V. Методы обучения и преподавания.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Тема речевого общения: Заболевания эндокринной системы. Синдром гипо- и гипергликемии. Сахарный диабет. Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.

Курс: 4

Дисциплина: Профессиональный русский язык

 

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

I. Заболевания эндокринной системы. Синдром гипо- и гипергликемии. Сахарный диабет. Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.

II. Цель: совершенствовать умения ознакомительно-изучающего чтения текстов по специальности и навыки письменной профессиональной речи.

III. Задачи.

Практические навыки: совершенствовать навыки и умения организовывать речь в форме письменного научного тезиса в рамках речевой темы.

IV. Основные вопросы темы:

1.Структура и содержание научного тезиса.

2. Правила оформления научного тезиса.

3. Медицинская терминология по теме «Заболевания эндокринной системы. Синдром гипо- и гипергликемии. Сахарный диабет».

 

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: ознакомление с теоретической информацией, выполнение тренировочных упражнений, составление письменного тезиса по теме речевого общения.

Наглядный: применение опорных схем.

Интерактивный: работа в микрогруппах; атака вопросами.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с информацией. В чем отличие научного тезиса от других форм научных публикаций? Изучите общую структуру тезиса и составьте опорную схему «Структура научного тезиса».

Тезис - слово греческого происхождения, буквально обозначающее «положение, утверждение, постановление». Тезисы - краткое изложение содержания научного доклада, научной статьи. Структура тезисов состоит из: 1) преамбулы, содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования; 2) основного тезисного изложения (3-6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство); 3) заключительного тезиса - итога изложенного.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: абзацное членение; графическое выделение с помощью нумерации; использование вводных слов в начале каждого тезиса («во-первых», «во-вторых»). Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания: актуальность проблемы; степень изученности проблемы (выделить достоинства и недостатки известного в науке и практике варианта решения); целевая установка; предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы; особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения или варианта решения; результаты, выводы, рекомендации, область практического применения полученных результатов.

Тезисы как научный жанр - это неотъемлемая часть научной коммуникации, с помощью них в научном дискурсе происходит обмен новейшими достижениями в той или иной сфере науки.

Задание 2. Изучите и запомните т ребования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи.

1. Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально насыщены по содержанию, давать ясное представление о результатах исследования и не содержать общих рассуждений по заявленной теме.

2. Четкая формулировка каждого положения тезисов, т.е. автор не должен допускать двусмысленности (это обеспечивается за счет конкретной терминологии).

3. Строгая логическая последовательность в изложении тезисов, т.е. отсутствие логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

4. Формулировка тезисов должна быть лаконичной и краткой, не содержать обосновывающих фактов и примеров.

5. Объем тезисов от 1,5 до 3 страниц машинописного текста.

6. Соответствие тезисов тематике конференции, семинара или сборника материалов.

7. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

8. Для тезисов не характерно цитирование, использование наглядных материалов, примеров, пояснений.

Задание 3. Прием «Толстый и тонкий вопросы». Прочитайте текст по абзацам и сформулируйте микротему каждого абзаца. Заполните таблицу: в левую графу запишите 3-5 вопросов, предполагающих развернутый ответ, а в правую – 3-5 вопросов, предусматривающих однозначный ответ.

? ?
Вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Вопросы, которые предполагают однозначный краткий ответ.

Железами внутренней секреции, или эндокринными, называют железы, не имеющие выводных протоков. Продукты своей жизнедеятельности – гормоны – они выделяют во внутреннюю среду организма (в кровь, лимфу, тканевую жидкость).

Гиперфункция эндокринной железы – это увеличение количества выделяемых гормонов больше необходимого для организма уровня, что приводит к различным расстройствам органов и систем организма.

Гипофункция эндокринной железы – это снижение уровня выделяемых гормонов, что образует их дефицит и также приводит к различным расстройствам и заболеваниям организма.

Железы внешней секреции (экзокринные) имеют выводные протоки и выводят свои секреты в полость органа или за пределы организма (потовые, сальные, млечные и др.).

Поджелудочная железа и половые железы являются железами смешанной секреции, так как выделяют гормоны внутрь организма (в кровь, лимфу, тканевые жидкости) и наружу (поджелудочная железа выделяет сок поджелудочной железы в пищеварительный тракт, а половые железы выделяют половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки).

Гипергликемия – клинический симптом, обозначающий увеличение содержания глюкозы в сыворотке крови. Гипогликемия – патологическое состояние, характеризующееся снижением уровня глюкозы периферической крови ниже нормы (3,3 ммоль/л).

 

Задание 4. Прочитайте текст статьи сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения статьи. Составьте синквейн к термину диабет.

Сахарный диабет

Поджелудочная железа вырабатывает гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен в организме. Так, инсулин увеличивает потребление глюкозы тканями, способствует превращению глюкозы в гликоген, уменьшая, таким образом, количество сахара в крови. Благодаря действию инсулина содержание глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне, благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. При недостаточном образовании инсулина уровень глюкозы в крови повышается, что приводит к развитию такого заболевания, как сахарный диабет. Другой гормон поджелудочной железы – глюкагон – является антагонистом инсулина и оказывает противоположное действие, т.е. усиливает расщепление гликогена до глюкозы, повышая ее содержание в крови.

Сахарный диабет - заболевание, характеризующееся поражением поджелудочной железы, при котором наблюдается недостаточное выделение железой гормона инсулина. Вследствие недостатка этого гормона в организме возникает синдром хронической гипергликемии (повышается уровень содержания глюкозы в крови). В развитии заболевания определенная роль принадлежит наследственности. Органические заболевания поджелудочной железы (в частности, рак головки поджелудочной железы) также могут быть непосредственной причиной возникновения сахарного диабета. Немаловажную роль играют в возникновении этого недуга и неблагоприятные экзогенные факторы (злоупотребление алкоголем, некачественные алкогольные напитки, злоупотребление жирной пищей и др.).

Диабет широко распространен во всем мире, однако больше в странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни. Заболеваемость диабетом растет среди всех групп населения. Частота возникновения заболевания соотносится с возрастом больного: диабет у детей в возрасте до 15 лет составляет 5% от всех заболевших, пациентов старше 40 лет – 80%, а старше 65 лет – 40% от общего количества страдающих диабетом. Значительное влияние на распространенность диабета II типа оказывает сочетание ожирения, гиперлипидемии и артериальной гипертензии. При наличии всех сопутствующих факторов вероятность развития клинической манифестации диабета возрастает в 30 раз.

Выделяют два типа сахарного диабета. Диабет I типа коррелирует с различными вирусными заболеваниями, сезонными факторами и наиболее часто возникает в возрасте 10–12 лет. Общим фактором риска для диабета обоих типов является генетический, однако при втором типе он более выражен. I тип – юношеский диабет, или инсулинозависимый. При этой форме большая часть (90%) клеток поджелудочной железы погибает в результате вирусного или аутоиммунного поражения, и инсулин не вырабатывается – абсолютная инсулиновая недостаточность. Болеют им дети и люди молодого возраста.

II тип сахарного диабета – инсулиннезависимый вариант. В этом случае инсулин в организме присутствует и может вырабатываться в повышенных количествах, но не оказывает своего физиологического воздействия из-за нарушения чувствительности к нему клеток в тканях организма (относительная инсулиновая недостаточность). Диабет II типа имеет наследственно обусловленный характер (семейный диабет), им болеют обычно после 40 лет. Одним из факторов риска развития этого заболевания является избыточный вес.

Основными симптомами сахарного диабета являются сильная жажда, учащенное мочеиспускание, полиурия – увеличение количества выделяемой мочи (до 8–9 л в сутки).

При I тине сахарного диабета больные теряют в весе до 10–15 кг за месяц, развивается резкая слабость, появляется запах ацетона изо рта. Часто нарушается сон, возникает повышенная раздражительность, головные боли, боли в икроножных мышцах. Из-за снижения резистентности организма нередко присоединяются интеркуррентные инфекции, туберкулез, воспалительные заболевания мочевыводящих путей (пиелит, пиелонефрит).

У больных II типом диабета симптомы заболевания развиваются более длительно. Для них типично возникновение кожного зуда (нередко в области гениталий), гнойничковых поражений кожи, сухости во рту, жажды, но диабетическая кома бывает крайне редко. Диабет II типа протекает несколько благоприятнее, чем юношеский.

Вопросы:

1)Какова роль инсулина в углеводном обмене организм?

2) Какое действие оказывает глюкагон?

3) Почему возникает синдром хронической гипергликемии?

4) Каковы причины возникновения сахарного диабета?

5) Какие факторы влияют на распространенность диабета II типа?

6) Чем отличается диабет I типа от диабета 2 типа?

7) Каковы основные симптомы сахарного диабета?

Задание 5. Прием«Ромашка вопросов».Работа в микрогруппах. Прочитайте текст и определите тему. Сформулируйте к тексту уточняющие, интерпретационные и оценочные вопросы. Составьте резюме к данному тексту на русском языке и переведите на казахский и английский языки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: