базового образовательного учреждения




среднего профессионального образования

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая практика

 

ПМ.01Преподавание в области музыкальной деятельности

 

1. Специальность/группа 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности» 21-М

2. Ф.И.О. обучающегося:

3. Место проведения практики (организация), наименование:

МБОУ «СОШ №28» с УИОП им.А.А. Угарова

4. Время проведения практики: 22 .04.2013 –22.06.13г.

5. Количество часов: 72 часа

6. Руководитель практики: Адушкина В.А.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-ОТЧЕТ

Дата Кол-во часов Описание работы, виды работ Замечания руководителя
23.04.13 6 ч.     2ч. отработка Определение цели и задач практики. Инструктаж по ТБ. Знакомство с ФГОС начальной школы. Составление студентами индивидуального плана практики. Знакомство с образовательным учреждением: экскурсия, беседа с администрацией. Ознакомление с режимом работы учебного заведения. Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса: изучение расписания. Знакомство с опытом школы, учреждения дополнительного образования по созданию общественной детской организации. Изучение деятельности ученического самоуправления. Составление паспорта детской организации.    
25.04.13 6 ч.   1ч. отработки Знакомство с системой работы учителя. Ознакомление с содержанием и порядком ведения личных дел, классного журнала. Посещение уроков и занятий с целью изучения структуры педагогической деятельности. Оказание помощи учителю в организации самообслуживания и самоуправления. Проведение наблюдения и определение стиля общения учителя  
30.04.13 6 ч.   1ч. отработки Знакомство с технологической схемой подготовки к родительскому собранию.  
07.05.13 6 ч.   1ч. отработки Знакомство с учеником. Изучение жизни ребенка в семье. Методика «Моя семья»  
14.05.13 6 ч.   1ч. отработки Знакомство с методиками изучения личности ученика. Определение типа темперамента ученика. Изучение самооценки ученика Методика: «Лесенка», «Книжечка»  
16.05.13 6 ч.   1ч. отработки Изучение индивидуальных особенностей мышления и воображения ученика. Изучение индивидуальных особенностей внимания и памяти учеников. Изучение особенностей детей подросткового возраста. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка.  
21.05.13 6 ч.   1ч. отработки Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе. Методики: «Социометрия», «Два домика».  
23.05.13 6 ч.   1ч. отработки Изучение психологического климата в группе младших школьников и подростков. Проведение анкетирования обучающихся.  
28.05.13 6 ч.   2ч. отработки Составление психолого-педагогической характеристики класса (группы, коллектива)  
30.05.13   6 ч.   1ч. отработки Оформление отчётной документации. Самоанализ студентом собственной деятельности. Дифференцированный зачет.  
Итого     72 часа

 

ОТМЕТКА________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ_______________________________

 

СВЕДЕНИЯ

О РУКОВОДИТЕЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Зав.педагогической практикой________________________________________________

Телефон__________________________________________________

Групповой руководитель практики

_________________________________________________________

Телефон__________________________________________________

Преподаватель педагогики_______________________________________________

Преподаватель психологии_______________________________________________

Руководитель практики от базового образовательного учреждения_________________________________________________________________________________________________________________________

 

Информационная карта

базового образовательного учреждения

1. Паспорт образовательного учреждения.

Вид образовательного учреждения(0У)

Реквизиты ОУ (округ, почтовый адрес, телефон, фамилии администраторов).

Историческая справка.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения (Устав, Положение, Программы)

Результативность деятельности ОУ.

Организационно-функциональная структура управления учреждением.

 

2. Кадровый состав и контингент обучающихся.

Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, звания, научная степень.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Информационное, методическое и научное обеспечение деятельности педагогических кадров.

Количество и контингент обучающихся.

Принцип отбора детей при поступлении в образовательное учреждение:

- территориальный;

- уровень развития;

-социальное положение.

3. Программно-методические документы, обеспечивающие осуществление образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3.1 Типология программ:

- образовательные,

- учебные,

- досуговые,

3.2 Уровни освоения программ.

- общекультурный,

- углубленный,

- профессионально-ориентированный.

4. Материально-техническая база.

4.1 Здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение.

4.2 Учебные кабинеты.

4.3 Места отдыха и игровые комнаты.

4.4 Технические средства обучения, лингофонные и дисплейные кабинеты, кабинеты информатики, компьютерная база данных,

4.5 веб-сайт учреждения,

4.6 Физкультурно-оздоровительный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ раздевалки.

4.7 Кино-актовый залы, залы ритмики, хореографии.

4.8 Библиотека, читальный зал.

4.9 Творческие мастерские.

4.10 Медицинский кабинет.

5. Специфические особенности образовательного учреждения.

5.1 Цель и основные задачи учреждения.

5.2 Режим работы ОУ.

5.3 Основные направления образовательной деятельности.

5.4 Особенности системы воспитательной работы.

5.5 Направления развития ОУ.

5.6 Способы и формы организации детей (кружок, группа, клуб, школа, секция).

5.7Использование средств информационных технологий в образовательном процессе.

5.8 Связи с учреждениями образования, другими организациями.

5.9 Международные связи.

5.10 Новации в деятельности коллектива, в том числе инновационные поиски в сфере физического воспитания детей.

5.11 Участие в городских, областных, региональных программах.

 

Расписание звонков и уроков

Класс__________________

 

День недели Время Учебные предметы Кабинет
понедельник   1. 2. 3. 4. 5.  
вторник   1. 2. 3. 4.  
среда   1. 2. 3. 4. 5.  
четверг   1. 2. 3. 4.  
пятница   1. 2. 3. 4. 5.  
суббота   1. 2. 3. 4.  

Вопросы для интервью с классным руководителем

 

 

1. Каким образом вы выявляете уровень воспитанности и обучаемости

учащихся?

 

2. По каким критериям вы можете определить дружный ли у Вас класс?

 

3. Есть ли в Вашем классе лидеры? Как Вы думаете, почему именно тот или иной ребенок стал им? В каких видах деятельности он себя проявляет?

Благоприятно ли они влияют на класс?

 

4. Есть ли в вашем классе какие-нибудь правила, нормы поведения?

 

5. Считаете ли вы, что ваш класс достаточно дисциплинированный?

 

 

6. Есть ли в Вашем классе группировки, и есть ли дети, которые не вошли ни в одну из них? По каким признакам учащиеся разделились на группировки?

 

7. Считаются ли ученики с мнением своих одноклассников, часто ли возникают ссоры и по каким причинам?

 

8. Общий стаж работы? Как долго работаете с этим классом?

 

9. Насколько хорошо вы знаете своих учеников? Как учащиеся относятся к делам класса.

 

Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности ученика

1. Общие сведения об ученике (фамилия и имя, дата рож­дения, класс, общее физическое развитие, состояние здо­ровья, условия жизни в семье, особенности семейного воспитания).

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие отметки, успеваемость по отдельным предметам);

б) общее умственное развитие (кругозор, начитанность, запас слов, образность и эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно или письменно и т.п.);

в) характеристика познавательных процессов:

• особенности восприятия учебного материала;

• характеристика внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

• особенности мышления (отличает ли существенные и несущественные признаки предметов и явлений; уме­ние сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы; быстрота осмысления изу­чаемого учебного материала);

• характеристика памяти (владение приемами активного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения учебного материала);

• развитие восприятия (преобладающий вид вообра­жения).

г) способность к учению:

• проявление самостоятельности в учебной работе;

• отношение к учению (познавательные интересы; от­ношение к отметке, к похвале или к порицанию учите­ля и родителей; основной мотив учения);

• умение учиться (соблюдение режима дня, умение спланировать выполнение своей учебной деятель­ности, организованность и дисциплинированность в учебной работе, умение работать с книгой, владение приемами самоконтроля за учебной деятельностью и т.д.).

3. Отношение к труду (любит ли трудиться или относит­ся к труду пренебрежительно, какими трудовыми умениями и навыками владеет, организованность и дисциплинированность в труде, предпочитаемые виды труда, тру­довые поручения в школе и дома).

4. Отношение к общественной деятельности (отношение к коллективной жизни класса, наличие общественных поручений и их выполнение, участие в совместной с одноклассниками деятельности, проявление в ней актив­ности и инициативы).

5. Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе (положение среди одноклассников и отношение к ним: с кем дружит, бывают ли конфликты с однокласс­никами, их причины; отношение к школе).

6. Дисциплинированность и характеристика поведения:

• общая характеристика поведения в школе и дома (ве­дет себя спокойно и сдержанно или проявляет излиш­нюю подвижность и непоседливость);

• соблюдение режима дня;

• выполнение требований учителя начальных классов и
родителей;

• наиболее типичные нарушения дисциплины.

7. Характеристика направленности личности ученика,
его характер, темперамент и способности:

• потребности и интересы (разнообразие, глубина, чита­тельские интересы и т.д.);

• особенности направленности личности по отношению к людям и к самому себе: чуткость, доброта, скром­ность, коллективизм, эгоизм, взаимопомощь, искрен­ность, честность, добросовестность, зазнайство и т.д.;

• положительные и отрицательные черты характера;

• особенности и тип темперамента;

• настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, его смена;

• наличие способностей к какой-либо деятельности, их
проявление.

8. Общие выводы:

• основные достоинства и недостатки личности учени­ка, причины имеющихся отклонений в поведении;

• основные направления воспитательной работы по дальнейшему формированию и развитию личности ученика.


Примерная схема изучения и составления характеристики классного коллектива

1. Общие сведения о коллективе учащихся.

· состав класса (количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся, количество учащихся из неполных семей).

· начало вхождения в детский коллектив и пути вхождения в коллектив вновь прибывших учащихся.

· микрорайон проживания учащихся,

2. Анализ психофизического здоровья учащихся.

· анализ результатов медицинского обследования учащихся класса(медицинские группы);

· учащиеся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей -предметников.;

· анализ здоровья ученика и результатов его учебы;

· отношение семьи ребенка к его болезни и отношение самого ученика к своему здоровью.

3. Характеристика интересов учащихся.

· сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации;

· отношение учащихся к собственной учебной деятельности;

· отношение учащихся к изучению учебных предметов.

4.Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

* отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой;

* отношение учащихся к выполнению домашних заданий;

* степень вовлеченности учащихся класса во внешкольную интеллектуальную

деятельность (кружки, дополнительные занятия, факультативы).

5Характеристика степени сплоченности детского коллектива.

· определение в детском коллективе лидеров, их влияние на класс;

· определение «отверженных», причины их отвержения;

· на­личие неформальных группировок, направленность их деятельности;

· основа объединения учащихся в группи­ровки, степень их заинтересованности в делах класса;

· проявление товарищества и дружбы между учащимися.

6.Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива.

· тревожность, открытость, закрытость учащихся;

· наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;

· степень конфликтности учащихся класса, причины конфликтности;

· наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

7.Характеристика семейных условий учащихся.

· возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях;

· отношение родителей к школе и учебным достижениям ученика;

· характеристика взаимоотношений детей и родителей;

· ценностные ориентации семей учащихся.

8.Структура классного коллектива.

· актив класса;

· поручения учащихся класса;

· микрогруппы учащихся (для проведения классных дел)

9.Общие выводы:

Характеристика уровня развития коллектива класса.

* анализ педагогической диагностики, проведенный в классном коллективе:

а) положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке;

б) отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.

* предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.

 

 

 

Исследование самооценки.

Тест «Лесенка»

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка


Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

 

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

 

Знакомство с учеником

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Интерпретация
В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»

Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»
3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
4. Размер изображенных персонажей.
Показывает их значимость для ребенка.
Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
5. Размер ребенка на листе.
Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.
6. Место расположения ребенка на рисунке
отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
7. Расстояние между изображенными
свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы,...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).
9. Расположение фигур на листе.
Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
11. Части тела.

Голова.
Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой
Глаза.
Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
Уши.
Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.
На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.
Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.
Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).
Ноги.
Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.

12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.
13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.
13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

 

Изучение коллектива

Выявление лидеров в коллективе

Как выявить лидеров в коллективе? Психологические тесты на выявление лидерских качеств. Эти тесты и игровые задания помогут выявить лидеров в классном коллективе, лидеров в лагере, а также определить ценностные ориентации участников коллектива.

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность

На листках бумаги необходимо изобразить треугольники (по одному на листе). Вершинами треугольников являются кружки, обозначающие других людей (например, «Р» — родители, «П» — педагог, «Д» — друзья и т. д.). Дети должны разместить кружок, обозначенный как «Я», относительно каждого из треугольников. Если кружок размещен внутри треугольника, значит, ребенок воспринимает себя частью этой группы («Р», «П», «Д» и т. д.), если вне — то отдельно (см. рис.).

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

Тест на идентификацию

Ребенку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: