Характеристика ведущих тенденций и условий формирования развития современного соц образования




Назовите и охарактеризуйте основные цели и задачи соц образования

Цель современного социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и обработке технологии соц интеграции личности в общество, соц экспертизе проектов в соц сфере, соц менеджмента учреждений и организаций.

Основные задачи социального образования:

1. Профилактика соц проблем

2. Разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации

3. Реализация соц технологий в соц учреждениях

4. Установление баланса потребностей человека и общества

5. Изучение и исследование современной тенденции развития соц образования

 

Понятийная характеристика социального образования в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

в зарубежной системе социального образования (США, Австрия) предусмотрено сотрудничество вузов с общественными организациями, к деятельности которых привлекают студентов. На базе вузов организуют волонтерские центры и реализуют студенческие волонтерские программы, которые направлены на решение социальных проблем конкретного сообщества, проблемы обеспечения занятости молодежи и др..

В Австрии существует специальная школа для обучения руководителей досуговых центров молодежи. Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки.

Жуков В.И. «социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в соц сфере, к осущ всех компонентов интегративного образ. Процесса, к выполнению ф-ий и проф ролей специалиста соц сферы.»

Шмелева М,Б.»Соц образование предполагает обучение специалистов соц сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение соц культуры, формирование соц мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры соц организаций.»

Зимняя И.А «соц образование необходимо для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов соц сферы, формирования адекватных представлений о процессах происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных соц групп»

Характеристика ведущих тенденций и условий формирования развития современного соц образования

Основная тенденция развития соц образования связана с формированием навыков и умений в соц культурной деятельности, которая представлена как знание и реализация теорет концепций соц культуры анимаций и самостоят разработки исслед проектов социо культурной деят. Анимация как технология соц работы должна учтена при отборе специф содержания программ проф подготовки.

4. Основные признаки многоуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки социальных работников

Возрастание в столь неблагоприятных условиях интереса к обучению и потребности в получении профессионального образования свидетельствует о том, что люди, поступающие учиться, движимы очень сильной мотивацией. Для оказания им содействия в приобретении образования создаются определенные инновационные формы, ориентированные на различные способы облегчения доступа индивидов к образованию.

Среди них в первую очередь следует отметить многоуровневую систему социального образования, в организации которой пытаются использовать модульный принцип, когда обучающийся может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не в едином образовательном подходе, а разновременно и последовательно набирая необходимые «блоки». Действительно, изменившиеся жизненные обстоятельства могут вынудить студента прервать на время учебу. Но проучившись два года, он уже является обладателем относительно завершенной стадии высшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»). При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организация обучения ближе всего к типу «открытого института», являющегося признанной формой устройства системы непрерывного образования взрослых [15;107].

Одним из важнейших признаков системы непрерывного профессионального образования, способствующих профессионально-личностному развитию, выступает её целостность.

Целостностьпридаёт этому процессу новые интегративные свойства, не выводимые путём простого суммирования свойств каждого отдельного компонента системы. Ключевыми понятиями, определяющими сущность этих интегративных свойств являются: преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность. Эти понятия также характеризуют процесс профессионально-личностного развития в системе непрерывного образования.

Преемственностьпредполагает постепенность перехода с одной ступени образования на другую, последовательность смены уровня требований к объёму знаний, умений и навыков, органическую взаимосвязь содержания, основных задач, методов и форм учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования. Это находит отражение в нашей модели профессионально-личностного развития социального работника, многоуровневой системе подготовки кадров.

Прогностичность - это ориентированность на перспективные запросы и потребности как в материальной, так и в духовной сфере общественного развития. В профессиональном образовании нового специалиста прогнозирование имеет большое значение, оно необходимо для внесения своевременных корректив в прогностические модели выпускников высших и средних специальных высших заведений, учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия, в профессионально-квалифика-ционные характеристики специалистов. Кроме того, прогнозирование предполагает, что вопросы подготовки кадров, обеспечения рабочих мест, их квалификации и специализации должны решаться с учётом региональных условий и запросов, потребности в квалифицированных специалистах социальной сферы.

Гибкость и динамичностьсистемы профессионального образования во многом вытекает из её прогностичности, т.е. этот принцип предполагает вариативность содержания, форм, видов учебной деятельности, позволяет оперативно реагировать на изменения социально-экономической обстановки и запросов общества, регионов. Вместе с тем главным вопросом, определя-ющим сущность самого процесса образования в связи с рассматриваемой проблемой, является парадигма: личность в системе непрерывного профессионального образования,её развитие и саморазвитие, создание условий для движения ее к мастерству и профессионализму к деятельности.

5. Сущность, содержание, принципы и закономерности профессионального социального образования

Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обучения имеет ряд особенностей, производных как от стадии своего развития, так и от условий, в которых происходит его становление.

Социальное образование наиболее применимо для формирования активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, сориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы. С одной стороны, система образования является важнейшим социальным институтом, универсальным институтом социализации личности. С этой точки зрения все образование является социальным. С другой стороны, речь идет о том направлении решения образовательных задач, которое призвано готовить специалистов для социальной сферы.

Социальное образование имеет 4 функции: три из них – профессиональная, духовно-нравственная и культурная – рассчитаны на человека, четвертая – гуманитарная – на гуманитаризацию всего общества.

В системе социального образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а он сам, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом.

Субъект социального образования предстает как человек, воспринимающий, интерпретирующий, подвергающий сомнению, познающий смысл постулатов. Догм, определений, версий и доктрин и таким образом получающий знания. В этом плане интериоризация социальных смыслов – одно из фундаментальных оснований образования, определяющая степень его индивидуальной эффективности.

Элементы всеобщего знания, полученные на предыдущих стадиях образования, в результате интериоризации превращаются в сплав знаний и умений, аккумулируемых теорией и практикой социального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: