Тема 2, 3, 4. Практическое занятие № 4. Полисемия. Омонимия. Паронимия.




Практические занятия

Тема 1. Практическое занятие № 1. Лексикология. Введение.

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Установите, в каких системных отношениях состоят следующие слова; докажите это:

а) заткнуться, примолкнуть, замолчать, молчать, притихнуть, молчание;

б) водозабор, водный, сухой, водоросль, водяной, мокрый, вода;

в) красота, живописность, красивость, лепота, благолепие, краса.

2. Какими отношениями и с какими словами могут быть связаны следующие:

голубой, весёлый, эрудированный, писать.

3. Определите, в какой синтаксической позиции находятся подчёркнутые слова; если позиция слабая – поставьте в сильную:

большой клуб; худой человек; косить налево; кислый вкус; быстро затопила; красивая лезгинка; пропавшая шашк а; ароматные почки; тёмная норка.

4. В какие группировки могут входить слова грибок, ромашка, ехать, ласка?

5. Составьте ситуативные группы слов:

а) сдача экзамена; б) покупка ж/д билета.

6. Подготовьте рефераты следующих статей:

а) Шихова Т.М. Купить кота в мешке // Русская речь. – 1990. – № 6;

б) Добродомов И.Т. Кто такая кузькина мать? // Русская речь. – 1990. – № 1;

в) Топорков А.Л. На кудыкину гору // Русская речь. – 1990. – № 3;

г) Анищенко О.А. Берёзовая каша и субботник // Русская речь. – 1997. – № 5.

 

Тема 2. Практическое занятие № 2. Лексикология. Общие вопросы.

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Сопоставьте материал школьной и вузовской программ по данной теме. Устно выполните упр. № 314 из учебника по русскому языку для 5 класса (1990) и упр. № 200 из учебника для 9 класса (1990). Постарайтесь ответить на вопрос: какие элементы и пути компонентного анализа лексического значения слова предлагаются средней школе?

2. Выявить интегральные и дифференциальные семы в лексическом значении каждого из данных слов: а) дойти, доехать, отбежать, вылететь: б) говорить, кричать, шептать, ругать; в) холодный, прохладный, тёплый, горячий; г) кислый, сладкий, горьковатый, солёненький.

3. Одинаковое ли лексическое значение имеет слово собака в следующих контекстах?

а) Ни одна игра ребят не обходилась без собаки;

б) Ребята боялись лазить в сад, так как у самого забора была привязана собака.

Одинаков ли состав семантических компонентов в лексическом значении слова собака в данных примерах?

4. Выполните устно упр. № 18 (5 слов), № 20 из сб. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

5. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 163 (1), 164 (2 слова), 165, 171, 174, 184.

Тема 2. Практическое занятие № 3. Типы лексических значений слова.

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Выполните упр. № 23, 25 из сб. упр. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

2. Найдите в данном фрагменте слова с производными значениями. Письменно выполните анализ лексических значений этих слов по полной схеме.

Всё унеслось прозрачным дымом,

Истлело в глубине зеркал…

И вот уж о невозвратимом

Скрипач безносый заиграл.

(А. Ахматова)

3. Отгадайте следующие русские народные загадки. Какие типы переносного значения принимают участие в их создании? Прав ли Аристотель, определивший загадку как хорошо сформулированную метафору?

а) Пятеро волов одной сохой пашут,

Белое поле, чёрное семя,

Кто поле сеет, тот разумеет;

 

б) Чёрные, кривые, от рождения все немые,

станут в ряд – сейчас заговорят;

 

в) Ёлка смахнётся – все люди оглянутся.

4. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 165, 167, 168, 170, 185, 186, 189, 191, 199.

5. Для желающих получить на экзамене оценку отлично: подготовьте небольшое сообщение на тему «Академик В.В. Виноградов и его труды».

Литература: а) Русский язык. М., 1979, с. 42-43;

б) Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984, с. 327-328;

в) Статьи в журнале «Русская речь» за 1989 г. № 4-5.

 

Тема 2, 3, 4. Практическое занятие № 4. Полисемия. Омонимия. Паронимия.

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Сопоставьте материал школьной и вузовской программ по данной теме.

2. Устно выполните упр. № 336 из учебника по русскому языку для 5 класса (1990).

3. На каком лингвистическом явлении построены следующие каламбуры:

а) Чем больше груз похвал, тем труднее идти в гору;

б) Как же надо вилять хвостом, чтобы продвигаться по морю жизни;

в) Чтобы сделать оловянного солдатика стойким, нужно облегчить ему голову; г) Имел такое выражение лица, что просили выбирать выражения.

(Лит. газ., 25 окт., 1989 г., 21 марта 1990 г.)

4. Определите значения выделенных слов. Определите путь (пути) развития полисемии в каждом из слов. Произведите полный анализ лексического значения выделенных слов: а) это очень глубокая река; происхождение замка – глубокая тайна; героев связывало глубокое чувство; б) в горах добывают золото, серебро и другие драгоценные металлы; на стеллажах представлено золото, фарфор, бронза; золото холодное луны; это не ребёнок, а золото.

Материал для справок: глубокий – 1) имеющий большую глубину; 2) недоступный, скрытый в глубине; 3) сильный. Золото – 1) драгоценный металл жёлтого цвета; 2) изделия из этого металла; 3) о ком-чём-либо, имеющем большие достоинства; 4) яркий жёлтый цвет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: