ИНСТРУКЦИЯ
Для проведения практического занятия по фармакологии.
Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства».
Актуальность: Антисептика- самый доступный метод профилактики и лечения местных инфекционных процессов, поэтому знание данной темы является основой эффективной профилактической и лечебной деятельности медработников всех специальностей.
Цель занятия
Знать:
• Классификацию противомикробных и антисептических средств.
• Фармакодинамику лекарственных средств.
• Применение антисептических и дезинфекционных препаратов.
• Побочное и токсическое действия отдельных лекарственных препаратов и меры по их предупреждению.
Уметь:
• Проводить сравнительную характеристику лекарственных средств.
• Оформлять рецепты и составлять рецептурные прописи.
• Рассчитывать дозы и концентрации.
• Решать ситуационные задачи.
• Пользоваться справочной литературой.
• Оценивать возможность безопасного применения антисептических средств.
I. Контроль начального уровня знаний
Тестовый контроль для изучения теоретической части (возможны другие варианты)
Тестовые задания | Варианты ответов |
1. Определите, какому препарату свойственно следующее: · Оказывает антисептическое, дезодорирующее и местно-раздражающее действие; · Применяют в виде 0,5-1% раствора для дезинфекции рук и неметаллического инструментария. | 1. Хлорная известь. 2. Спиртовой раствор йода. 3. Перманганат калия. 4. Борная кислота. 5. Хлорамин Б. |
2. Фенол применяют во всех случаях, кроме: | 1. Для дезинфекции предметов ухода за больными. 2. Для дезинфекции инструментов. 3. Для дезинфекции кожи. 4. Для дезинфекции катетеров. 5. Для дезинфекции помещений. |
3. Определите, какой концентрации раствор хлорамина применяют для обработки инструментов. | 1. 10% 2. 1% 3. 0,5% 4. 6% 5. 15% |
4. Определите, какой концентрации раствор перманганата калия применяют для промывания желудка при отравлениях. | 1. 0,1% 2. 10% 3. 1% 4. 0,01% 5. 2% |
5. Определите, какому препарату свойственно действие и его применяют: · Как с сильным дезинфекционным действием, является ядом, · Для обработки белья, · Для обработки предметов ухода за больными. | 1. Метиленовый синий. 2. Ртути дихлорид. 3. Фурацилин. 4. Фенол. 5. Раствор формальдегида. |
6. Определите, какой препарат обладает следующими свойствами: · Бесцветная жидкость с острым запахом, · Действие бактерицидное, спороцидное, мумифицирование, · Применяют для дезинфекции инструментов, предметов ухода за больными. | 1. Раствор Аммиака. 2. Этиловый спирт. 3. Раствор водорода пероксида. 4. Фенол. 5. Раствор формальдегида. |
7. Определите, какой препарат обладает следующими свойствами: · Бесцветные кристаллы, которые хранят в темной посуде, · Местное действие: вяжущее при низких концентрациях, прижигающее – при высоких. · Применяют 5-10% раствор для прижигания язв и чрезмерных грануляций в ране, бородавках. | 1. Протаргол. 2. Ртути дихлорид. 3. Фенол чистый. 4. Серебра нитрат. 5. Перманганат калия. |
8. Определите, какой препарат используется для лечения коньюктивита: | 1. Цинка сильфат. 2. Перманганат калия. 3. Хлорамин Б. 4. Метиленовый синий. 5. Раствор Аммиака. |
9. Определите, какой препарат обладает следующими свойствами: · Бесцветная прозрачная жидкость, · Оказывает противомикробное, дезодорирующее, кровоостанавливающее действие. | 1. Этиловый спирт. 2. Раствор водорода пероксида разведенный. 3. Этакридина лактат. 4. Хлорамин Б. 5. Борная кислота. |
10. Определите, какое антисептическое средство применяют для промывания мочевого пузыря: | 1. Этиловый спирт. 2. Хлорамин Б. 3. Фурацилин. 4. Перманганат Калия. 5. Бриллиантовый зелёный. |
II. Основной этап практического занятия.
v Ознакомьтесь с примерами препаратов на практическом занятии. Обратите внимание на дозировку, лекарственную форму, пути введения. Сделайте сравнительную характеристику препаратов и заполните таблицу.
Препараты | Форма выпуска, пути введения. | Фармакологическая группа. | Применение | Побочные действия. Меры по предотвращению осложнений. |
хлоргексидин | ||||
мирамистин |
v Решите ситуационные задачи.
1. Вам нужно приготовить раствор фурацилина для полоскания горла. Как это сделать, если есть таблетки фурацилина для наружного применения 0,02г.?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Есть 10% раствор хлорной извести. Вам нужно приготовить 10 000 мл 1% раствора извести. Как это сделать?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вы работаете медсестрой в инфекционном отделении больницы. Проанализируйте применения таких средств: хлорамин 0,5% и 3%, фенол 3%, спирт этиловый 70% и 95%,
______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вы работаете в хирургическом отделении. У больного гнойная рана. Какие антисептики можно применить для её обработки? Обоснуйте ваш выбор.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вы работаете в офтальмологическом отделении больницы. Для чего применяют раствор фурацилина 1:5000 и 0,25% раствор цинка сульфата?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
v Составить рецептурные прописи.
Rp.: _Фурацилин_________________ Rp..:__Хлорамин_________________
_______________________________ ________________________________
Rp.: _Перекись водорода__________ Rp..:_Раствор йода________________
________________________________ ________________________________
III. Контроль конечного уровня знаний, умений и навыков (закрепление умений и навыков, анализ работы студента на всех этапах занятия, ведение тетради; выставление оценки).
Домашнее задание: «Принципы химиотерапии. Антибиотики. Противоспирохетозные средства». с.77-101; c-116-117.
Самостоятельная работа: выписать рецепты с использованием справочной литературы.