Цель работы: получить навыки формирования композиции пространства под открытым небом, изучить характеристика восприятия ландшафтных пространств.
Теория:
Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения. При изображении панорамного пейзажа, широкого простора нужно отказаться от каких-либо объектов по краям изображения, ограничивающих пространство. Лучше отдать предпочтение уходящему за края пространству. Основные направления линий из центра.
Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу. Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к ее центру. Особенность замкнутой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле. Замкнутая статичная композиция используется для изображения чего-то неподвижного, устойчивого. Форма круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает нужное решение.
Примеры:
1. Одинокий корабль ниже линии горизонта. Взгляд свободно перемещается по всей поверхности картины – это открытая композиция. Но прямая линия горизонта быстро проведет взгляд от одного края картины к другому и человек не успеет рассмотреть корабль.
2. Если расположить судно так, чтобы оно отчасти перекрывало горизонт, внимание зрителя будет удерживаться дольше. Композиция открытая и парусник привлекает внимание.
|
3. Деревья в обеих сторон перекрывают горизонт и не дают взгляду скользить к краям. Внимание приковывается к паруснику. Это закрытая композиция.
Примеры композиции пространства под открытым небом:
Цельная | С размежеванием | |
Открытая | ||
Частично открытая | ||
Закрытая |
Задание: выполнить эскиз закрытой и открытой композиции под открытым небом (карандашами, красками, ручкой, мелками – по желанию)
Дополнительный материал
Теория. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом
В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение пространств под открытым небом, формируемых преимущественно рельефом, зелеными насаждениями, водоемами и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
Определим некоторые понятия, важные для понимания сущности ландшафтной композиции.
Перспектива – это искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертаний предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, это вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль.
В ландшафтной композиции различают широкую перспективу - панораму, т.е. свободное обозрение обширного пространства, и вид - визуально ограниченное пространство, как правило, выделенное по сторонам рамкой из зеленых насаждений или архитектурной рамкой.
Перспектива, пейзаж, вид, ограниченные зелеными насаждениями, позволяют сосредоточить внимание зрителя, направить его взгляд на наиболее интересный элемент ландшафта или паркового пейзажа - группу деревьев, водоем, скульптуру, беседку и пр.
|
Законами воздушной перспективы обусловлены явления:
1) Объемы, находящиеся вблизи зрителя, представляются более детально, рельефно (воздушный признак перспективы). Стушевывание красок или очертаний удаленного предмета зависит также от погоды (ясности или облачности неба, сухости или влажности воздуха). Особенно четко воспринимается далекая перспектива при безоблачной погоде и чистом воздухе.
2) Яркость освещения и цвета изменяются в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными планами паркового пейзажа. Мягкие, плавные, с синеватым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются, а четкие, контрастные, теплых тонов, особенно желто-красных, наоборот, кажутся ближе. Богатство колористических сочетаний проявляется в парковом пейзаже при условии хорошей освещенности.
Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Законами линейной перспективы обусловлены явления:
1) чем дальше предмет, тем он кажется меньше;
2) все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными;
3) параллельные линии, уходящие от наблюдателя на понижающейся местности, сходятся ниже горизонта, а на повышающейся местности - выше горизонта.
Характеристика восприятия ландшафтных пространств:
а – виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м);
б – виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений;
в – восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство, уходящая перспектива.