Ч.
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику системы профилактики социально-психологической и, прежде всего, школьной дезадаптации учащихся общеобразовательных школ.
Важным является осмысление дезадаптации в двух значениях. Во-первых, дезадаптацию можно определить как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды. В этом смысле дезадаптация – необходимый составной компонент адаптационного процесса. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.
Проблемы социально-психологической адаптации и дезадаптации тесно взаимосвязаны. Эти явления можно рассматривать как единство разнонаправленных тенденций – адаптационной и дезадаптационной. Поэтому определение понятия «социальная дезадаптация» необходимо рассматривать в рамках общей теории адаптации.
В отечественной психолого-педагогической науке существует трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыканием к другим; под дезадаптацией понимаются также нарушения, выявляемые при акцентуациях характера или под влиянием психогены; преневротические нарушения, невротические реакции и состояния оцениваются как наиболее универсальные проявления психической дезадаптации; дезадаптация интерпретируется как нарушения поведения, которые вызывают сильное неодобрение окружающих.
|
В отечественной литературе широко используется понятие «социальная дезадаптация», которое определяется как «нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных внешних причин, непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты».
В работах Б.Н. Алмазова социальная адаптация определяется как уравновешенное соотношение социальной действительности и социального в человеке. Это определение социально-психологической адаптации можно конкретизировать в трех направлениях: адаптивное поведение (в интересах среды воспитания), адаптивное состояние (отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен), адаптация как условие эффективности взаимодействия ребенка со взрослым в системе воспитания.
На категориальном уровне анализа «адаптивность-неадаптивность», по мнению А.В. Петровского, могут быть представлены как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерения не совпадают с деянием, замысел – с воплощением, побуждению к действию – с его итогом.
|
Это противоречие, как предполагает А.В. Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения».
По мнению А.А. Налчаджян, социально-психологическая дезадаптированность в первую очередь выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль и ведущая деятельность.
С.А. Беличева считает, что «социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции».
С точки зрения И.К. Кряжевой, понятие социальная адаптация отражает явление включенности индивида в социальную среду в процессе его общественно-полезной деятельности, взаимодействие и интеграцию личности с общностью и самоопределение ее в ней. Социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации ее внутренних возможностей и личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В качестве основных критериев социально-психологической адаптации автор выделяет следующие: включенность в деятельность и общение, благоприятное эмоциональное самочувствие.
|
Т.В. Снегирева определяет социально-психологическую дезадаптацию так: социально-психологическая дезадаптация – это процесс превращения объективных форм и условий жизнедеятельности индивида в неадекватные, качественно своеобразные способы его организации. В процессе неадекватного взаимодействия личности с окружающими затрудняется реализация ее основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), нарушается состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, искажается социальный статус дезадаптированной личности.
Результатом социально-психологической дезадаптации является дезадаптированность личности, проявляющаяся в неадекватной ориентации личности в новой ситуации, а также в конфликтном отношении к этой ситуации и своей деятельности, то есть в конфликтной позиции. Ребенок переживает длительный внутренний и внешний конфликт и не находит путей его разрешения. Неадекватная реакция выступает как защитная реакция ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха не снижать самооценку. С другой стороны, неадекватную реакцию можно рассматривать как симптом наличия у ребенка эмоционального неблагополучия; такая неадекватная реакция нарушает нормальные взаимоотношения ребенка с действительностью, что отражается на его эмоциональном состоянии и ведет к трудностям приспособления и конфликтам с окружающими.
Возможно выделение следующих основных разновидностей социально-психологической дезадаптированности личности: временная, общая устойчивая, устойчивая ситуативная дезадаптированность. Временная дезадаптированность может быть устранена с помощью адекватных адаптивных социальных и психологических действий. Так, если человек оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию и социальная среда ждет от него исполнения адаптивных действий), то это означает, что он находится в состоянии временной дезадаптированности. Временная дезадаптированность характерна, например, для детей, которые оказались в новых учебных или неформальных группах, в которых их функции (роли) и взаимоотношения с другими членами еще не определились, поскольку находятся в процессе становления.
Общая устойчивая дезадаптированность является состоянием перманентной фрустрированности, наличие которой активизирует ставшие патологическими защитные механизмы. Вследствие многократного применения патологизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов – синдромы неврозов и психозов. К устойчивой ситуативной дезадаптированности можно отнести ситуативную дезадаптированность, возникающую в том случае, если личность долгое время не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки.
Особо важное значение имеет проблема выделения критериев социально-психологической дезадаптированности.
Г.Л. Исурина в группу социально-дезадаптированных школьников включает детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, то есть с нарушениями социальных контактов.
В психолого-педагогической науке существует определение «школьная дезадаптация». Дефиниция «школьная дезадаптация» сегодня достаточно широко употребляется в психолого-педагогической науке и практике. Приставка «дез» в одном из своих значений подразумевает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, в другом – движение вниз, понижение. Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Часто термин «школьная дезадаптация» употребляется в значении «социально-психологическая дезадаптация». Научная строгость, однако, такого смешения не допускает (Г.Ф. Кумарина, 2001).
Социально-психологическая дезадаптация – это более широкое по своему объему понятие. Оно характеризует широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием различных сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, переживание какого-либо физического недостатка или произошедшего в жизни события и т.д.). Школьной же дезадаптацией следует называть только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или оказываются спровоцированными школой, т.е. связанными прямо или косвенно с учебной деятельностью, с учебными успехами, с поведением ребенка в школе или дома при выполнении школьных заданий (Г.Ф. Кумарина, 2001)..
Краткое обобщение результатов исследований позволяет перечислить основные факторы, способные стать причинами школьной дезадаптации учащихся:
1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность (П.П. Блонский, И.В. Дубровина, Т.В. Фомичева и др.).
2. Длительная и массивная психическая депривация (А.Л. Венгер, М.И. Лисина, И.А. Коробейников и др.).
3. Соматическая ослабленность ребенка (Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, Д.Н. Исаев и др.).
4. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов (А.Н. Цымбалюк, В.И. Лубовский и др.).
5. Нарушения формирования так называемых школьных навыков (диэлексия, дизграфия, дискалькулия (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.).
6. Двигательные нарушения (Н.И. Озерецкий, Н.Т. Лебедева, и др.).
7. Эмоциональные расстройства (Л.С. Славина, А.И. Захаров и др.).
8. Отсутствие профессионализма у некоторых учителей в осуществлении профилактики школьной дезадаптации.
Во многих отечественных исследованиях акцент ставится на проблеме школьной дезадаптации, в которых предлагается следующая трехкомпонентная модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения:
1. Академическая адаптация. Она характеризует степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требования учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке).
2. Социальная адаптация. Она отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия ребенка одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т.д.
3. Личностная адаптация. Она характеризует уровень принятия ребенка самого себя как представителя новой социальной общности и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремление к самоизменению
и т.п.
В качестве основных критериев школьной дезадаптации учащихся мы выделяем следующие: отклонения в психосоматическом здоровье; затруднения в учебно-познавательной деятельности; низкая школьная мотивация; нарушение школьных норм поведения; трудности общения со сверстниками и взрослыми.
Важная задача в реализации проблемы школьной дезадаптации – это обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения ситуации и состояния риска школьной дезадаптации детей, о способах их педагогического выявления, предупреждения и устранения; о возможных методах оздоровления условий воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятельности, способной противостоять негативным тенденциям.
Принципиально важно, что источником возникновения школьной дезадаптации школьника рассматриваются не его индивидуальные особенности (они могут выступать лишь как предпосылки), а особенности и качество окружающей его микросоциальной и прежде всего школьной среды. Этим подчеркиваются гуманистические приоритеты, на которых базируется современная педагогика. Не ребенок для школы, а школа для ребенка – таков главный смысл тех преобразований, которые были провозглашены Законом «Об образовании».
Вопросы для самоконтроля:
1. Как понимают явления адаптации – дезадаптации отечественные ученые?
2. Как вы понимаете следующие основные разновидности социально-психологической дезадаптированности личности: временная, общая устойчивая, устойчивая ситуативная дезадаптированность.
3. Что такое школьная дезадаптация и социально-психологическая дезадаптация? Общее и различие этих явлений.
3. Какие основные критерии школьной дезадаптации учащихся выделили ученые психологи? А вы сами, какие критерии школьной дезадаптации добавили бы?