Й день Великого поста
Молитва перед чтением
Премудрость Отца Иисус!
Дай мне мудрости
Мыслить, изрекать и творить добро пред Тобою ежечасно.
От злых помыслов и слов и дел спаси меня
И помилуй Твои создания и меня многогрешного
Чтение Библии
12. Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13. так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14. и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17. а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19. ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20. при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
(Послание к Филиппийцам 1:12-21)
О почитании воскресного дня
Мореплаватели и кормчие делают все, как бы переплыть море и достигнуть пристани, а мы ревнуем о том, чтобы непрестанно носиться по морю, постоянно погружаться в волны житейских дел, обращаться на площадях и в судилищах, здесь же встречаться едва однажды или дважды в целый год. Или вы не знаете, что Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшей тишиной? Подлинно, здесь не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей: это – пристань, свободная от всего такого, это – духовная пристань душ.
|
И вы сами свидетели сказанному. Если бы кто-нибудь из вас раскрыл теперь свою совесть, то нашел бы внутри себя великое спокойствие: ни гнев не волнует, ни похоть не воспламеняет, ни зависть не иссушает, ни гордость не надмевает, ни страсть тщеславия не снедает, но все эти звери укрощены, так как слушание Божественных Писаний, как бы некоторая божественная чарующая песня, проникает чрез слух в душу каждого и усыпляет эти безумные страсти. Как же не жалеть о тех, которые, имея возможность наслаждаться таким любомудрием, не обращаются и не приходят постоянно к общей матери всех – Церкви?
Какое мог бы ты указать мне занятие необходимее этого? Какое собрание полезнее? И что препятствует пребыванию здесь? Ты, конечно, скажешь мне, что бедность бывает для тебя препятствием участвовать в этом прекрасном собрании, но это – неосновательный предлог. Неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что Себе не взял больше и нам не дал меньше, и даже не разделил их поровну – не взял Себе трех и не дал нам трех, но тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один. Ты же и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских, но как поступают святотатцы, так и ты осмеливаешься поступать с этим днем, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных поучений.
|
Но что говорить о целом дне? Как поступила вдовица с милостыней, так поступай и ты с временем этого дня: она положила две лепты и приобрела великое благоволение от Бога, – так и ты удели Богу два часа и внесешь в дом свой прибыль бесчисленных дней. А если не воздержишься, то смотри, чтобы ты, не желая отрешиться от земных приобретений в течение малой части дня, не лишился трудов целых годов. Бог может, когда пренебрегают Им, уничтожить и собранные богатства, как Он, угрожая, говорил иудеям, когда они не радели о храме: И что принесете домой, то Я развею (Агг. 1, 9).
Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то, скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя? О душе? О теле? О бессмертии? О Царстве Небесном? О наказании? О геенне? О долготерпении Божием? О прощении? О покаянии? О крещении? Об отпущении грехов? О тварях небесных и земных? О природе человеческой? Об Ангелах? О коварстве бесов? О кознях диавола? О поведении? О догматах? О правой вере? Об извращенных ересях? Это и гораздо больше этого до́лжно знать христианину и обо всем давать ответ спрашивающим вас. А вы не можете узнать и малейшей части этого, собираясь сюда однажды в год, и притом мимоходом и по обычаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению.
Информационное
О ВЕРЕ
Что такое Вера?
Вера, по апостольскому слову, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» /Евр. 11:1/, т.е. - «вера утверждает в нас ожидаемые благости жизни вечной, - размышляет Св. Татеваци,- и Бога, дарующего благости». И чего не видим телесными глазами, в том убеждаемся верою, вера делает явным для нас невидимое. И как благодаря свету, исходящему от солнца, мы видим окружающий нас мир, так и благодаря свету веры, исходящему от Бога, мы можем видеть жизнь вечную, славу праведников, мучение грешников и Самого Христа, сидящего одесную Отца.
|
Какая польза от Веры?
Вера, глава всех благостей; от человека удаляет всякое зло; возлюбленным и ближним соделывает Бога, а Ангелов друзьями. Вера восхищает на Небеса, как Еноха и Илью. Вера спасает от потопа, как Ноя и его дом. Вера воюет против мира и дает тебе то, что просишь. Вера не приемлет временные блага и спасает человека от грехов и мучений. Вера человека делает блаженным, а также воскрешает. Вера спасает от меча, огня и львов, как Даниила и трех отроков.
Но бесы тоже веруют?
Вера, которую имеют бесы, не есть совершенная, не вознаграждаема и не от благодати Божией, а от их настороженной искусности и от обозрения чудес Христа и Апостолов, поскольку они вынужденно должны были кричать: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» /Матф. 8:29/.
Каких видов бывает Вера?
Вера бывает мертвой и живой. Мертвую веру имеют христиане только по имени, т.е. это люди, имеющие вид благочестия, от силы же его отрекшиеся. Но эта вера истиннее, чем бесовская, поскольку нисходит от благодати Божией, во время крещения. А так как сия вера не имея любви и добрых дел, стала мертвой, то и она, как и бесовская не вознаграждаема. Но не такова живая вера. Она совершенна и вознаграждаема, и есть вера Святых и избранных. Этой верою оправдались патриархи, говорили Пророки и проповедовали Апостолы. Ради веры этой исповедники мучились, мученической смертью пали подвижники. А также все избранные – первые, средние и последние с этой верой умирали и удостаивались венцов. Вот вера совершенная и вознаграждаемая, и как говорит Апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный» /2Тим. 4:7-8/.