Итоговая аттестация
Название курса внеурочной деятельности: Астрономические путешествия
Класс (год обучения): 5 класс
Количество часов: 35
Направление(я) развития личности: естественно-научное
Форма реализации: кружок
Планируемые результаты
Личностные:
– знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
– осознание личной ответственности за нашу планету;
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
– умение работать с разными источниками информации;
– составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
– умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
– осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
– умение находить основные созвездия Северного полушария;
– умение ориентироваться по Полярной звезде;
– умение представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
– умение определять место человека во Вселенной.
Содержание курса «Астрономические путешествия»
Введение (2 часа)
Что и зачем изучает астрономия. Введение в астрономию. Астрономические знания у разных народов. Общее представление о вселенной. Развитие взглядов на строение мира. Мифы и легенды.
Методы исследования небесных тел (2 часа)
Особенности астрономических наблюдений. Телескопы и их устройство. Знакомство с наиболее интересными и крупнейшими телескопами. Астрофотография. Фотографии космических объектов.
Элементы сферической астрономии (5 часов)
Звездное небо. Созвездия. Мифы о созвездиях. Годичное движение Солнца среди звёзд, зодиакальные созвездия. Небесная сфера. Звездная карта. Небесные координаты.
Солнечная система (15 часов)
Солнечная система. Развитие представлений о солнечной системе. Строение солнечной системы. Наша планета Земля. Природа Луны. Солнечные и лунные затмения. Планеты земной группы. Планета Меркурий. Планеты Венера. Планета Марс. Планеты - гиганты. Планеты Юпитер, Сатурн и их спутники. Планеты Уран и Нептун. Что мы знаем о Плутоне. Малые тела солнечной системы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. НЛО. Контакты с внеземными цивилизациями. Инопланетяне. Космос в искусстве. Писатели, композиторы, художники космисты.
Солнце и звезды (6 часов)
Общие сведения о Солнце. Строение Солнца. Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца. Солнечная активность и жизнь Земли. Звезды и их эволюция. Классификация звезд и их характеристики. Черные дыры. Далеко ли до звезд?
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Что такое Млечный путь? Наша галактика. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик, звезд. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной. Поиски жизни во Вселенной. Современные космогонические гипотезы. Современные астрономические события. Астрономические мероприятия года.
Виды внеурочной деятельности:
– Игровая деятельность
– Познавательная деятельность
Формы внеурочной деятельности:
– Предметные недели;
– Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
– Проектная деятельность;
При организации занятий используются следующие формы:
просмотр презентаций, занятия в группе, творческие работы, викторины, мини-проекты.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение | ||
Что и зачем изучает астрономия? | ||
Вселенная… Какая она? | ||
Методы исследования небесных тел | ||
Приборы для астрономических наблюдений | ||
Особенности астрономических наблюдений | ||
Элементы сферической астрономии | ||
Созвездия. Мифы о созвездиях | ||
Годичное движение Солнца | ||
Небесная сфера | ||
Звездные карты | ||
Небесные координаты | ||
Солнечная система | ||
Что мы знаем о Солнечной системе? | ||
Строение Солнечной системы | ||
Луна – спутник Земли | ||
Путешествие к Меркурию | ||
Путешествие к Венере | ||
Путешествие к Марсу | ||
Путешествие к Юпитеру | ||
Путешествие к Сатурну | ||
Путешествие к Урану | ||
Путешествие к Нептуну | ||
Астероиды и метеориты | ||
Кометы и метеоры | ||
Есть ли жизнь за пределами Земли | ||
Экология космоса | ||
Космос и искусство | ||
Солнце и звезды | ||
Из чего состоит Солнце? | ||
Солнце – центр нашей системы | ||
Какие бывают звезды? | ||
Где рождаются звезды? | ||
Черные дыры | ||
Межзвездные расстояния | ||
Строение и эволюция Вселенной | ||
Что такое Млечный путь? | ||
Наш дом – наша галактика | ||
Жизнь и разум во Вселенной | ||
Современные открытия о космосе | ||
Современные астрономические события | ||
Итого |