к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»




Примерные практические задания

I. Ситуационные задачи

1. Старший вожатый детского оздоровительного лагеря, проводя беседу с вожатыми отрядов, рассказал о признаках и функциях государства. В ходе обсуждения его доклада Ершов заявил: «Получается, что детский оздоровительный лагерь – это тоже государство, так как он обладает определенной территорией, определенным населением, имеет аппарат власти, а налоги в лагере – это деньги, уплаченные родителями отдыхающих за путевки». Между участниками занятий возник спор.

Определите, правильны ли суждения Ершова? Что такое государство? Каковы его признаки?

 

2. Начальнику отделения полиции Федосееву поступила жалоба от Лисовой, 53 лет, на сержанта полиции Клюева. В жалобе указано, что два подростка не уступили Лисовой место в автобусе. Когда она обратилась к сержанту Клюеву с требованием задержать или оштрафовать подростков, Клюев отказался это сделать и ограничился лишь беседой с ними.

Что такое правила морали? Каково соотношение понятий морали и права? Какое решение следует принять по жалобе?

 

3. Копейкин и Лисицын, приехав в воскресенье на берег реки, взорвали в воде толовую шашку, чтобы наловить рыбы. При составлении акта о нарушении правил об охране природы, Копейкин заявил, что река – общенародное достояние, каждый гражданин России может использовать ее в своих интересах.

Для чего устанавливаются правовые ограничения? Какая функция права помогает ответить на данный вопрос?

 

4. Фахри-заде, вступая в брак с Таировой, потребовал составления договора, в силу которого он признавался главой семьи, в случае возникновения споров его слово должно считаться окончательным, а при необходимости он имеет право наказывать членов семьи по своему усмотрению. Таирова подписала договор.

Что понимается под правоотношением? Возникло ли в данном случае правоотношение? Возможно ли признать законным такой договор? Обоснуйте свой ответ.

 

5. Бухгалтер Короткова отказалась оказывать материальную помощь своим пожилым родителям, ссылаясь на то, что они «не устроили ей свадьбу». Родители Коротковой обратились в суд.

Рассмотрите статьи Конституции РФ. Определите цели правовых норм, содержащихся в ней. Правилен ли отказ Коротковой?

 

6. На семейном совете Копытиных было решено, что Люба Копытина, 15 лет, должна возвращаться домой не позднее 22 часов. На просьбу Любы разрешить ей гулять до 23 часов отец разъяснил ей, что по трудовому законодательству с 22 часов начинается ночное время, и она как несовершеннолетняя до наступления ночи должна быть дома.

Правильна ли ссылка отца Любы Копытиной на закон в данном случае? Какими правилами регулируются изложенные отношения участников – правилами морали или правовыми нормами?

 

7. Отмечая день рождение ученика 10-го класса, ребята примерно в 23:30 продолжили танцы во дворе дома, где проживал именинник. Шум и громкая музыка разбудили жильцов, которые неоднократно требовали прекратить танцы, но подростки не реагировали на замечания, пока не появились работники полиции.

Какое правонарушение совершили подростки? Какая отрасль права регулирует привлечение к ответственности за совершение такого деяния? Могут ли 10-классники быть привлечены к ответственности?

 

8. В рейсовом автобусе один из пассажиров распивал спиртные напитки, затем стал приставать к молодой девушке с непристойными предложениями. В ответ на просьбу прекратить домогательства, пассажир разразился нецензурной бранью. Водитель по просьбе пассажиров доставил пьяного в отделение полиции.

Какая отрасль права нарушена? Какой вид ответственности грозит пьяному пассажиру?

 

9. НайдитеврассказеВасилия:

правоотношения,

юридическиефакты,

юридическиедействия,

юридические поступки,

правомерные и противоправные действия.

Василий опоздал на первую пару и, чтобы оправдаться, рассказал, что вчера его семья праздновала день рождения бабушки, который исполнилось 55 лет. Вечером дома собирались родные и друзья поздравить именинницу. Василий написал стихотворение, которое он посвятил бабушке. За столом много говорили, что бабушке уже время оформлять пенсию. Разошлись поздно, потому Василий проспал. Он очень спешил в колледж, и потому решил перейти улицу на красный свет. Его остановил полицейский и сделал предупреждение. У ворот колледжа Василий нашел затерянную кем-то папку. Поэтому он вернулся к полицейскому и отдал ему папку. В конечном итоге он опоздал на 20 минут.

10. Ученик 8-го класса 14-летний И. тайком вытащил из открытого рюкзака своего одноклассника Н. компакт-диск с компьютерной игрой.

Чем, с точки зрения права является поступок И.? укажите три признака, по которым вы это определили.

Какая отрасль права регулирует? Может ли И. быть привлеченным к ответственности?

 

11. К. заказал в частной фирме новые пластиковые стеклопакеты, которые должны были быть установлены в течение 5-ти дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения.

Нормы какой отрасли права нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.

II. Практико-ориентированные задания на сопоставление

12.

Сопоставьте теории происхождения государства и их представителей
Укажитесоответствиедлявсех5вариантовответа:
1) Л. Гумплович 1) Теологическая
2) А.Н. Радищев 2) Патриархальная
3) Аристотель 3) Договорная
4) Ф. Энгельс 4) Теория насилия
5) Фома Аквинский 5) Экономическая

 

13.

Соотнесите обстоятельства, исключающие преступность деяния  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) кража авторучки стоимостью 20 рублей 1) обоснованный риск  
2) совершение преступления в состоянии белой горячки 2) крайняя необходимость  
3) нецелевое использование денег 3) невменяемость  
4) запуск космического корабля с космонавтом на борту 4) малозначительность деяния  

 

14.

Соотнесите элементы состава преступления  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) физическое вменяемое лицо достигшее возраста уголовной ответственности 1) объект правонарушения  
2) право на жизнь 2) субъект правонарушения  
3) вина 3) объективная сторона правонарушения  
4) удар ножом, повлекший смерть потерпевшего 4) субъективная сторона правонарушения  

 


 

15.

 

Соотнесите юридические факты  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) приобретение билета 1) событие  
2) рождение человека 2) юридический поступок  
3) создание песни   3) юридический акт
4) вступление в брак 4) действие

 

16.

Укажите, с какого момента возникает:  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) с рождения 1) правоспособность человека  
2) с 18 лет 2) общая дееспособность человека  
3) с 16 лет 3) способность нести уголовную ответственность  
4) с 16 лет, а в случаях предусмотренных законом с 14 лет 4) способность нести административную ответственность  

 

17.

Соотнесите формы реализации права
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) воздержаться от управления транспортным средством в состоянии опьянения 1) Осуществление (использование)  
2) уплата налогов 2) Исполнение  
3) привлечение виновного к административной ответственности 3) Соблюдение  
4) получение образования 4) Применение  

 

18.

Соотнесите элементы правовой нормы и их содержание  
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:  
1) само правило поведения 1) гипотеза  
2) обстоятельства, при наступлении которых действует правовая норма 2) диспозиция  
3) последствия, наступающие при невыполнении предписаний правовой нормы 3) санкция  

 


 

19.

Соотнесите признаки правовой нормы и их содержание  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) действует во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения 1) формальная определенность  
2) действуют применительно к описанной в норме ситуации 2) общий характер  
3) обязательны, для исполнения всеми 3) многократность применения  
4) сформулированы в письменном виде 4) общеобязательность  

 

20.

Соотнесите виды государственной власти и органы, эту власть осуществляющие (на примере России)  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) исполнительная 1) Правительство  
2) законодательная 2) Государственная Дума  
3) не относится ни к одной из ветвей 3) Верховный Суд  
4) судебная 4) Президент РФ

 

21.

Соотнесите элементы формы государства и их содержание  
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:  
1) система территориальной организации государства 1) форма правление  
2) система организации высших органов государственной власти 2) форма государственного устройства  
3) методы осуществления государственной власти 3) политико-правовой режим  

 

22.

Соотнесите признаки государства и содержание этих признаков  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) наличие государственных границ 1) наличие территории  
2) верховенство внутри государства 2) наличие правовой системы  
3) наличие законодательства 3) наличие публичной власти  
4) наличие аппарата управления 4) государственный суверенитет  

 


 

23.

Соотнесите понятия  
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:  
1) рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое 1) формационный подход  
2) континентальная, англо-саксонская, религиозная 2) правовые семьи  
3) обычное, каноническое, светское 3) этапы истории права  

 

24.

Соотнесите вид прав человека и его содержание  
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:  
1) право пользоваться родным языком 1) гражданские права  
2) право на жизнь 2) экономические права  
3) право на предпринимательскую деятельность 3) политические права  
4) право на гражданство 4) социальные права  
5) право на труд 5) культурные права  

 

25.

Соотнесите теорию происхождения права и представителя данной теории  
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:  
1) теория естественного права 1) Ф.К. Савиньи  
2) социологическая теория права 2) А.Н. Радищев  
3) историческая школа права 3) П.И. Новгородцев  
4) нормативистская теория права 4) С.А. Муромцев  

26.

 

Соотнесите понятия
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) принципы юридической ответственности 1) гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная, уголовная
2) функции юридической ответственности 2) справедливость, неотвратимость, виновность, целесообразность, неотвратимость
3) виды юридической ответственности 3) необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость
4) обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 4) карательная, предупредительная, воспитательная

 


 

27.

Соотнесите понятия
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) судебный прецедент 1) устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством
2) правовой обычай 2) решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел
3) нормативный договор 3) изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером
4) нормативно-правовой акт 4) соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер

 

28.

Соотнесите понятия
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) конституция 1) совокупность всех действующих законов  
2) федеральные конституционные законы 2) основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации
3) кодексы 3) их принятие предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке
4) законодательство 4) с их помощью систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права

 

29.

Соотнесите понятия
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) отрасль права 1) способы и приемы правового воздействия на общественные отношения
2) предмет правового регулирования 2) совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений
3) метод правового регулирования 3) обособленный комплекс правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений
4) институт права 4) сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права

30.

Соотнесите понятия
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) амнистия 1) общественный порядок, основанный на праве
2) помилование 2) акт компетентного государственного органа, влекущий благоприятные уголовно-правовые последствия для определенных категорий лиц либо для всех лиц, совершивших преступления определенных видов
3) судимость 3) индивидуальный правовой акт, которым лицо, осужденное за преступление, освобождается от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание сокращается или заменяется более мягким видом наказания
4) правопорядок 4) особое правовое состояние лица, вызванное совершением преступления и выражающееся в наступлении определенных последствий

 

Преподаватель ________________ Т.В.Крумина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: