Занятие № 9 Правовой статус гражданина и его реализация.




ОДБ.08 Правоведение.

Дата 08.10.2021 г. Группа № 34.

Тема 3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Занятие № 9 Правовой статус гражданина и его реализация.

Цель:

- познакомить студентов с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.

Основные понятия: права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности

 

План:

1. Права и свободы человека и Гражданина.

2. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Нет прав без обязанностей.

Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова «свобода» и «права».

  • Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?
  • Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?
  1. Права и свободы человека и гражданина

По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

  • что хочу, то и ворочу;
  • долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;
  • грабь награбленное.

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова - подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.

Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина.

В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение — социальные и экономические права — появились в XIX - начале XX в. Они связаны с развитием цивилизации и усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Третье поколение коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Они возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства или региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

Принцип Характеристика
Всеобщность и естественность Все люди рождаются свободными и равными. Сам факт рождения человека наделяет его правами
Неотъемлемость (неотчуждаемость) Права человека нельзя утратить. Их нельзя отнять, они не покупаются и не продаются. Человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы гражданина
Неделимость Каждый человек обладает всей совокупностью прав
Равенство всех перед законом Государство наделяет всех своих граждан в равной мере правами, свободами и обязанностями без исключения для кого бы то ни было, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и т. д.
Непосредственное действие Не нужны никакие дополнительные процедуры, с помощью которых можно было бы реализовать свои права. Государственные органы власти, иные субъекты обязаны соблюдать права человека, если они упомянуты в Конституции РФ или в тех международно-правовых документах, которые подписало Российское государство
Гарантированность и государственная защита В случае нарушения прав человека можно прибегнуть к правовой защите (обратиться в суд). В РФ созданы специальные институты для защиты прав человека (Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и др.)


Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Человеческое достоинство — это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно, шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Достойное поведение человека определяется положительными чертами характера, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчивость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).

Права человека можно классифицировать по различным признакам.

Группа прав Права человека
Личные · на жизнь; · на защиту чести и достоинства; · на невмешательство в личную жизнь; · на тайну переписки и переговоров; · на неприкосновенность жилища
Гражданские · на гражданство; · на свободу передвижения; · на свободу совести; · на выбор места жительства
Политические · избирать и быть избранным; · на управление делами государства; · на политические объединения; · на политические убеждения; · право обращаться в различные инстанции; · на мирные собрания, шествия, митинги
Юридические · на судебную защиту; · на равенство перед законом; · не подвергаться произвольному аресту; · не давать показания против себя и своих близких; · на презумпцию невиновности
Экономические · на частную собственность; · на наследование; · на свободное предпринимательство; · на свободный и безопасный труд
Социальные · на достойный уровень жизни; · на образование; · на охрану здоровья; · на социальное обеспечение; · на отдых и досуг; · на жилище
Духовные
  • на свободу мысли и слова;
  • на свободу творчества;
  • на защиту интеллектуальной собственности

 

Творческое задание. Ответьте на вопросы.

  • В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)
  • Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)
  • В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)
  • Кто пользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин на ковре-самолете, Гарри Поттер на метле.)
  • Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)
  • Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)

 

  1. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их защищать.

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены способы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспечивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание.

Из законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

  • Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.
  • Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был выполнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

  • Что вам кажется справедливым в германском суде?
  • Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.

История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

  • Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми? Почему?
  • Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?

 

Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.

 

 

 

Нет прав без обязанностей

В начале урока мы выяснили, что права человека неразрывно связаны с обязанностями.

Обязанность — это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующая от них совершения предписанных законом действий.

Французский писатель и общественный деятель Ламене утверждал: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности -анархия».

  • Какие из обязанностей вам представляются наиболее важными?
  • Можно ли так ставить вопрос?
  • Как вы думаете, только ли на правовые нормы опираются наши обязанности?

 

Если гражданин уклоняется от выполнения обязанностей, то государство может применять по отношению к нему различные меры наказания (штраф, конфискация имущества, лишение свободы). Но и у государства тоже есть обязанности. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Основные обязанности по Конституции РФ:

  • граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15);
  • материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38);
  • забота о детях и их воспитание — равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38);
  • трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);
  • основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43);
  • каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57);
  • каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59).

Задание: рассмотрите пословицы и поговорки с точки зрения прав и обязанностей.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Любишь кататься—люби и саночки возить.
  • Долг платежом красен.
  • Не плюй в колодец — пригодится воды напиться и др.

Домашнее задание: Изучив теоретический материал, составить краткий конспект, ответить на вопросы.

Сфотографировать и отправить преподавателю на эл.почту valvovk@mail.ru или отправить сообщением в группу ВКонтакте https://vk.com/club194181059

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: