Исторические особенности, технология и приемы работы росписи по стеклу




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. Художественное своеобразие и особенности росписи по стеклу.……………………………………………………………..

1.1 Исторические особенности, технология и приемы работы росписи по стеклу ………………………………………………………………………

1.2 Этапы выполнения творческой работы росписи серии тарелок «Животные».........................................................................................................

Выводы по первой главе………………………………………………………...

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения художественной росписи, для учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.……………………

2.1. Возрастные особенности обучения учащихся среднего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.……………

2.2 Условия организации студии художественной росписи по стеклу в системе дополнительного образования ………………………

Выводы по второй главе………………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..............................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………..……………….......

 

Введение

По высказыванию многих профессоров педагогики, обучение детей среднего школьного возраста изобразительному искусству способствует выработке оценочно-эстетических качеств и творческо-созидательных способностей детей. Конечно, на ранних этапах развития воспитательный процесс осуществляется стихийно, но к младшему, а в последствие и к среднему школьному возрасту данный процесс влияния начинает осмысливаться.

В системе дополнительного образования школьников огромное значение имеет формирование познавательного интереса к процессу творчества как такового. Мы живем в динамично-развивающейся реальности, где с достижениями научно-технического прогресса, таких как интернет, высокоскоростная связь и коммуникации, свое развитие приобретает и процесс подготовки детей к этой самой реальности. Развитие заключается в обеспечении умений детей к восприятию, адаптации и взаимодействию в современном мире. Данное образование необходимо либо в младшем, либо в среднем школьном возрасте. Изобразительное искусство относится к гуманитарному образованию, и оно в большей степени даже необходимо чем естествознание. Без понятий хорошего и плохого, без простых жизненных ориентиров, без оценочных критериев и чувств мы рискуем образование в целом. В настоящее время главной целью систем дополнительного образования является обучение в определенной сфере деятельности человека.

Нельзя не брать во внимание и влияние культурно-эстетической значимости окружающей среды, которое, наверное, в главной мере, служит дополнением в формировании мировоззрения человека в целом. Как уже было сказано, в настоящее время, с постоянным развитием культуры, уровня жизни и технологий уже недостаточно иметь на вооружении некоторые практические знания. Данные умения должны в процессе своей деятельности постоянно совершенствоваться и выходить на новый уровень творчества. Не случайно, в процессе обучения имеет место быть деятельность, направленная на ручной труд. Данная «моторика» направленная на развитие сферы чувств детей, потому что, на ощупь или в другой практической деятельности на предмет у детей формируется эстетический вкус, разум, творческие силы и сфера чувств. Чувства прекрасного, правильного и высокого являются определяющими в системе образования, и сейчас активно берутся на вооружения именно гуманитарные программы подготовки. Это направлено на формирование, как духовного понятия, так и культурного. К примеру, можно привести знакомство с культурой отечества или знакомство с историей родного края, которая тесно переплетается с еще одним понятием как декоративно-прикладное искусство, а именно урало-сибирская роспись. Мы можем наблюдать расширение кругозора, формирование оценочно-эстетических качеств и творческих навыков, которые включаются в давно-состоявшуюся базу развития ребенка. Если возвращаться к ручному труду, а именно к художественной росписи по стеклу, то мы можем с уверенностью утверждать, именно ручной труд является средством развития сферы понятия о мире, чувств, гармонии эстетического вкуса, разума и творческих начинаний.

Деятельность освоения художественного ремесла интересна. Она приносит большое удовлетворение. Именно гармония, эстетичность и удовлетворение служит одними из главных инструментов воспитания познавательного интереса учащихся среднего школьного возраста. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в изобразительном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Изучение художественной росписи по стеклу в системе образования важно, как, например, в русском языке тема причастий. Данная работа включает в себя и разработку дизайна и правила техники нанесения изображения и просушки поверхностей, что в свою очередь было не возможно без определенного уровня подготовки и владения творческими навыками. Мы можем проследить пересечение в данном контексте с формированием дизайнерского мышления детей. Данный тип мышления у детей свою очередь имеет прямое отношение к росписи по стеклу. Мы имеем одинаковые корни, которые пересекаются в проблеме воспитания интереса к технике художественной росписи по стеклу. Данная проблема может быть успешно решена, а методики реализованы именно в рамках предметно-практической деятельности на материале уроков изобразительного искусства. Важной особенностью росписи по стеклу является присутствие освещенности ракурса. Само искусство художественного промысла существует сейчас как сложная идейно-образная система, которая является частью современной культуры. Мы можем включить сюда не только воспитание творческих навыков, умений, чувств и знаний, а выработку у детей способности к эффективной коммуникации со сверстниками и педагогами, выработке устойчивых дружественных отношений в коллективе и наличие положительного вектора в развитии логических построений мысли. Именно благодаря смоделированным объектам в пространстве, человек развивает свое воображение, память и логику.

Существует много теорий в направлении психологии восприятия человеком объектов, включающих в себя формы и цвета. Данное направление развивали Р. Арнхейм, В.С. Мейлах, А. Пейпер. Многие видные деятели создали пласт трудов описывающих возникновение у человека различных эмоций (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М. Зубарева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Фомина, В.С. Щербакова). Данные исследования авторов отразило глобализацию жизни людей, в историческом, культурно-духовном и эстетическом качестве. Свои идеи восприятия выдвигали такие ученые-теоретики в области философии и психологии как И.В Гете, писавший про эмоции и цвет, как «сцепление и цементирование» в единую субстанцию, носящий произвольный характер. В. Вундт затронул тему воздействия раздражителей на части ощущения, в первую очередь, таких как удовольствие и не удовольствие. Воздействие раздражителей вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к нему. В художественной педагогике имеются наработки в решении художественных проблем в творческой работе. И труд, и образование тесно переплетаются между собой, потому что в образовательной среде эти два слагаемых идут рука об руку, потому что они вместе социализируют человека, помогают адаптироваться и привыкнуть к характеристикам социума. На основании данных фактов и выдвигается теория всестороннего развития гармоничной личности ребенка с развитым кругозором. Художественная роспись по стеклу как вид изобразительного искусства на данном этапе развита средне и как вид доминирующего творчества используется редко. По этим причинам я взяла данную тему к рассмотрению. На основании всех этих факторов и была выдвинута тема дипломной работы «Изучение техники художественной росписи по стеклу в системе дополнительного образования с учащимися среднего школьного возраста»

Цель исследования - в условиях педагогической практики на основе теоретического анализа выявить педагогические условия формирования знаний техники выполнения художественной декоративной росписи по стеклу. Так же научного обоснования методики воспитания интереса к данному виду искусства у учащихся среднего школьного возраста.

Объект исследования – изучение техники художественной росписи по стеклу в системе дополнительного образования у детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – методика знакомства школьников с художественной росписью по стеклу на уроках изобразительного искусства. Пути и средства знакомства с техникой выполнения росписи по стеклу, а так же пути, эффективно влияющие на формирование интереса к знакомству декоративной росписи по стеклу.

Задачи:

1. Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике средней школы.

2. Спроектировать модель знакомства с декоративной художественной росписью по стеклу

3. Провести аналитическую работу по исследованию актуального состояния росписи по стеклу и представленности в учебном процессе и программах изобразительного искусства.

Практическая значимость ожиданий результатовзаключается в разработке методических приложений, которые после теоретического исследования будут доведены до рекомендаций и взяты в оборот учебного процесса в средней школе.

Структура работы отражает логическое построение результатов исследований, содержание, теоретические выводы и приложения. Структура работы строится из двух глав, вывода по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении обусловлена актуальная проблема, степень ее разработанности учеными. Так же сформулирована цель, объект, предмет, и задачи исследования. Сформулированы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Художественное своеобразие и особенности художественной росписи по стеклу» раскрыты основные понятие декоративного искусства, техники и этапы выполнения и практического назначения, охарактеризованы функциональные признаки и виды. Во второй главе «методические рекомендации обучения художественной росписи, для учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного образования» на уровне теории исследована проблема проведения в средних классах уроков знакомства с художественной росписью по стеклу. В заключении сформулированы итоги и построен логический вывод. В приложении представлена методика знакомства с художественной росписью школьников, план и конспект урока.

Список литературы включает 20 наименований

Глава 1. Художественное своеобразие и особенности росписи по стеклу.

Исторические особенности, технология и приемы работы росписи по стеклу

История создания художественной росписи по стеклу или, как ее называли художественное создание витражей, очень стара. Корни данного творчества уходят далеко в историю, а развитие и популярность искусство обрело в эпоху Ренессанса. Как утверждают историки, стекло могло быть обнаружено египетскими или месопотамскими при создании своих изделий. И вот уже около пяти тысяч лет человечество создает материал, называемый стеклом. Витраж у большинства людей ассоциируется со стеклянными картинами в соборах. Но в настоящее время этот вид искусства посредством росписи бутылок, художественной росписи стекла и заливного витража стал необыкновенно красивым. Стекло - материал чистой тонкой материи, пропускающий свет. Особенность проходящих через данный материал лучей состоит в том, что при проникновении он разбивается на спектральные части. Благодаря данным физическим свойствам, таким как преломление, свет окрашивается в насыщенные яркие тона, которые другие материалы передать, не способны. Эти оттенки напоминают блеск драгоценных камней, что сделало данное искусство выгодным в облагораживании шедевров архитектуры. Поэтому многие ценители способны понять всю сложность техники и этапов выполнения, но об этом чуть позже. Расписанные стеклянные предметы, как показывает история архитектуры, прекрасно сочетаются с любыми зданиями. Так же расписанные предметы декора не редко украшают повседневный быт. Так было у наших предшественников, так есть и у нас. Довольно недавно стал, заметен то факт, что последнее время популярность росписи стеклянной посуды стало набирать популярность ровно, как и роспись элементов мебели. Как я думаю, связано это с подверженностью этого искусства влиянию моды. В начале своего развития, витраж обрел популярность в различных городах Европы, Италии, Швейцарии Польше, а затем и в Англии. Многие видные художники положили труды на создании шедевров, таких как Вестминстерское аббатство в Лондоне или соборы в Уэльсе. Психологи заметили, что витражи способны влиять на эмоциональный фон человека. В зависимости от возраста людей расписанное стекло способный притягивать и отталкивать, поднимать и понижать тонус, пробуждать радостные эмоции и печалить. Существует определенный тест, созданный М. Люшером - швейцарским ученым. Суть теста в том, что он определяет психологическое состояние человека путем соотнесения цветов. Поэтому витражи всегда воздействуют на внутренние состояния интерьеров, зданий и подчёркивают назначение архитектуры, дополняя его художественный образ. Важно отметить, что цветное остекление окон представляло не что иное, как мозаику. Мозаика вставлялась в проемы деревянных окон. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи. Отличительной особенностью романского стиля стала архитектура, отличавшаяся «тяжеловесностью» форм. Это выражалось в мощности стен, узких оконных проемов, ступенчато-углубленных в стену порталов, массивных столбов и колонн, придававшие зданию суровый крепостной вид.

С пришествием лет требования к выполнению рисунков на стекле возросли. Мастера применили оттеснение цветных стекол наложением более темных красок. А техника окраски стекол средством обжига, мастерами была открыта в 9 веке. И мы можем сделать вывод, что живопись по стеклу возникла в 10 веке, но роль художника была крайне мала в выполнении работы. Это выражалась в довольно примитивных мотивах: фигуры, орнаменты, люди, животные довольно просты, наброски лиц людей сделаны из других фрагментов стекла и контуры набросаны лишь парой линий. Самыми старыми законченными витражами Европы являются пять фрагментов из Аугсбургского Собора.

Готика - шедевр-стиль мастеров росписи по стеклу. Тематика произведений в основ была религиозно-культовая. Все связано было с символико-аллегорическим типом мышления человека. Для данного стиля было характерно взаимодействия общего характера живописи по стеклу с выражением и согласием архитектуры. Отсюда мы сделаем вывод, что сотрудничество живописца и архитектора стала необходимым, причем узды правления принадлежали строителю. Искусство росписи по стеклу получило новый импульс с возникновением стиля «модерн». Данному стилю свойственна изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Сочетание определённого набора цветов, приглушенные тона, главенство сложных плавных линий. И вместе с этим мы можем наблюдать развитие мотива - причудливые цветы, морские волны. Одна из различий модерна от импрессионизма в том, что первый, стиль дизайнерский. Производная архитектуры-витражи занимают самостоятельное, самобытное место в изобразительном искусстве. До сих пор этому искусству свойственно развитие в сторону орнаментальной композиции с симбиозом растительных и геометрических форм.

Ну а вершиной художественной росписи по стеклу является портрет, выполненный с применением уже различных красок. Мы можем наблюдать сложный уровень цветовой гаммы, выразительная техника исполнения, высокий уровень которой очень близок по характеру масляной живописи. Вместе со стилем развивается и техника выполнения портрета, позволяющий передавать светотеневой рисунок на объекте. Примером такой работы является построение изображения с использованием красок на водной основе. Обычно их укладывают в несколько слоев и работают в акварельной технике.

Важной техникой выполнения росписи по стеклу является создание художественного стекла. Роспись по стеклу осуществляется не обжиговыми красками. Такой способ декорирования стекла происходит с помощью лаковых красок, не обжигаемых для закрепления. Такая роспись малоустойчива в связи с тем, что, стекло в отличие от других поверхностей, не имеет пор. Эта живопись легко стирается, особенно при частом мытье стекла. Поэтому для нанесения живописи на стекло применяют краски, силикатные или минеральные. Наличие жаростойких минеральных пигментов легкоплавкими стеклами – флюсами, делают краски устойчивыми к действию света, яркости и обеспечивают разнообразием цветов и своей долговечностью.

 

.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: