Военная реформа 60-70-х годов.




Урок № 57 (ООП-1) История

Мая

ТЕМА:

«Экономическое развитие во второй половине XIX века. Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине XIX века».

С середины XIX века Россия вступает в период глубоких преобразований, составляющих часть общемирового процесса модернизации – перехода от сословно-патриархального к буржуазно-индустриальному обществу.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и другие документы.

Личную свободу, личные права (вступать в брак, менять место жительства и т.д.) получили 22 млн. крепостных крестьян (принадлежащих помещикам); 19 млн. государственных крестьян; 2 млн. удельных крестьян (принадлежавших императорской фамилии).

Крестьяне не стали частными собственниками земли. За ту надельную землю, которой они пользовались при крепостном праве, большую часть стоимости помещикам заплатило государство. Поэтому крестьянские общества должны были в течение 49 лет расплатиться с государством (выкупные платежи) и помещиками до 1883 г.

По условиям реформы помещики забрали у крестьян «излишки» земли и за отрезки (луга, выпасы, леса, водоемы и другие ценные угодья) крестьяне были вынуждены платить помещикам высокую арендную плату.

Российские крестьяне остались в зависимости от государства, помещиков и общины, но частными собственниками земли не стали. Такое положение не способствовало инициативе, предприимчивости, самостоятельности, формированию активной жизненной позиции.

Особенности послереформенного развития России.

Отмена крепостного права вызвала перемены во всех сферах русской жизни. Деревня постепенно расслаивалась на богатых и бедных, перестраивалась на капиталистических началах. Фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы. Стали формироваться новые классы – буржуазия и пролетариат. Разворачивалась социальная и экономическая модернизация страны.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило свободу.

С 1864 г. до 90-х гг. XIX в. в 34 губерниях страны постепенно создавались уездные и губернские земства, выборные органы местного самоуправления. Земские учреждения решали хозяйственные и социальные проблемы (дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др.).

Земствам запрещалось объединение в любых формах в общероссийском масштабе. Они действовали под плотным контролем со стороны губернского начальства, министерства внутренних дел и сената. Земства, несмотря на ограниченность ресурсов, многое сделали для развития просвещения и здравоохранения.

В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа.

С 1864 г. в России стал формироваться всесословный, гласный, устный и состязательный суд. Мировой судья выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами и рассматривал мелкие дела в своем мировом участке. Окружного коронного судью назначал министр юстиции.

Дела рассматривались с участием адвокатов (присяжных и частных поверенных) и прокурора, а также присяжных заседателей из населения. Первой апелляционной инстанцией для окружных судов были судебные палаты. Второй апелляционной и кассационной инстанцией стал сенат.

В армии имелись полковые и военно-окружные суды.

Судебная реформа положила начало формированию в стране правого государства.

Военная реформа 60-70-х годов.

Значительная часть призывников освобождалась от службы по различным льготам или физической непригодности, остальные тянули жребий. В сухопутных войсках служили 6 лет, на флоте – до 7-ми лет.

Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специальные юнкерские училища и академии. В военно-учебные заведения получили доступ представители всех сословий.

Страна получила значительные контингенты подготовленных воинов, что было актуально с изменением характера войн в новую историческую эпоху.

В сфере образования наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные (с техническим уклоном). В них принимались дети всех сословий, способные внести плату за обучение. Фактически появилось доступное всесословное образование.

Университеты по уставу 1863 г. получили широкую внутреннюю автономию и различные льготы. Ученые советы сами решали административно-финансовые и научно-педагогические вопросы, выбирали ректора, деканов и т.д. Большинство студентов платило за обучение, но государство покрывало большую часть расходов вузов.

Была отменена предварительная цензура для ряда печатных изданий, появилось понятие гласности.

 

Император Александр III (1881-1894), вступивший на престол после убийства народовольцами его отца Александра II, отличался консервативными взглядами, был убежден в плодотворности монархической системы правления, необходимости решительно защищать ее от посягательств революционеров.

Первой задачей правительства Александра III являлась борьба с революционным движением. Было завершено начатое в 1880 г. формирование Департамента полиции — важнейшего структурного подразделения МВД, соединившего функции полиции политической и общей.

Период царствования Александра III был ознаменован появлением в России рабочего законодательства. В 1882 г. для надзора за условиями труда рабочих была учреждена фабричная инспекция. Одновременно ограничивается рабочий день женщин и детей, а в 1885 г. запрещается их ночной труд. Закон 1886 г., подтвердив запрет забастовок, ограничивал размер штрафов, урегулировал порядок выдачи заработной платы, запретил увольнение без предварительного предупреждения.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: