ИНСТРУКЦИЯ
Для проведения практического занятия по фармакологии.
Тема: «Гормональные препараты»
Актуальность:
В настоящее время повышается рост таких заболеваний как сахарный диабет, микседема и др., поэтому знание данной темы позволит определять патологические состояния эндокринной системы человека и корректировать их с помощью лекарственных препаратов гормонов.
Цель занятия:
Знать:
· Классификация препаратов гормонов, их синтетические заменители и антагонисты;
· Фармакокинетику, фармакодинамику гормональных препаратов щитовидной и поджелудочной железы, коркового вещества надпочечников, женских и мужских половых органов, анаболических стероидов;
· Применение и побочные действия гормональных препаратов.
Уметь:
· Оценивать возможность использования препаратов на основе знаний о их свойствах;
· Анализировать терапевтические и побочные эффекты отдельных препаратов;
· Распознавать признаки передозировки и давать рекомендации пациентам относительно правильного применения гормональных препаратов.
I.Контроль начального уровня знаний
Тестовый контроль для изучения теоретической части
Тестовые задания | Варианты ответов |
1. Определите для какого препарата характерно: -выпускается во флаконах; -вводят внутримышечно; -для лечения воспалительных и аллергических заболеваний | 1. Тиреоидин 2. Инсулин 3. Глибутид 4. Кортикотропин для инъекций 5. Соматропин |
2. Определите для какого препарата характерно: -является гормональным препаратом; -назначают интраназально; -для лечения несахарного диабета | 1. Окситоцин 2. Питуитрин 3. Тиреоидин 4.Инсулин 5.Адиурексин |
3. Определите путь введения окситоцина при слабой родовой деятельности | 1. Внутрь 2. Под язык 3. Внутривенно капельно 5. Под кожу 6. Внутримышечно |
4.Определите препараты, которые применяют при слабой родовой деятельности | 1.Окситоцин, питуитрин 2.Адиурексин, питуитрин 3.Окситоцин, адиурексин 4.Тиреоидин 5.Прогестерон,синестрол |
5.Определите,для какого препарата характерно: -является гормональным препаратом щитовидной железы; -назначают при гипотиреозе | 1.Трийодтиронин 2.Калия йодид 3.Левотироксин 4.Мерказолил 5.Паратиреоидин |
6.Механизм действия мерказолила заключается в том что… | 1.Повышает поглощение йода щитовидной железой 2.Повышает уровень кальция 3.Способствует синтезу белков 4.Способствует синтезу гормонов щитовидной железы 5.Тормозит синтез гормонов щитовидной железы |
7.При гипотиреозе применяют | 1.Тиреоидин 2.Мерказолил 3.Препараты йода 4.Паратиреоидин 5.Кортикотропин |
8.Для лечения тетании применяют | 1. Тиреоидин 2.Мерказолил 3. Кортикотропин 4. Паратиреоидин 5.Глибутид |
9. Определите для какого препарата характерно: -является гормональным препаратом; -выпускается во флаконах; -вводится парентерально при сахарном диабете. | 1.Бутамид 2.Глибутид 3.Инсулин 4.Глибенкламид 5.Гидрокортизон |
II. Основной этап практического занятия.
|
Ознакомиться с примерами препаратов на практическом занятии. Обратить внимание на дозировку, лекарственную форму, путь введения. Провести сравнительную характеристику препаратов и заполнить таблицу.
Препараты | Форма выпуска, путь введения | Фармакологическая группа | Применение | Побочные действия. Меры предосторожности осложнений |
Тиреоидин | ||||
Окситоцин | ||||
Преднизолон | ||||
Тестостерон | ||||
Прогестерон | ||||
Метандростенолон |
Решите ситуационные задачи (возможны варианты)
|
1.Пациенту с ревматизмом назначен преднизолон в таблетках. Объясните побочное действие и меры предотвращения осложнения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Пациенту нужно ввести 16 ЕД инсулина. Сколько это миллилитров, если в 1мл содержится 40 ЕД?
______________________________________________________________
3. После введения инсулина, пациент пожаловался на слабость, повышение потоотделения, чувство голода, сердцебиение, одышку. Что случилось? Какую помощь следует оказать?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Подростку назначено метандростенолон. Объясните побочные действия препарата и дайте советы относительно рационального применения
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. У пациента наблюдают похудение, экзофтальм, тахикардию, тремор конечностей, чрезмерное нервное возбуждение. Какая болезнь у пациента? Какие препараты назначают для лечения? Ответ обоснуйте.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Проведите сравнительную характеристику антидиабетических средств. Заполните таблицу.
|
Препараты | Способ введения | Начало эффекта | Максимум | Продолжительностьдействия |
Инсуман Хумулин Актрапид НМ,Берлинсулин | ||||
Инсуман Хумулин НПХ | ||||
Хумулин ультраленте |
Составить рецептурные прописи (индивидуальные задания).
Rp.: Мерказолил ________________ Rp..:_Инсулин__________________
________________________________ ________________________________
________________________________ ________________________________
Rp.: _Дексаметазон_______________ Rp..:_Синестрол__________________
________________________________ ________________________________
III. Контроль конечного уровня знаний, умений и навыков (закрепление умений и навыков, анализ работы студента на всех этапах занятия, ведение тетради; выставление оценки).
Домашнее задание:
Тема: «Витаминные препараты», с. 395 — 406
Самостоятельная работа:
Выписать рецепты с использованием справочной литературы