Практические занятия
Тема 1. Практическое занятие № 1. Лексикология. Введение.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1. Установите, в каких системных отношениях состоят следующие слова; докажите это:
а) заткнуться, примолкнуть, замолчать, молчать, притихнуть, молчание;
б) водозабор, водный, сухой, водоросль, водяной, мокрый, вода;
в) красота, живописность, красивость, лепота, благолепие, краса.
2. Какими отношениями и с какими словами могут быть связаны следующие:
голубой, весёлый, эрудированный, писать.
3. Определите, в какой синтаксической позиции находятся подчёркнутые слова; если позиция слабая – поставьте в сильную:
большой клуб; худой человек; косить налево; кислый вкус; быстро затопила; красивая лезгинка; пропавшая шашк а; ароматные почки; тёмная норка.
4. В какие группировки могут входить слова грибок, ромашка, ехать, ласка?
5. Составьте ситуативные группы слов:
а) сдача экзамена; б) покупка ж/д билета.
6. Подготовьте рефераты следующих статей:
а) Шихова Т.М. Купить кота в мешке // Русская речь. – 1990. – № 6;
б) Добродомов И.Т. Кто такая кузькина мать? // Русская речь. – 1990. – № 1;
в) Топорков А.Л. На кудыкину гору // Русская речь. – 1990. – № 3;
г) Анищенко О.А. Берёзовая каша и субботник // Русская речь. – 1997. – № 5.
Тема 2. Практическое занятие № 2. Лексикология. Общие вопросы.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1. Сопоставьте материал школьной и вузовской программ по данной теме. Устно выполните упр. № 314 из учебника по русскому языку для 5 класса (1990) и упр. № 200 из учебника для 9 класса (1990). Постарайтесь ответить на вопрос: какие элементы и пути компонентного анализа лексического значения слова предлагаются средней школе?
|
2. Выявить интегральные и дифференциальные семы в лексическом значении каждого из данных слов: а) дойти, доехать, отбежать, вылететь: б) говорить, кричать, шептать, ругать; в) холодный, прохладный, тёплый, горячий; г) кислый, сладкий, горьковатый, солёненький.
3. Одинаковое ли лексическое значение имеет слово собака в следующих контекстах?
а) Ни одна игра ребят не обходилась без собаки;
б) Ребята боялись лазить в сад, так как у самого забора была привязана собака.
Одинаков ли состав семантических компонентов в лексическом значении слова собака в данных примерах?
4. Выполните устно упр. № 18 (5 слов), № 20 из сб. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
5. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 163 (1), 164 (2 слова), 165, 171, 174, 184.
Тема 2. Практическое занятие № 3. Типы лексических значений слова.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1. Выполните упр. № 23, 25 из сб. упр. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
2. Найдите в данном фрагменте слова с производными значениями. Письменно выполните анализ лексических значений этих слов по полной схеме.
Всё унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал…
И вот уж о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.
(А. Ахматова)
3. Отгадайте следующие русские народные загадки. Какие типы переносного значения принимают участие в их создании? Прав ли Аристотель, определивший загадку как хорошо сформулированную метафору?
а) Пятеро волов одной сохой пашут,
Белое поле, чёрное семя,
Кто поле сеет, тот разумеет;
|
б) Чёрные, кривые, от рождения все немые,
станут в ряд – сейчас заговорят;
в) Ёлка смахнётся – все люди оглянутся.
4. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 165, 167, 168, 170, 185, 186, 189, 191, 199.
5. Для желающих получить на экзамене оценку отлично: подготовьте небольшое сообщение на тему «Академик В.В. Виноградов и его труды».
Литература: а) Русский язык. М., 1979, с. 42-43;
б) Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984, с. 327-328;
в) Статьи в журнале «Русская речь» за 1989 г. № 4-5.
Тема 2, 3, 4. Практическое занятие № 4. Полисемия. Омонимия. Паронимия.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1. Сопоставьте материал школьной и вузовской программ по данной теме.
2. Устно выполните упр. № 336 из учебника по русскому языку для 5 класса (1990).
3. На каком лингвистическом явлении построены следующие каламбуры:
а) Чем больше груз похвал, тем труднее идти в гору;
б) Как же надо вилять хвостом, чтобы продвигаться по морю жизни;
в) Чтобы сделать оловянного солдатика стойким, нужно облегчить ему голову; г) Имел такое выражение лица, что просили выбирать выражения.
(Лит. газ., 25 окт., 1989 г., 21 марта 1990 г.)
4. Определите значения выделенных слов. Определите путь (пути) развития полисемии в каждом из слов. Произведите полный анализ лексического значения выделенных слов: а) это очень глубокая река; происхождение замка – глубокая тайна; героев связывало глубокое чувство; б) в горах добывают золото, серебро и другие драгоценные металлы; на стеллажах представлено золото, фарфор, бронза; золото холодное луны; это не ребёнок, а золото.
Материал для справок: глубокий – 1) имеющий большую глубину; 2) недоступный, скрытый в глубине; 3) сильный. Золото – 1) драгоценный металл жёлтого цвета; 2) изделия из этого металла; 3) о ком-чём-либо, имеющем большие достоинства; 4) яркий жёлтый цвет.