Тема: Предметная деятельность – ведущая деятельность детей раннего возраста.




К числу важных новообразований раннего возраста относят овладение ребёнком предметной деятельностью. Предпосылки её формировались в младенческом возрасте. Уже в период младенчества ребёнок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами, он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослыми, перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов – ложкой он действует также, как и палочкой, карандашом, совочком.

Переход от младенчества к раннему возрасту связан с развитием нового отношения к миру предметов. Они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определённый способ употребления, то есть в той функции, которая закреплена за ним в общественном опыте. Следовательно,

Предметная деятельность – это деятельность ребёнка, связанная с развитием нового отношения к миру предметов, то есть вещи начинают выступать как объекты, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления – в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.

Открытие назначение предметов и отличает предметную деятельность ребёнка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца.

Функцию вещей и предметов открывает ребёнку взрослый. Он может дать знания о назначении предметов, показать приёмы их использования, участвуя в деятельности ребёнка на правах организатора, партнёра (старшего).

Без помощи взрослого ребёнок много раз может стучать ложкой об стол.

Основные интересы ребёнка переносятся в область овладения всё новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый вступает в роли помощника.

Усвоение назначения предметов ребёнком является специфически человеческими, оно очень сильно отличается от тех форм подражания, которые наблюдаются.

Обезьяна может научиться пить из кружки, но кружка не приобретает для неё постоянного значения предметов, из которого пьют. Если животному хочется пить, и оно видит воду в кружке, то пьёт из неё. Но с таким же успехом оно будет пить из ведра или с пола.

Ребёнок с помощью взрослого усваивает постоянное назначение предметов, закреплённое за ними обществом. Это конечно не означает, что усвоив то или иное предметное действие, ребёнок употребляет только по назначению.

Научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет строить из них колодец и т.д.

Но важно то, что ребёнок знает истинное назначение предмета. Когда ребёнку 2 годика, и он надевает на голову свой ботинок, он смеётся, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка.

Связь действия с предметом. Предметы, которые окружают ребёнка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, по употреблению и, что очень важно, - по тому, каким образом и насколько твёрдо закреплено за ними определённое назначение.

Значительная часть предметов в самом своём устройстве как бы несёт своё назначение. Это, прежде всего, предметы-орудия, которые служат для воздействия на др.предметы и материалы: ложка, вилка, расческа и др. другие предметы, точнее их употребление определено правилами, нарушать, которые не разрешается

Полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли может быть очень похожи друг на друга, но нельзя вытирать полотенцем нос.

К предметным действиям ребёнок переходит от манипуляций с предметами. теперь ребёнку нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые. Отличие состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребёнок, созданы людьми и для определённой цели: ложкой едят, из чашки пьют, шапочку надевают на голову. Это общепринятые способы его употребления.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначения. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого.

Дети сначала начинают понимать для чего нужен предмет, а потом овладевают самой техникой его употребления.

Мама причёсывает мальчика чёткой для волос. Затем даёт щетку ему в руки, и они вместе причёсывают мальчика. Затем мальчик, подходя к зеркалу, и увидев щетку для волос, начинает себя расчёсывать (конечно, с ошибками).

На 2-м году жизни дети усваивают представления об употреблении большинства окружающих простых предметов, что ведёт к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет стремится использовать по назначению.

К концу раннего возраста – 3 года – связь действия с предметом становится более свободной: ребёнок знает, для чего служит предмет, но может использовать его не по назначению.

Палочкой может причёсываться или рукой.

В повседневной жизни орудийные операции усваиваются при помощи взрослого. В условиях совместного общения взрослый обращается к ребёнку и одобряет его действия, усвоение новых предметных действий протекает успешнее. Поэтому удовлетворение потребности в общении со взрослыми является важным условием совершенствования предметных действий.

В формировании предметной деятельности ребёнка можно выделить 3 этапа

 

Этапы развития предметной деятельности.

Название. Характеристика.
Предметные манипуляции. С предметом могут выполняться любые известные ребёнку действия.
Предмет и действие тесно связаны. Ребёнок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.
Постепенно происходит отделение действия от предмета. Дети приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению, ребенок знает основную функцию предмета.

 

Важно, что, усваивая действие по употреблению предметов обихода, ребёнок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами.

Рассердившись на взрослого, ребёнок кидает чашку на пол, но тут же на его лице появляется испуг: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех.

Не все действия, усваиваемые ребёнком в этот период, однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для псих.развития.

Особенности действий зависят прежде всего от особенностей самих предметов.

Одни предметы имеют совершенно определённый, однозначный способ употребления: одежда, посуда, мебель. Нарушение способа их употребления может рассматриваться и как нарушение правил поведения.

С другими предметами можно обращаться гораздо свободнее: игрушки. Но между ними есть очень большая разница. Некоторые игрушки созданы специально для выполнения определённых действий, в самом строении несут способ употребления (пирамидки, матрёшки), а есть и такие, которые можно употреблять по-разному: кубики, мячи. Наиболее важно для псих.развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен.

Помимо предметов с одним функциональным назначением и способами действия, закреплёнными исторически в культуре, существуют и полифункциональные предметы. В игре ребёнка и практической жизни взрослых эти предметы могут замещать др.предметы. ребёнок открывает возможности применения полифункциональных предметов чаще всего с помощью взрослого.

Способ употребления разных предметов различаются между собой. В одних случаях для употребления предмета достаточно выполнить элементарное действие

Потянуть за ручку, чтобы открыть дверцу шкафа, в других – сложное, требующее учёта свойств предмета и его связи с др.предметами. Выкопать ямку в песке совочком.

Действия, предъявляющие большие требования к психике, больше способствуют псих.развитию.

Виды предметных действий.

Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, особенно значимыми для его псих.развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Виды предметных действий.

Название. Характеристика. Пример.
Соотносящие Действия, цель которых состоит в приведении 2-х или нескольких предметов в определённые пространственные отношения. Составление пирамидок из колец (соотношение колец по величине).От большого к маленькому.
Орудийные действия   ступени:   1.     2.     3. предмет используется как орудие – употребляется при воздействии на др. предметы.     Ложку дети захватывают в кулачок как можно ближе к углублению, зачерпнув при помощи взрослого пищу, косо несёт её ко рту.
Орудие служит для ребёнка продолжением его руки, и он пытается действовать им, как самой рукой.
   
Ребёнок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, на который направлено действие. Выполняет его успешно только от случая к случаю, повторяет движения, приводящие к успеху. Ложка с пищей. Неся ложку с пищей ко рту – пища иногда проливается.
Происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникает орудийное действие. Ребёнок старается брать ложку правильно и прямо нести её ко рту, но привычка брать ложку кулачком ещё долго остаётся.

 

Предметные действия способствуют развитию:

- познав.процессов ребёнка

- в действиях с предметами формируются способы восприятия

- при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллект.деятельности

- наглядно-действенное мышление в простейших формах

- мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение

- речь. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми оказывает существенное положительное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям на развитие интеллектуальных и личностных качеств преддошкольника.

- активно формируются предпосылки ведущей в дошкольном возрасте игровой, изобразительной деятельности.

Теперь мы можем сказать, что овладевая предметными действиями, ребёнок усваивает, что делают с тем или иным предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия, т.е. ребёнок усваивает назначение предметов, способы действия с ними и технику выполнения этих действий.

Также овладение предметными действиями способствует зарождению ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности, поскольку предпосылки ролевой игры возникают на протяжении раннего детства внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода – игрушками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: