ЛЕКЦИЯ
Синонимы — слова, как правило, одной части речи, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.
Пример:
неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
Слова, объединённые синонимическими отношениями, называются синонимическим рядом.
Доминанта — это стилистически нейтральное стержневое (основное) слово в составе синонимического ряда.
Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями.
Пример:
храбрый — неустрашимый, удалой, лихой, смелый, отважный, безбоязненный, бесстрашный.
Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов друг от друга, их разделяют на несколько групп.
1. Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos — обозначающий).
Пример:
молодость — юность, красный — багровый — алый.
2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но различаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся:
1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи.
Пример:
ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) — молодые (разг.);
2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки.
Пример:
ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) — башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул — ляпнул — брякнул — отколол — отмочил — выдал.
Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
|
3. Синонимы, которые различаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими.
Пример:
«И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать» (Пол.); «А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну» (Л); «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком!» (Ес.)
— все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определённой цели», но они различаются семантическими оттенками:
слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»;
в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»;
глагол шляться подчёркивает неповиновение, непослушание.
Кроме того, приведённые синонимы отличаются и стилистической окраской:
бродить — стилистически нейтральное слово,
блуждать имеет более книжную окраску,
шататься и шляться — просторечные, причём последнее грубое.
Также выделяют синонимы контекстуальные (авторские), слова, сближающиеся своими значениями только в условиях данного контекста.
Пример:
«И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? — А что делать будешь? Лгать не хочу — сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...» (Тургенев).
Синонимы привыкнуть, обтерпеться различаются стилистической окраской. Привыкнуть — общеупотребительное, обтерпеться — разговорно-просторечное.
Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.
В речи синонимы выполняют пять основных функций.
1. Уточнение какого-либо понятия.
Пример:
|
«Был обычный, ничем не примечательный учебный день».
«Летом мы отправимся в путешествие — в настоящий морской круиз!»
Эта функция синонимов часто используется в словарях, например: дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса.
2. Сопоставление синонимов, имеющих в одном контексте разные оттенки значений.
Пример:
«Подарок пришёлся малышке по душе: она развеселилась, даже рассмеялась ».
3. Противопоставление схожих явлений.
Пример:
«Это был не сплошной ельник, а смешанный лес, где развесистые березы, рябина и черемуха мешались с елями и соснами» (Д. Мамин-Сибиряк).
«Знаешь — бывают такие дни осенью: свежо, но не холодно, тепло, а не жарко …» (По М. Горькому)
4. Замещение слова синонимом с целью избежать неоправданного повтора (тавтологии).
Пример:
«Из яств, кроме кутьи, было три-четыре блюда (между прочим, и блины), всё с кухни Амалии Ивановны» (Ф. Достоевский).
«Мужчина достал старый компас и слегка потряс его; стрелка прибора дёрнулась и замерла».
5. Усиление — в случае, когда синонимы являются однородными членами и служат для придания тексту большей выразительности.
Пример:
«Несчастный залился слезами,
На грудь к товарищам упал,
И горько плакал и рыдал » (М. Лермонтов).
«Это была она, моя заветная, моя долгожданная Россия, которую я жаждал видеть ежесекундно» (Н. Лесков).
Ряд синонимов, расположенных по степени усиления или ослабления выражаемого признака, образует стилистическую фигуру — градацию.
Пример:
«Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!» (В. Маяковский).