Факты из жизнеописания Анны Щетининой,
достойные удивления, восхищения и размышления…
- Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года в поселке станции Океанская под Владивостоком, на берегу моря. И место ее рождения, похоже, определило ее дальнейшую судьбу.
- Закончив школу, Анна поступила во «Владивостокский водный техникум путей сообщения» и стала единственной девушкой на курсе. Учиться было нелегко: будущие штурманы изучали физику, математику, астрономию, устройство основных судовых механизмов и конструкцию судов.
- В 20-е годы XXв. женщины новой России активнейшим образом участвовали в строительстве нового мира, стремясь освоить все ранее недоступные им сферы деятельности.
- 1926 год – Анна ушла в первое заграничное плавание. Заграница началось в Хакодате - японском городе, расположенном в 6 часах езды от столицы государства. Самым большим желанием Анны было побывать на берегу. На молоденькую девушку большое впечатление произвели магазины японских тканей, в которых со вкусом были разложены и развешены материи самых различных расцветов. Анна выбрала себе материал для кимоно - и это была ее первая покупка.
- Закончив техникум, Анна получает диплом, и её направляют работать на Камчатку.
"Любите море, и оно ответит взаимностью!"
А.Щетинина
- За 6 лет Анна проходит путь от матроса до старшего помощника капитана и совершает два заграничных рейса. В 1931году - в Германию. В 1932 году - в Италию.
- В 1935 году, в 27 лет Анна Щетинина становится капитаном дальнего плавания.
Еёне пугает капитанская должность, связанная с ответственностью за всё, что происходит на судне: за сохранность груза, за работоспособность всех механизмов, за жизнь экипажа.
- В этом же году Анна отправляется в Германию, чтобы принять от немецких моряков сухогрузный пароход «Хохенфельс», (переименованный после в «ЧавЫчу»), чтобы перегнать его в Россию.
-Путь из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский был неблизким и нелёгким, и поэтому германская комиссия ждала, что русские пришлют опытного моряка. Но каково же было их удивление, когда им представили в качестве капитана миловидную молодую девушку в пальто и модной шляпке.
Приняв в Германии свой первый пароход, Щетинина успешно перегоняет его из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский.При этомона не только делает этов более короткий срок, чем другие капитаны, но и производит некоторую экономию валюты. За этот сложнейший переход через три океана Анна была награждена благодарностью и денежной премией.
- Первый рейс Анны привлек внимание всей зарубежной прессы. Журналисты описывали, как выглядит советская «леди-капитан», сколько ей лет, во что одета, как управляет судном и экипажем.
- Особое внимание к женщине-капитану было в Сингапуре. Журналисты проявляли исключительный интерес ко всем деталям, связанным с «небывалым в истории мореплавания фактом». Статьи о Щетининой, буквально затмили все остальные темы.
-Поначалу Анну даже подозревали в том, что она "подставной" капитан, направленный Советами в рейс "в агитационных целях", но потом журналисты убедились, что Щетинина - настоящий моряк. Сингапурская газета "Санди таймс" писала 15 августа 1935 года: "Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины. Она строга, но справедлива".
- Заголовки центральных немецких газет также пестрели красивым именем Анна. Слава о ней полетела впереди судна. В каждом порту, куда заходила «ЧавЫча», её ждали сотни зевак, желающих поглядеть на женщину-капитана.
- На родине, в России, «ЧавЫчу» и молодого капитана встретили торжественно: на всех судах подняли флаги расцвечивания, а когда «ЧавЫча» стала подходить для швартовки к причалу, все суда загудели во всю мощь. После швартовки тут же, на пирсе, состоялся митинг.
«Первые годы капитанства шли «на одном дыхании».
А.Щетинина
- Во всем мире нет таких трудных условий плавания, как плавание в российских северных водах. Места почти неисследованные или малоисследованные, средств ограждения нет. Туманы и неисследованные морские течения были причиной многих аварий судов.
-Зимой 1936 года капитанАнна, благодаря своему профессионализму и выдержке, успешно вывела из чрезвычайной ситуации пароход «ЧавЫча», который в течение 11 суток был затерт льдами.
(За время вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели на жесткий паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу — по 400. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали с льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. Так добыли около 100 т. воды).
-Работать Анне было нелегко. Если экипаж «ЧавЫчи» уважал своего капитана, то о береговых чиновниках этого сказать было нельзя. К женщине-капитану многие всё ещё относились пренебрежительно, не спешили выполнять её просьбы о ремонтах и комплектовании судна топливом и грузами. Иногда просто игнорировали запросы, поданные в рабочем порядке. Но Анна умела постоять за себя, и очень скоро о её суровом нраве начали ходить легенды.
- Таким образом, в кабинетах чиновников Щетининой приходилось биться пожёстче, чем с северными льдами или океанскими волнами.
- Славу первой в мире женщины-капитана активно использовали в интересах советской дипломатии. С госпожой Щетининой, как утверждали опекавшие Анну дипломаты, хотели познакомиться многие влиятельные персоны, полезные для советского государства.
- Прибывая в чужую страну, Анна должна была посещать приёмы и другие мероприятия, на которых она встречалась и налаживала отношения с важными зарубежными чиновниками морских ведомств и гражданскими специалистами.
- Анна Щетинина обладала острым умом, прекрасным вкусом и женским чутьем, что позволяло ей формировать собственный стиль и чувствовать себя уверенной при посещении светских и деловых приемов. К тому же она хорошо владела английским языком и знала этикет и правила общения с заграничными коллегами.
-В 28 лет –Анна Щетинина получила за ударный труд первую государственную награду «Орден трудового красного знамени».
-1938 год был одним из самых трудных в жизни молодой женщины- капитана:
-в этом году Анне было поручено, практически с нуля, создать во Владивостоке морской рыбный порт;
-в этом же году Анна решила поступить в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, чтобы получить высшее судоводительское образование;
-в этом же году был арестован ее муж.
Но этот же, 1938 год, оказался и удачным для Анны:
-за полгода ею был создан морской рыбный порт во Владивостоке;
-она успешно поступила в институт;
-муж был реабилитирован и выпущен из заключения.
-1940 год - Всего за 2,5 годаАнна закончила четыре курса института.
-1941 год - Находясь в Ленинграде, Анна узнаёт о готовящейся масштабной переброске судов на Дальний Восток и решает принять участие в этой серьезной работе. Учеба в институте приостановлена.
21 июня 1941 года - Приняв в порту Лиепаи пароход «Бира», Анна привела его в Ленинград, откуда ей надлежало переправить его в Охотское море. Но на следующий день грянула война.
1941 год - Анну назначили капитаном на старенький транспорт «Сауле», спущенный на воду в 1890 году. Этот «старичок», получивший военное имя ВТ-533, под командованием Щетининой курсировал между портами Финского залива, перевозя солдат, патроны и снаряды, а также уголь и дизельное топливо. Он неоднократно подвергался атакам с воздуха, как в одиночном плавании, так и в составе военных конвоев.
-28 августа 1941 года из Таллина в Кронштадт вышел караван из 225 кораблей, в составе которого был и транспорт «Сауле». До пункта назначения из 225 судов дошло 163 - под бомбежками фашистов погибло 62 корабля и больше десяти тысяч человек.
- Тихоходный «Сауле », который вела Анна, не попал в эту мясорубку, так как ещё по пути в Таллин был подожжён немецкими штурмовиками.
Пароход едва держался на плаву, на нем были раненые и погибшие, но Щетининой удалось отремонтировать судно и привести его в Кронштадт, сохранив почти всех своих людей.
За эту операцию капитана Анну Щетинину наградили орденом Красной Звезды, а позже - медалью «За оборону Ленинграда».
- В конце осени 1941 года Щетинину и ещё несколько опытных капитанов, имевших опыт плавания в северных морях, вывезли из блокадного Ленинграда в Москву, а оттуда отправили поездом обратно на Дальний Восток. Эту группу капитанов готовили для судов ленд-лиза.
- В 1943 году Анна получила под своё командование пароход «Жан Жорес», переданный Советскому Союзу американцами по программе ленд-лиза.
Существует легенда, что президент США Франклин Рузвельт, восхищенный отвагой и мужеством женщины-капитана, подарил «Жан Жорес» лично Анне Ивановне.
- До конца войны Анна17 раз пересекала Тихий океан, доставляя военные грузы в порты Дальнего Востока из США и Канады. Эти рейсы получили название «огненных». Наши суда, курсировавшие между материками, нередко становились жертвами неких неопознанных (предположительно японских) подводных лодок. Несмотря на то, что Япония официально не находилась в состоянии войны с Советским Союзом, её подводники не стремились соблюдать нейтралитет.
- На «Жан Жоресе» Анна Щетинина со своими боевыми товарищами служила Родине не только до конца войны с Германией, но и во время боевых действий против империалистической Японии.
Капитуляция страны восходящего солнца ознаменовала для Советского Союза полное окончание войны. Анна как участница боевых действий была награждена медалью «За победу над Японией».
-В 1944 году Анна была гостьей американской кинематографической фирмы «Твентис сенчюри фокс филм корпорейшн».
На приеме в честь неё, капитана русского парохода «Жан Жорес», прозвучала патефонная пластинка с записью «Интернационала», который являлся в то время Гимном Советского Союза.
«Трудно было выразить те сильные чувства, которые владели мною... – вспоминала Анна. - Горстка советских людей на далеком западном континенте слышит гимн своей страны… которая приняла на себя главный удар в жестокой битве с фашизмом».
-Анна любила суда, на которых ей довелось плавать. Относилась к ним трогательно, как к настоящим верным друзьям. Признавалась: «Как только перехожу сходню - касаюсь рукой планширя судна и, здороваясь с ним, шепчу ему приветствие, чтобы никто не заметил».
«Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».
А.Щетинина
- В 1947 году - Анна возвращается в Ленинград, чтобы завершить своё образование в Институте водного транспорта, и после почти семилетнего перерыва в обучении защищает диплом.
Здесь же, в Балтийском морском пароходстве, на протяжении следующих двух лет она работает в капитанской должности на шести разных судах.
На пароходе «Дмитрий Менделеев», например, она доставляет в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца в период оккупации.
-В 1949 году - Анна Щетинина начинает осваивать новый для себя вид деятельности - педагогический. Она устраивается преподавателем в свой ВУЗ - Ленинградское высшее инженерное морское училище. На тот момент Щетинина была одним из самых опытных капитанов среди преподавательского состава и уже через два года ей предложили занять должность декана факультета судовождения.
- За время своей педагогической деятельности Анна Щетинина стала автором, соавтором и редактором учебников и учебных пособий, многие из которых были неоднократно переизданы.
«Мореходные приборы и инструменты», «Учет приливов в судовождении», «Морское дело», «Справочная книжка матроса», «Управление судном и его техническая эксплуатация», «Наставления по организации штурманской службы» - вот только неполный список её трудов.
-В 1960 году - Анна Ивановна возвращается на малую родину, во Владивосток, с почётным научным званием доцента.
Её приглашают руководить кафедрой управления судами в Дальневосточном высшем инженерном морском училище.
- В марте 1967 года теплоход «Охотск» под командованием капитана Анны Щетининой отправился в кругосветное плавание из порта Владивостока. На борту судна вместе с членами экипажа присутствовало два кинооператора, которые планировали снять документальный фильм под названием «Анна Ивановна».
Документальная 50-минутная лента «Анна Ивановна», снятая в этом плавании сотрудниками студии «Дальтелефильм», получила Главный приз «Серебряные сети» на III Всесоюзном фестивале «Человек и море» (Рига,1968г.) и на III Всесоюзном фестивале телефильмов - Приз Ленинградской базы океанического рыболовного флота «За лучшую разработку темы «Человек и море» (Ленинград, 1969г.).
- За свой самоотверженный, ответственный и добросовестный труд в мирное время Анна Щетинина была награждена медалью «За трудовую доблесть».
-Помимо учебников, Анна Щетинина написала две автобиографические книги ("На морях и за морями", «По разным морским дорогам») и стала членом Союза писателей СССР (России ).
Приморский писатель и журналист Лев Князев сказал о ней: "Анна Ивановна - замечательный писатель, единственный в мире, насколько мне известно, женщина-маринист… Ценность ее книг - в их абсолютной правдивости, высоком профессионализме и еще одном, не столь уж частом качестве – доброте… Рассказывая о реальных событиях, описывая сотни моряков и других людей, с которыми столкнули ее морские дороги, она ни об дном из них не сказала худого слова. Она - морячка и понимала моряков с их доблестями и недостатками. Вот почему книги ее наверняка переживут многие художественные произведения и сохранят ее легендарный образ".
- Анна Щетинина была прекрасно образованным человеком: она много читала, изучала иностранные языки, посещала выставки, музеи и театры (в том числе и в столице).
Старалась также приобщить к знаниям и тех, с кем сводила её жизнь. Например, заботясь о расширении кругозора членов экипажа доверенных ей судов, она создавала на борту общеобразовательные кружки и кружки политической грамоты. А на одном - даже судовой драматический кружок, которым руководила самолично.
Или вот, например, перед выходом в кругосветное плавание на судне «Охотск», Анна Ивановна ознакомила командиров с планом работы на рейс. Одним из пунктов плана было проведение занятий по английскому языку три раза в неделю по 1,5 часа. После двухнедельного срока изучения Анна Ивановна запланировала проведение на судне недели английского языка.
Кроме того, обладая отличным здоровьем, Анна любила спорт: плавание, греблю на шлюпах, лыжи.
-За плечами Анны Ивановны Щетининой – непростая жизнь.
Об этом она говорила так: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».
- Конечно, в жизни Анны Щетининой, как и в жизни каждого человека, были сильные чувства и эмоции, но она их тщательно скрывала. Уже на склоне лет в письме писателю Конецкому Анна признавалась: «Если говорить о моей откровенности, то… «я застегнута на все пуговицы». И застегнулась давно, с самой молодости. И здесь нет никакой загадки. Из обычной юности я сразу попала в такую обстановку, в которой моя откровенность и какие-то еще юношеские побуждения сразу улетели… Что касается того, щипало ли у меня глаза на хорошем фильме и над хорошей книгой? Да. Впервые в кино я заплакала, когда увидела, что сжигают хлеб на корню…».
- А вот, что Анна Щетинина говорила о своей профессии: «Говорят, что привязанность к своей профессии – признак ограниченности. Пусть будет так. И все-таки хорошо, что у человека есть такая привязанность. Что касается меня, то я ценю свою профессию выше всего... Я никогда не забывала о том, что сама выбрала свою дорогу… И если вы спросите меня, что же главное в морской профессии, я отвечу: характер ».
-Именно характер позволил Анне не только состояться в профессии, но и не успокоиться, не оказаться в забытье после «ухода с капитанского мостика».
«Мудрость возраста – великая вещь ».
А.Щетинина
-До самой своей смерти, в 91 год, Анна Щетинина оставалась активным и востребованным членом общества.
Молодые люди, её современники, в письмах к Анне Ивановне называли ее «героем нашего времени», у нее часто спрашивали, «делать жизнь с кого». И Анна Ивановна старалась быть честной в своих ответах. Так например, она никогда не советовала девушкам связывать свою судьбу с морем и часто повторяла, что ее пример является исключением, а не образцом для подражания.
«Вне общественной деятельности не мыслю человека».
А.Щетинина
-Всю жизнь Анна Ивановна занимала активную гражданскую позицию.
Она была:
-организатором и председателемклуба капитанов во Владивостоке.
- организаторомнаучных конференций по проблемам изучения Тихого океана и использованию его ресурсов (Владивосток).
-членом Комитета советских женщин.
-участником Всероссийского конгресса борцов за мир.
И в течение 30 лет – Анна Щетинина избиралась Народным депутатом СССР.
-В 1963-1970 годы она была председателем Приморского филиала Географического общества СССР (ныне ему возвращено историческое название – Общество изучения Амурского края).
Любопытно, что в это время в ОИАК вышла специальная брошюра, на страницах которой Анна Ивановна обращалась к штурманам (как к людям, постоянно несущим вахту по наблюдению за окружающей обстановкой) с призывом… сообщать о наблюдениях "над необычными, аномальными или редкими явлениями", изучение которых "расширит знания человека".
В 1978 году, когда Анне Ивановне исполнилось 70 лет, Леонид Брежнев лично подписал указ о присвоении ей звания Героя Социалистического труда — самой почётной награды, которую мог получить невоенный человек.
Тогда же земляки присвоили ей звание «Почётный гражданин Владивостока».