1. Закончи предложения:
Корнем слова называется ….
Корни родственных слов пишутся ….
2. Спиши предложения, дополняя их словами с парными согласными, требующими проверки (проверочные слова записывай в скобках).
В аквариуме живут золотые ….
У ястреба острые ….
В диктанте Маша сделала две ….
Русский народ любит белоствольную ….
Залёг на зиму в тёплую берлогу бурый ….
3. Подбери нужные слова. Запиши ответы – предложения:
Как называется:
- избушка, где живёт сторож? - - - - - ж - -
- украшение в ушах? - - - - ж - -
- твёрдая застёжка на поясе? - - - ж - -
- часть стула или стола? - - ж - -
4. Прочитай слова. Раздели все слова на две группы по какому - то признаку. Запиши каждую группу в отдельный столбик.
Ск…зал, зап…вать (лекарство), з…вод, с…рняк, п…нал, с…вёнок, в…сток, к…лхоз, гл…деть, вет…р, м…дведь, д…рога, в…ршина, р…бота, гр…бной.
5. Спиши, вставь, где надо пропущенные буквы:
Вокруг было хмуро. Мутное низкое небо моросило мелким робким дождиком. Ненас…ный осенный день неприветливо глядел на грус…ную землю. Было ещё не поз…но, но волны сумерек уже затопляли всю окрес…ность. Чудес…ные воспоминания о прошедшем лете вдруг нахлынули на меня.
Работа №4.
Части речи и члены предложения.
1. Спиши имена существительные. Образуй от них имена прилагательные:
Ярость - …, прелесть - …, радость - …, чудеса - ….
2. В записанных именах прилагательных подчеркни непроизносимые согласные.
3. Спиши предложения, разбери их по членам предложения и частям речи:
На дереве поёт синица в чёрной шапочке. Жаркое солнце нещадно палит землю. Жаркое стынет на тарелочке.
4. Над словами второго и третьего предложений поставь знак ударения.
5. С помощью приставок и суффиксов образуйте указанные в скобках части речи:
|
радость - … (прилагательное),
ездить - … (существительное),
доблесть - … (прилагательное),
стройка - … (глагол),
дружить - … (существительное).
6. Составь и запиши два предложения со словом печь, чтобы это слово было разными частями речи.
Работа №5.
Приставки и предлоги
1. Закончи предложения:
Приставка – это ….
Предлог – это ….
2. Ответь на вопрос.
Перед какой частью речи никогда не бывает прдлогов?
3. Спиши, раскрывая скобки, предлоги подчеркни, приставки выдели.
(С) восходом солнца (в) скворечниках (про) сыпались и
(за) ливались разными голосами скворцы. Они (на) свистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они (на) слушались (за) зиму (за) морем.
4. Выбери подходящие по смыслу слова и запиши это шуточное стихотворение.
Сугробы снега вьюги (на мели, намели),
И у ворот, как баржа (на мели, намели),
Полуторка стоит.
Ну и (занос, за нос)!
Я вышел за ворота, а мороз
Как затрещит – и хвать меня (за нос, занос).
5. Составь и запиши предложения со словами:
наряд, на ряд; запечь, за печь.
Работа№6.
Итоговая проверочная работа за 3 класс
1. Выпиши из данных слов только имена существительные.
Весёлый, веселье, весело, весельчак, веселимся.
Бег, бегать, беготня, бегун, побег, беги.
2. Выпиши только глаголы.
Отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел.
Шаг, шагаем, шагнул, зашагал, шагай.
3. Выпиши только имена прилагательные.
Красный, краснота, красненький, красноватый, краснеет.
Добрый, доброта, добренький, добреет, подобрел.
|
4. Выпиши только предлоги.
Ты, за, от, вас, перед, кит, через.
Рис, нам, около, его, над, под.
5. Из каждой строки выбери и запиши лишнее слово.
Поёт, летел, зашумит, пение, спел, идёт.
Шум, шумный, синева, чудо, вкус, белизна.
Сочный, тихий, спит, сонный, жёлтый.
6. Придумай и запиши слова такого же состава как слово повозка, как слово сладкий, как слово заход. Укажичасти речи записанных слов.
Класс
Работа №1.
Имя существительное
1. Имя существительное - это …
1) часть речи 2) часть предложения 3) слово
2. Имя существительное обозначает …
1) предмет 2) признак предмета 3) действие предмета
3.Имя существительное отвечает на вопросы …
1) какой? какая? какое? какие? 2) кто? что? 3) что делать? что сделать?
4.Выбери постоянные признаки имени существительного.
1) падеж 2) род 3) склонение 4) число
5.Укажи имена существительные женского рода.
1) магазин 2) комната 3) яблоко 4) терпение 5) тюль 6) фамилия
6. На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?
1) помощ… 2) молодёж… 3) силач… 4) скрипач… 5) дич… 6) тиш…
7. Выбери словосочетания, где имена существительные стоят в дательном падеже.
1) поеду в Калугу 2) осмотрели город 3) бежали по дорожке 4) рад встрече
8.О каком падеже идёт речь: «Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем?
и употребляются с предлогами с, за, под, над, перед»
1) о дательном 2) о творительном 3) о предложном
9.Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами…
1) всегда 2) иногда 3) никогда
10.Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
|
1) к первому 2) ко второму 3) к третьему
11.Укажи имена существительные, которые не относятся ко второму склонению.
1) тишина 2) корабль 3) нить 4) трудолюбие 5) забота 6) новость 7) Анатолий
12.Допиши окончания имён существительных.
1) на городской площад… 2) к детской площадк… 3) на синем катер… 4) по лесной тропинк… 5) у высокого юнош… 6) о зимней стуж…
13.В каком падеже стоит имя существительное 1-ого склонения, если известно, что его окончание –и?
1) в родительном 2) в дательном 3) в предложном
14. Имена существительные какого склонения в трёх падежах имеют одинаковые окончания?
1) первого 2) второго 3) третьего
15.Вставь пропущенные буквы в загадке.
На грядк… длинный и з…лёный, а в кадк… ж…лтый и с…ленный.
Работа №2.
Имя прилагательное
1. Закончи предложения:
Имена прилагательные отвечают на вопросы …?, …?, …?, …?
и обозначают ….
В предложении имена прилагательные связаны по смыслу с….
2. Прочитай, добавь, где надо окончания имён прилагательных. Выпиши словосочетания имен прилагательных с именами существительными в порядке следования падежей.
Ленив… не дождёшься, сонлив… не добудишься.
Ленив… всегда праздник. Ласков… словом многого добьёшься.
Ленив… и в своей избе промокнет. О добр… деле не забывают.
3. Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Припиши к ним названия предметов, у которых есть такие признаки.
Нов…, высок…, камен….
Внезапн…, сильн…, летн….
Белоствольн…, кудряв…, стройн….
Красн…, бархатн…, нарядн….
4. Спиши, вставляя пропущенные окончания. Определи род и падеж имён прилагательных.
Русск… изба строилась без един… гвоздя, без железн… скобы или стальн… болта. В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянн… резьбой.
5. Придумай и запиши два предложения, использовав сочетание пассажирский поезд в предложном и родительном падежах.
Работа №4.
Глагол
1. Закончи предложение.
Глаголы отвечают на вопросы …?, …? и обозначают ….
2. Вставь безударные гласные в окончания глаголов. Запиши глаголы по лицам в три столбика. Подчеркни глаголы-исключения.
Вид…т, слыш…т, спрашива…м, даёшь, тороплю, показыва…шь, стрекоч…т, кле…шь, выигрываю, узна…шь, пишу, дыш…м, стел…т, несём, горят, спите, глад…те.
3. Замени глаголы единственного числа настоящего времени глаголами единственного числа прошедшего времени. Напиши получившиеся предложения, укажи род глаголов.
Стоит ясный день.
Время подходит к полудню.
В осеннем лесу поблёскивает паутина.
4. Запиши глаголы, разбери их по составу.
Промокли, принесло, подаришь, постучим, улыбается.
5. С данными корнями образуй глаголы неопределённой формы с помощью суффиксов: - а -, - я -, - е -, - и -.
Жар -, реш -, чист -, ум -, руб -, се -, дар -, па -, уч -.
6. Вставь пропущенные гласные в окончания глаголов.
Погода стоит прекрасная! Весело сия…т майское небо. Направо и налево по обеим сторонам речки тихо колыш…тся зелёная рожь. Вдалеке темне…т лес, желте…т деревья. Грач важно разгулива…т по полю, останавлива…тся, недоверчиво смотр…т на нас и подпрыгива…т, тяжело отлета…т в сторону.
Работа №3.
Итоговая проверочная работа по теме «Части речи»
1. Допиши окончания имён существительных.Отметь значком ( ×) имена существительные третьего склонения.
На площадк…, у деревн…, из-под кроватк…, на скатерт…, по
по тропинк…, в тетрад….
2. Допиши окончания имён существительных. Отметь значком (×) имена существительные с окончанием – е.
Спал в кроват…, идёт по дорог…, лежит в портфел…,
отметка в тетрад…, куст сирен….
3. Допиши окончания имён прилагательных.
В дальн… дорогу, за ближн… селом, нет красн… карандаша,
осенн… вечером.
4. Вставь в окончания глаголов нужные гласные. Над глаголам II спряжения поставь значок (×).
Ребёнок дыш…т, Коля рису…т, девочка плач…т, маляр крас…т,
ветер кача…т, зайчик прыга…т.
5. Укажи лицо и спряжение глагола. Вставь в окончания пропущенные буквы.
Ты пиш…ш…, чита…ш…, рису…ш…, крас…ш…, танцу…ш…,
смотр…ш…, слуша…ш….