Из истории деревни Хохряки
Пригородные вести. - 2007. - 3июля
Наша деревня была основана в 1884 году, о чем свидетельствует подворная опись из «Материалов по статистике Вятской губернии», изданных в 1892году. Там говорится, что починок Спасский (первоначальное название деревни Хохряки) основали русские православные крестьяне, «переселившиеся в 1884 году из починка Пантюхина Сосновской волости, деревни Старого Шегьяна Шарканской волости и Ижевского завода». В 1890 году в Спасском было всего два двора, в которых проживало двое мужчин, три женщины и семь детей. Надельной земли не было, арендовали 1,3 десятины. Из промыслов указана возка дров. Это занятие, видимо, и было основным. Имелось две лошади, по несколько голов крупного и мелкого рогатого скота.
Данные о времени возникновения починка подтвердили и его жители 25 августа 1903 года в своем прошении о выделении им лесного участка взамен вырубленного: «Около 19 лет тому назад образовался из заводской Ижевской дачи участок под названием Спасский под поселение бывших оружейников и мастеровых Ижевского завода... причем был отведен и податной... участок, но впоследствии они отказались от такового, почему... мы... поселились на означенном участке около 12 лет/назад/...».
В том, что Спасский и Хохряки — это одно и то же, убеждает «Список населенных пунктов Вотской автономной области», в котором даются официальные названия всех населенных пунктов, а рядом – старые и местные.
В 1898 году появился интересный документ: Прошение крестьян починка Хохряковского в Вятскую Духовную Консисторию о том, чтобы их «перечислили», то есть приписали, к приходу Ижевского Александро-Невского Собора.
В те времена функции современного загса были возложены на церковные приходы, а многочисленные к тому моменту жители починка прибыли из разных мест, и для оформления документов, связанных с рождением и смертью, заключением брака и тому подобным, им приходилось совершать «путешествия» в десятки, а то и сотни верст.
К прошению был приложен полный список этих новых жителей с указанием их родства, возраста и места, откуда они приехали «вот уже семь лет» назад. Благодаря этому достоверно известно, откуда родом были первые жители Хохряков. Всего их в списке 108 человек, из них 40 мужчин, 31 женщина, 23 мальчика и 14 девочек. В том же году прошение было удовлетворено.
Еще более точные сведения дают материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи. В 1897 году в «Именном списке домохозяев Ижевско-Нагорной волости шестого Земского и шестого переписного участка» починка Спасского числилось 29 домохозяев.
Кроме того, в переписных листах есть списки пяти семей «сельских обывателей и крестьян, приписанных к означенным здесь селениям Ижевско-Нагорной волости и находящихся из мест приписки в отлучке» в количестве 28 человек. Их сословие или состояние определяется как «сельский обыватель». Местом рождения указано «Вятская, Сарапульский, Ижевск». Приписаны «здесь», но место проживания «Ижевск». В этих семьях большое количество умеющих читать - 15 человек. Трое из них образование получили в «Ланкастерской школе», двое — в Ижевском двухклассном училище, шесть в Приходской Земской школе, у четверых домашнее обучение. У всех глав семейств основным занятием, доставляющим главное средство для существования, указано хлебопашество, а вспомогательным — оружейник. Все же остальные мужчины (семь человек) являются оружейниками, один из них по воинской повинности имеет положение «ратника ополчения первого разряда».
Среди этих сельских обывателей есть и домохозяин по имени Хохряков Михаил Асафович. Этот факт является пока единственным, дающим возможность объяснить возникновение второго, неофициального названия починка Спасского, но как и почему это произошло попрежнему остается неясным.
Сравнивая список переселенцев из Прошения 1898 года о перечислении в приход Алексан- дро-Невского Собора со списком домохозяев из данных Переписи 1897 года и исключая тех, кто состоит в обоих списках, удалось выделить всего две фамилии (Туровых и Захваткиных), у которых в графе «место рождения» написано «здесь», что дает возможность предположить, что именно эти две семьи и основали починок Спасский в 1884 году.
Будучи людьми неграмотными или малограмотными, жители починка, оказывается, были очень дотошными и на удивление упорными в достижении своих целей. Это доказывают их многочисленные прошения в ответ на отказы чиновников, сохранившиеся в «Деле... по поземельному устройству крестьян починка Спасского, которое содержит 51 лист и охватывает периоде 1901 по 1911 годы. Одни просят разрешения переселиться в починок, другие — земли в связи с «утроением семейств» и все просят о «прирезке лесного надела» взамен вырубленного. В итоге, почти все прошения рано или поздно были удовлетворены.
Когда и почему починок Спасский окончательно был переименован в Хохряки — неизвестно. Но в начале 20-х годов XX века он вновь назывался починок Спасский Ягульской волости Ижевского уезда. В 1924 году в нем, согласно списков волостной экспертизы, числилось 54 двора, в которых проживало 275 человек, все русские. В этом же документе дается «старое (местное) название — починок Хохряки». Окончательно название «починок Спасский» заменяется названием «деревня Хохряки» в период между 1924 и 1929 годами.
В годы Советской власти наша деревня входила поочередно в состав Ягульского (1924 год), Смирновского (1925 год), Якшурского (1932 год), снова Ягульского (1975 год) и Хохряковского (1988 год) сельских Советов, и относилась к Завьяловской волости (1924 год), Ижевскому району (1929 год) и Завьяловскому району с 1 июня 1937 года.
В 40-50-е годы в деревне оставалось 24 хозяйства. Новое развитие она получила в связи с основанием в конце 60-х годов леспромхоза: появилось сразу шесть новых улиц, восьмилетняя школа, детский сад. А когда образовался тепличный комбинат, было построено шесть многоэтажных домов и количество населения резко увеличилось.
С началом индивидуального строительства в 90-ые годы деревня Хохряки растянулась на один км на запад и на два-три км на восток и включает в себя в настоящее время 970 хозяйств с населением 2432 человека.
Михаил КАЛМЫКОВ,
учитель истории Хохряковской средней школы.
* * *
Хохряки — моя деревня
Пригородные вести. – 2018. – 19 мая. – С. 7.
В Хохряки мы переехали из города. Я решила узнать историю деревни. Ответы на вопросы я нашла в школе. Надежда Аркадьевна Рылова, школьный библиотекарь, объяснила происхождение названия. Сама она узнала об этом от родственников-старожилов: когда-то из близлежащих деревень через Хохряки осенью, по комьям замерзшей земли везли на поставку хлеб, на телегах сильно трясло, и люди ворчали: «Ну, опять ехать по хохрякам!». Действительно, в словаре В.И.Даля я нашла толкование этого слова: «Хохряк – горб, кочка, шишка».
Деревня была основана в 1884 году и первоначально называлась починок Спасский. Исследованиями о происхождении нашей деревни занимался учитель истории М.Б.Калмыков, об этом он писал в районной газете «Пригородные вести». Из его статьи я узнала: «Около 19 лет тому назад [1884 г.] образовался из заводской Ижевской дачи участок под названием Спасский под поселение бывших оружейников и мастеровых Ижевского завода… В том, что Спасский и Хохряки – это одно и то же, убеждает «Список населённых пунктов Вотской автономной области». В 1894 году из «Прошения крестьян починка Хохряковского… достоверно известно, откуда родом были первые жители Хохряков. Всего их в списке 108 человек…».
С тех пор население деревни значительно выросло (более 5 тысяч человек), да и облик деревни изменился. Кстати, сами жители часто называют Хохряки не только деревней, но и посёлком, видимо, потому, что здесь есть леспромхоз, тепличный комбинат. К тому же, здесь немало многоэтажных домов, магазинов, таких же, как в городе.
И в стихах Ольги Гавриловны Леконцевой воспевается посёлок:
Наш посёлок – страна лесорубов,
Молодых удальцов, молодцов,
А узнаешь, навеки полюбишь
Этот край, землю наших отцов.
Ольга Гавриловна работала в школе учителем английского языка. Ее стихи посвящены близким людям, родным местам. Об этом я прочитала в её сборнике стихов «На равнине, на вольных просторах…». Кроме этого сборника Ольга Гавриловна выпустила ещё брошюру «Ветераны трудового фронта – наши земляки», в которой с любовью и уважением рассказывает о своих односельчанах.
Для меня самое красивое здание в Хохряках – школа, нарядная во все времена года. Летом – в окружении зелёных газонов с яркими бордюрами; осенью из окна кабинета не устаёшь наблюдать за меняющимися красками берёз и осин, растущих через дорогу в лесочке. А зимой – это просто сказка! Представьте: мороз, солнце, а вдоль стадиона (это рядом со школой) стоят в торжественном оцепенении высокие белые берёзы, ни одна веточка не шелохнётся. А приходит весна, и как-то незаметно на этих же берёзах появляются нежно-зелёные листочки; всё оживает, и стадион превращается в любимое место отдыха для всех жителей деревни. Дети катаются на велосипедах, роликовых коньках, здесь же есть волейбольная и баскетбольная площадки. А малыши с удовольствием возятся в песочнике.
Хохряки – спортивная деревня: здесь часто проводятся соревнования среди команд из разных населённых пунктов. На хоккейной коробке катаются на коньках с юного возраста. Я живу здесь не так давно, но вижу, чувствую, что жизнь в деревне интересная, активная.
Значимые события, происходящие в Хохряках, освещаются в местной газете «Деревенская правда» и в районной газете «Пригородные вести»…
Анита Лукова.