Рабочая программа кружка «Полезные привычки»
Пояснительная записка.
Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
|
Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
|
Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
· Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
· Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
· Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
· Коммуникабелен (социальное здоровье);
· Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы:
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.
Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
|
Основные задачи программы.
Обучающие:
· Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
· Расширить представление учащихся о дорожной среде;
· Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
· Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
· Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
· Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
· Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
· Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
· Формирование установки на здоровый образ жизни;
· Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
· Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
· Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
· Установление положительной психологической атмосферы в классе;
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет
Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год
Основная форма работы - групповая
Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год
В итоге обучения учащиеся должны:
Знать:
· Основные режимные моменты;
· Правила поведения учащихся в школе;
· Правила личной гигиены;
· Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
· Что такое полезные и вредные привычки;
Уметь:
· Планировать свое время;
· Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
· Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
· Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть:
· Основными правилами сохранения здоровья;
· Навыками коммуникации;
· Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
Содержание программы
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.
Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:
· чередование видов деятельности, учебы и отдыха,
· чистота рабочего помещения, проветривание.
· Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.
· Как нужно отдыхать на перемене и почему.
· Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.
· Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.
· Правильная посадка за столом.
· Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
· Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.
· Индивидуальный подход к организации активного отдыха.
· Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)
· Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
· Природа как источник отдыха и восстановления сил.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины
Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня.