II. Устный счёт.
1. В ходе устных упражнений проверить усвоение таблиц умножения (полезно организовать взаимную проверку, сначала один из двух сидящих рядом учеников проверяет по таблице другого, а затем они меняются ролями).
2. Устно выполнить задание «Цепочка».
3. Найти, не вычисляя, наименьшую сумму:
38 + 46 + 12 + 4 43 + 29 + 3 + 11 15 + 6 + 30 + 45
III. Работа над новым материалом.
Для подготовки к рассмотрению нового материала полезно повторить умножение суммы на число:
(20 + 9) · 4 (60 + 2) · 3 (70 + 8) · 5
Затем вспомнить прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное в пределах 100:
36 · 2 26 · 3 18 · 4 15 · 6
После этого показать, как можно умножить трехзначное число на однозначное:
234 · 2 = (200 + 30 + 4) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 400 + 60 + 8 = 468
Разбирая решение этого примера, обратить внимание детей на то, что так умножать неудобно, приходится делать много записей.
После этого учитель говорит, что трехзначные числа удобнее умножать, если записать пример столбиком, и затем подробно объясняет, как это делать:
– Надо умножить 234 на 2.
– Записываем второй множитель под единицами первого множителя.
– Проводим черту.
– Слева ставим знак умножения «x» (надо пояснить детям, что умножение обозначается не только точкой, но и таким знаком).
– Начинаем письменное умножение с единиц.
– Умножаю 4 единицы на 2, получаю 8.
– Записываю под единицами.
– Умножаю 3 десятка на 2, получаю 6.
– Записываю под десятками.
– Умножаю 2 сотни на 2, получаю 4 сотни.
– Записываю 4 под сотнями.
– Читаю ответ: 468.
После этого учащиеся еще раз рассматривают решение примера в учебнике (верх страницы), а потом решают с подробным комментированием примеры № 1.
№ 1: комментирование аналогично вышеизложенному.
|
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Решение задачи № 3 провести устно. После чтения задачи провести беседу.
Учитель. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети. Надо знать, сколько метров пленки купили и сколько метров пленки надо на 4 теплицы.
Дети устно выполняют действия, а учитель под их диктовку пишет на доске решение.
Учитель. Как узнать, сколько пленки купили?
Дети. 20 · 5 = 100 м.
Учитель. Как узнать, сколько надо пленки на 4 теплицы, если на каждую идет 16 м?
Дети. 16 · 4 = 64 м.
Учитель. Сравните полученные результаты. Какой вывод можно сделать?
Дети. Купленной пленки хватит.
Учитель. А хватит ли этой пленки, если на одну теплицу будет уходить 25 м?
Дети. 25 · 4 = 100 м. Да, этой пленки хватит.
Задачу № 4 дети решают под руководством учителя. После чтения задачи делается краткая запись к ней:
2 задачи по 6 мин
6 уравнений по? мин. 30 мин
Затем обсуждается план решения задачи.
Учитель. Что узнаем сначала?
Дети. Сколько времени ушло на 2 задачи.
Учитель. Как это можно узнать?
Дети. 6 · 2 = 12 мин.
Учитель. Что узнаем потом?
Дети. Затем узнаем, сколько всего времени ушло на 6 уравнений.
Учитель. Как это можно будет узнать?
Дети. Из 30 вычесть 12.
Учитель. А теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи: «Сколько времени он затратил на решение каждого уравнения?»?
Дети. Да, мы полученное число разделим на 6.
Далее дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
1) 6 · 2 = 12 (мин) – на 2-е задачи
2) 30 – 12 = 18 (мин) – на 6 уравнений
3) 18: 6 = 3 (мин)
|
О т в е т: 3 минуты на решение каждого уравнения.
2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задание № 2.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Мы учились умножать трёхзначные числа на однозначные столбиком.
Учитель. Что закрепляли на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание: с. 79, № 2.
У р о к 69. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫУМНОЖЕНИЯ
ДЛЯ СЛУЧАЕВ С ОДНИМ ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД (с. 80)
Цели: познакомить учащихся с новым письменным приемом умножения; закреплять устные приемы вычислений в пределах 1000; совершенствовать навык решения задач.
Ход урока