Наш город в годы ВОВ. Работа с историческими документами.




Лекционный материал.

 

К историческим источникам относятся все созданные человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, которые подразделяются на две основные группы: документы повествовательно – описательного и документы актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Повествовательно – описательные документы: летописи, хроники, мемуары, письма, описание путешествий.

Актовые документы: юридические, политические, программные документы (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические исследования, программы, речи).

К памятникам художественного слова относятся мифы, басни, песни, крылатые выражения.

Можно предложить следующие вопросы к документу в зависимости от его вида:

Вид документа Типология вопросов и заданий к нему
1. Документы государст- твенного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государствен- ных деятелей, протоколы государственных мероприя- тий и т.д. 1). Когда, где и почему появился этот документ? 2). Кто является автором этого документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3). Объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4).Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? 5). Какое значение для общества мог иметь данный документ? 6). Как документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
2. Документы международ- ного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д. 1).Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2). Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3). Назовите основные положения документа. Оцените его плюсы и минусы для каждой из сторон, других сторон, международной ситуации в целом. 4). Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 5). Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему? 6). Какие факты приведены в документе? 7). Какие выводы можно из него извлечь?
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п. 1). Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2). Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? 3). К чему призывает и что осуждает автор документа? 4). Интересы какого слоя населения он выражает? 5). Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 6). Дайте историческую оценку документу.
4. Документы историческо- го характера: хроники, анна- лы, летописи, исторические сочинения. 1). Какие исторические факты излагаются в документе? 2). Определите время, в которое происходили описываемые события. 3). Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 4). По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данно- го документа, обстоятельствами его создания? 5). Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.
5. Документы личного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев. 1). Кто автор документа? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описыва- емым событиям? 2). Что увидел автор документа? Как он относится к описы- ваемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. 3). Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 4). В чем совпадают и чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? 5). Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? 6). Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: про- за, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения. 1). Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2). По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написа- ния произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…………………………………………….. 3). Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно пре- увеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете с какой целью автор это сделал? 4). Как автор литературного произведения объясняет поступ- ки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? 5). К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или совершенно к этому не стремился? 6). В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

 

 

По данным критериям попробуйте дать характеристику историческим документам. После чего мы с вами вместе посмотрим что у вас вышло.

1.

СООБЩЕНИЕ ГАЗЕТЫ«КОЧЕГАРКА»

 

О МИТИНГАХ ТРУДЯЩИХСЯ ГОРЛОВКИ

В СВЯЗИ С ВЕРОЛОМНЫМ НАПАДЕНИЕМ

ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА СССР

 

25 июня 1941 г.

 

ВСЕ, КАК ОДИН, ВСТАНЕМ НА ЗАЩИТУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ

 

Два дня подряд 22 и 23 июня во всех цехах и отделах машзавода

нм. Кирова, в поселке, школах, в парке им. КИМ, на

стадионе «Авангард» проходили многолюдные митинги в связи

с наглым провокационным нападением немецких фашистов на

нашу социалистическую Родину. На митинге выступили десятки

старых кадровых рабочих завода, партизаны, допризывники,

домохозяйки. У каждого выступающего одна мысль: все, как

один, встанем на защиту Родины и пойдем на уничтожение

врага...

 

В принятой резолюции говорится: «С сегодняшнего дня

22 июня считаем себя мобилизованными на выполнение любых

задач, поставленных партией и правительством. В десятки раз

повысим свою производительность труда, неустанно будем крепить

обороноспособность нашей страны. Еще выше поднимем

революционную бдительность, будем вести беспощадную борьбу

со всяким, кто попытается нарушить дисциплину в наших рядах.

Теснее сплотимся вокруг партии Ленина, вокруг нашего Советского

правительства.

 

Да здравствует наша непобедимая Рабоче-Крестьянская

Красная Армия и Военно-Морской Флот!

 

Да здравствует наша Всесоюзная Коммунистическая партия

(большевиков)!

 

«Кочегарка»,

 

№ 148, 25 нюня 1941 г.

 

2.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО СТАЛИНСКОГО ОБКОМА КП(б)УО ВОВЛЕЧЕНИИ ТРУДЯЩИХСЯ ОБЛАСТИВ НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 10 июля 1941 г. 1. Горкомам и райкомам партии еще шире организоватьмассово-политическую работу среди трудящихся по вовлечениюих в народное ополчение. 2. Немедленно сформировать боевые подразделения ополченцев (отделения, взводы, роты, батальоны, полки) и приступитьк обучению ополченцев по программе, разосланной обкомомпартии. 3. Горкомам и райкомам партии подобрать командный иполитический состав, организовать -учебу командиров. Занятияс командирами (младшими и средними) проводить два разав неделю. В связи с этим установить, что военное обучение ополченцев в дни командирской учебы не проводить. Принять мерык обеспечению военной литературой и наглядными пособиями,собрать для этой цели имеющуюся литературу в библиотекахи у товарищей, записавшихся в народное ополчение. 4. Обязать облсовет Осоавиахима, горкомы и райкомы партии укрепить руководство городских, районных и низовых осоавиахимовских организаций. 5. Отделу пропаганды и агитации обкома КП (б) У принятьмеры к тому, чтобы партийные кабинеты горкомов, райкомовпартии и парторганизаций предприятий превратить в агитационные пункты. Секретарь обкома КП(б)У Мельников

 

3.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОГО КОМАНДОВАНИЯО ВВЕДЕНИИ «НОВОГО ПОРЯДКА»НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ 26 октября 1941 г. 1. Каждый житель обязан немедленно сообщать ближайшему германскому управлению или старосте о чужих гражданскихлицах или советских бойцах, пребывающих в селении или поблизости него.2. Подвергается расстрелу каждый, кто принимает к себена квартиру и снабжает продуктами или одеждой чужое лицо.Равным образом будет расстрелян тот, кто не исполняет указанного под цифрой 1 приказа об обязательном донесении.3. Лица, имеющие у себя на дому германское или советскоеоружие, предметы снаряжения, военные формы и знающие, гдетакие предметы находятся, обязаны сообщать об этом ближайшему германскому управлению в течение одной недели послеопубликования настоящего объявления. Тот, у кого обнаружатся по истечении этого срока оружие, предметы снаряжения,военные формы и т. п. или знающие, кто будет покупать, менять, скрывать и не сообщать об укрытии таких предметов, подвергается расстрелу.4. Воспрещается разговаривать о численности, вооружениии позициях германских военных частей. Лица, передающие другим лицам сведения такого рода, будут расстреляны.5. Те, которые будут сообщать о пребывании чужих лиц исдадут оружие и тому подобное, как и те, которые окажут своесодействие в задержании советских шпионов, вознаграждаютсягерманским главным командованием продуктами, табаком, апри особенно важных сообщениях — наделением землей. Партийный архив Донецкого обкома Компартии Украины,ф. 5000, on. 1, д. 1, л. 19.Копия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: