Таллина в Кронштадт вышел караван из 225 кораблей, в составе которого был и транспорт «Сауле». До пункта назначения из 225 судов дошло 163 - под бомбежками фашистов погибло 62 корабля и больше десяти тысяч человек.

 

- Тихоходный «Сауле », который вела Анна, не попал в эту мясорубку, так как ещё по пути в Таллин был подожжён немецкими штурмовиками.

Пароход едва держался на плаву, на нем были раненые и погибшие, но Щетининой удалось отремонтировать судно и привести его в Кронштадт, сохранив почти всех своих людей.

 

За эту операцию капитана Анну Щетинину наградили орденом Красной Звезды, а позже - медалью «За оборону Ленинграда».

 

- В конце осени 1941 года Щетинину и ещё несколько опытных капитанов, имевших опыт плавания в северных морях, вывезли из блокадного Ленинграда в Москву, а оттуда отправили поездом обратно на Дальний Восток. Эту группу капитанов готовили для судов ленд-лиза.

 

- В 1943 году Анна получила под своё командование пароход «Жан Жорес», переданный Советскому Союзу американцами по программе ленд-лиза.

Существует легенда, что президент США Франклин Рузвельт, восхищенный отвагой и мужеством женщины-капитана, подарил «Жан Жорес» лично Анне Ивановне.

 

- До конца войны Анна17 раз пересекала Тихий океан, доставляя военные грузы в порты Дальнего Востока из США и Канады. Эти рейсы получили название «огненных». Наши суда, курсировавшие между материками, нередко становились жертвами неких неопознанных (предположительно японских) подводных лодок. Несмотря на то, что Япония официально не находилась в состоянии войны с Советским Союзом, её подводники не стремились соблюдать нейтралитет.

 

- На «Жан Жоресе» Анна Щетинина со своими боевыми товарищами служила Родине не только до конца войны с Германией, но и во время боевых действий против империалистической Японии.

Капитуляция страны восходящего солнца ознаменовала для Советского Союза полное окончание войны. Анна как участница боевых действий была награждена медалью «За победу над Японией».

 

1944 году Анна была гостьей американской кинематографической фирмы «Твентис сенчюри фокс филм корпорейшн».

На приеме в честь неё, капитана русского парохода «Жан Жорес», прозвучала патефонная пластин­ка с записью «Интернационала», который являлся в то время Гимном Советского Союза.

«Трудно было выразить те сильные чув­ства, которые владели мною... – вспоминала Анна. - Горстка советских людей на далеком западном континенте слышит гимн своей стра­ны… которая приняла на себя главный удар в жестокой битве с фашизмом».

 

-Анна любила суда, на которых ей довелось плавать. Относилась к ним трогательно, как к настоящим верным друзьям. Признавалась: «Как только перехожу сходню - касаюсь рукой планширя судна и, здороваясь с ним, шепчу ему приветствие, чтобы никто не заметил».

 

«Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».

А.Щетинина

- В 1947 году - Анна возвращается в Ленинград, чтобы завершить своё образование в Институте водного транспорта, и после почти семилетнего перерыва в обучении защищает диплом.

Здесь же, в Балтийском морском пароходстве, на протяжении следующих двух лет она работает в капитанской должности на шести разных судах.

На пароходе «Дмитрий Менделеев», например, она доставляет в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца в период оккупации.

 

-В 1949 году - Анна Щетинина начинает осваивать новый для себя вид деятельности - педагогический. Она устраивается преподавателем в свой ВУЗ - Ленинградское высшее инженерное морское училище. На тот момент Щетинина была одним из самых опытных капитанов среди преподавательского состава и уже через два года ей предложили занять должность декана факультета судовождения.

 

- За время своей педагогической деятельности Анна Щетинина стала автором, соавтором и редактором учебников и учебных пособий, многие из которых были неоднократно переизданы.

«Мореходные приборы и инструменты», «Учет приливов в судовождении», «Морское дело», «Справочная книжка матроса», «Управление судном и его техническая эксплуатация», «Наставления по организации штурманской службы» - вот только неполный список её трудов.

 

-В 1960 году - Анна Ивановна возвращается на малую родину, во Владивосток, с почётным научным званием доцента.

Её приглашают руководить кафедрой управления судами в Дальневосточном высшем инженерном морском училище.

 

- В марте 1967 года теплоход «Охотск» под командованием капитана Анны Щетининой отправился в кругосветное плавание из порта Владивостока. На борту судна вместе с членами экипажа присутствовало два кинооператора, которые планировали снять документальный фильм под названием «Анна Ивановна».

 

Документальная 50-минутная лента «Анна Ивановна», снятая в этом плавании сотрудниками студии «Дальтелефильм», получила Главный приз «Серебряные сети» на III Всесоюзном фестивале «Человек и море» (Рига,1968г.) и на III Всесоюзном фестивале телефильмов - Приз Ленинградской базы океанического рыболовного флота «За лучшую разработку темы «Человек и море» (Ленинград, 1969г.).

 

 

- За свой самоотверженный, ответственный и добросовестный труд в мирное время Анна Щетинина была награждена медалью «За трудовую доблесть».

 

-Помимо учебников, Анна Щетинина написала две автобиографические книги ("На морях и за морями", «По разным морским дорогам») и стала членом Союза писателей СССР (России ).

Приморский писатель и журналист Лев Князев сказал о ней: "Анна Ивановна - замечательный писатель, единственный в мире, насколько мне известно, женщина-маринист… Ценность ее книг - в их абсолютной правдивости, высоком профессионализме и еще одном, не столь уж частом качестве – доброте… Рассказывая о реальных событиях, описывая сотни моряков и других людей, с которыми столкнули ее морские дороги, она ни об дном из них не сказала худого слова. Она - морячка и понимала моряков с их доблестями и недостатками. Вот почему книги ее наверняка переживут многие художественные произведения и сохранят ее легендарный образ".

 

- Анна Щетинина была прекрасно образованным человеком: она много читала, изучала иностранные языки, посещала выставки, музеи и театры (в том числе и в столице).

Старалась также приобщить к знаниям и тех, с кем сводила её жизнь. Например, заботясь о расширении кругозора членов экипажа доверенных ей судов, она создавала на борту общеобразовательные кружки и кружки политической грамоты. А на одном - даже судовой драматический кружок, которым руководила самолично.

Или вот, например, перед выходом в кругосветное плавание на судне «Охотск», Анна Ивановна ознакомила командиров с планом работы на рейс. Одним из пунктов плана было проведение занятий по английскому языку три раза в неделю по 1,5 часа. После двухнедельного срока изучения Анна Ивановна запланировала проведение на судне недели английского языка.

 

Кроме того, обладая отличным здоровьем, Анна любила спорт: плавание, греблю на шлюпах, лыжи.

 

-За плечами Анны Ивановны Щетининой – непростая жизнь.

Об этом она говорила так: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».

 

- Конечно, в жизни Анны Щетининой, как и в жизни каждого человека, были сильные чувства и эмоции, но она их тщательно скрывала. Уже на склоне лет в письме писателю Конецкому Анна признавалась: «Если говорить о моей откровенности, то… «я застегнута на все пуговицы». И застегнулась давно, с самой молодости. И здесь нет никакой загадки. Из обычной юности я сразу попала в такую обстановку, в которой моя откровенность и какие-то еще юношеские побуждения сразу улетели… Что касается того, щипало ли у меня глаза на хорошем фильме и над хорошей книгой? Да. Впервые в кино я заплакала, когда увидела, что сжигают хлеб на корню…».

 

- А вот, что Анна Щетинина говорила о своей профессии: «Говорят, что привязанность к своей профессии – признак ограниченности. Пусть будет так. И все-таки хорошо, что у человека есть такая привязанность. Что касается меня, то я ценю свою профессию выше всего... Я никогда не забывала о том, что сама выбрала свою дорогу… И если вы спросите меня, что же главное в морской профессии, я отвечу: характер ».

 

-Именно характер позволил Анне не только состояться в профессии, но и не успокоиться, не оказаться в забытье после «ухода с капитанского мостика».

 

«Мудрость возраста – великая вещь ».

А.Щетинина

 

-До самой своей смерти, в 91 год, Анна Щетинина оставалась активным и востребованным членом общества.

Молодые люди, её современники, в письмах к Анне Ивановне называли ее «героем нашего времени», у нее часто спрашивали, «делать жизнь с кого». И Анна Ивановна старалась быть честной в своих ответах. Так например, она никогда не советовала девушкам связывать свою судьбу с морем и часто повторяла, что ее пример является исключением, а не образцом для подражания.

«Вне общественной деятельности не мыслю человека».

А.Щетинина

 

-Всю жизнь Анна Ивановна занимала активную гражданскую позицию.

Она была:

-организатором и председателемклуба капитанов во Владивостоке.

- организаторомнаучных конференций по проблемам изучения Тихого океана и использованию его ресурсов (Владивосток).

-членом Комитета советских женщин.

-участником Всероссийского конгресса борцов за мир.

 

И в течение 30 лет – Анна Щетинина избиралась Народным депутатом СССР.

 

-В 1963-1970 годы она была председателем Приморского филиала Геогра­фического общества СССР (ныне ему возвращено историческое название – Общество изучения Амурского края).

Любопытно, что в это время в ОИАК вышла специальная брошюра, на страницах которой Анна Ивановна обращалась к штурманам (как к людям, постоянно несущим вахту по наблюдению за окружающей обстановкой) с призывом… сообщать о наблюдениях "над необычными, аномальными или редкими явлениями", изучение которых "расширит знания человека".

 

 

В 1978 году, когда Анне Ивановне исполнилось 70 лет, Леонид Брежнев лично подписал указ о присвоении ей звания Героя Социалистического труда — самой почётной награды, которую мог получить невоенный человек.

Тогда же земляки присвоили ей звание «Почётный гражданин Владивостока».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: