Карточка-инструкция для учащихся




А. Ф. Керенский о причинах падения Временного правительства.

… после безуспешной для заговорщиков и столь несчастной для государства попытки свергнуть Временное правительство вооружённой рукой генерала Корнилова общественные группы, поддерживающие «диктатора» и связанные с ним, постановили: не оказывать правительству в случае его столкновения с большевиками никакой помощи. Их стратегический план состоял в том, чтобы сначала не препятствовать успеху вооружённого восстания большевиков, а затем, после падения ненавистного Временного правительства. Быстро подавить большевистский «бунт»...

Военные и штатские стратеги, авторы этого замечательного плана, были твёрдо убеждены в том, что большевистский триумф не представит собой никакой серьёзной опасности и что в три-четыре недели «здоровые элементы» русского народа справятся с бунтующей массой и установят в России «сильную власть». Увы, выполнив блестяще первую, так сказать, пассивную часть своего плана – свергнув руками большевиков Временное правительство, - наши «патриоты» оказались совершенно не способными к осуществлению его второй, активной, действенной части – оказались неспособными победить большевиков не только в три месяца, но и в три года!


Лабораторные занятия по учебнику

Подготовьте свой вариант проведения лабораторного занятия по учебнику.

 

Класс 10

Тема Общественная жизнь России при Николае I

Учебник(и) История России. XVII - XIX века.Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

Дополнительные средства обучения____________________________

___________________________________________________________

Обоснование лабораторной формы учебного занятия: лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу учащихся по учебнику, обсуждение вопросов.

Цели лабораторного занятия по учебнику: показать учащимся присутствие декабристских идей в общественной мысли второй четверти ХIХ века и, вместе с тем, дальнейшее развитие взглядов на исторический путь России.

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная…

Карточка-инструкция для учащихся

Консервативное направление в общественном движении

А. Источники: учебник: История России. XVII - XIX века.Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

 

Б. Система познавательных заданий с текстом учебника и дополнительными средствами:

(Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения)

- Охарактеризуйте правительственную идеологию. Назовите три ее основополагающих принципа.

- О чем, по вашему мнению, говорит сам факт появления теории «официальной народности»?

- Назовите основоположника и приверженцев этой теории. Кем были эти люди?

- Какое, на ваш взгляд, значение для дальнейшего развития российского общества имела данная теория?

3. Письменное оформление вопроса

4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления.

5. Вопросы для обсуждения в классе.

Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?

 


Лабораторные занятия по документам

Подготовьте свой вариант проведения лабораторного занятия по документам.

 

Класс: 8

Тема: Общественные движения.

Документы: отрывки из программных документов Северного и Южного обществ («Конституции» Никиты Муравьева и «Русской правды» Павла Пестеля);

Вид документов: карточки с текстами

Обоснование лабораторной формы учебного занятия: лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу учащихся по отрывкам из документов, обсуждение вопросов.

 

Цели лабораторного занятия по документам: Выяснить причины возникновения движения, цели участников тайных организаций; развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Карточка-инструкция для учащихся

А. Источники:

отрывки из программных документов Северного и Южного обществ («Конституции» Никиты Муравьева и «Русской правды» Павла Пестеля)

 

Б. Вопросы и задания для самостоятельного изучения документов:

На основе прочитанных документов учащиеся заполняют таблицу:

Название организации Хронологические рамки Руководители Программные документы Цели
«Союз Спасения» 1816-1818 А. Муравьев, С. Трубецкой, Н Муравьев, М. И С. Муравьевы 0 Апостолы, и. Якушкин Устав «Союза Спасения» Введение конституции и гражданских свобод
«Союз Благоденствия» 1818-1821 А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. И С. Муравьевы — Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский «Зеленая книга» Содействие подготовке общественного мнения к предстоящим реформам (введению конституцции и освобождению крестьян)
Северное общество 1821-1825 А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский, А. Бестужев, К. Рылев «Конституция» Н. Муравьева Установленние конституционной монархии, отмена крепостного права
Южное общество 1821-1825 П. Пестель, С. Муравьев — Апостол, М. Бестужев — Рюмин «Русская правда» П. Пестеля Установление в России республиканского строя, отмена крепостного права (с передачей половины земельного фонда крестьянам)

 

 

В. Образец письменного оформления лабораторной работы или отдельных заданий:

 

Обобщающая беседа или другие формы подведения итогов лабораторной работы по доументам: (Вопросы и задания для закрепления пройденного материала)

 

1) Кто из будущих декабристов участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах? (Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, Иван Якушин, Павел Пестель, Сергей Волконский и др.)

2) Назовите имена виднейших представителей движения декабристов.

3) Как вы считаете, какую программу реальнее было осуществить на практике- представленную в «Русской правде» Павла Пестеля или в «Конституции» Никиты Муравьева?

4)Русский историк начала XХ в. С. Ф. Платонов писал о выступление 14 декабря 1825 г.:

«В сущности, происшедший уличный беспорядок не был серьезным бунтом. Он не имел никакого плана и общего руководства… Важность происшедшего 14 декабря мятежа состояла в том, то он был внешним выражением скрытного политичного движения, которое выразилось другими подобными же признаками, вроде мятежа в Черниговском полку на юге Оно направлялось не только против реакционного настроения последнего десятилетия жизни императора Александра, но и против общих основ русского правопорядка, построенного на крепостном праве… Многое из этого, что говорили привлеченные к следствию заговорщики, говорилось не только в замкнутых кружках тайных обществ, но и в широком кругу не причастных к заговору лиц…».


Семинарское занятие

 

Подготовьте свой вариант проведения семинарского занятия по истории.

 

Класс: 11

Тема: Гражданская война и военная интервенция.

Обоснование семинарской формы учебного занятия: Подготовка школьников выпускного класса к подобному виду занятий в вузе.

Цели семинара: Характеризовать причины гражданской войны, называть периодизацию. Объяснять суть политики военного коммунизма. Развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера.

План семинара:

1) Причины Гражданской войны. Периодизация войны.

2) Основные события на фронтах войны:

май–ноябрь 1918 г.,

ноябрь 1918– март 1919 г.,

март 1919– март 1920 г.,

весна–осень 1920 г.,

1920–1922 гг.

 

3) Праведники и мученики Гражданской войны:

Белые в Гражданской войне,

Красные в Гражданской войне,

Зелёные в Гражданской войне.

 

4) Победа в Гражданской войне: непомерность цены. Причины побед и поражений основных участников войны.

 

Литература для подготовки учащихся:

1) Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983.

2) Поцелуев В. А. История России 20 столетия (Основные проблемы). М., 1997

3) Лехович Д. В. Белые против Красных. М., 1992.

4) Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 17 19-1921 годах.// Энциклопедия. Т. 3. М., 1995

 

Индивидуальные и творческие задания:

1. Изложить теоретический материал. Обстановка в стране, взаимоотношения с бывшими союзниками по Антанте, последствия Брестского мира. Дать определение гражданской войны и интервенции. Осветить дискуссионные вопросы относительно периодизации войны.

2. Назвать основные фронты, участников, командующих. Определить суть каждого из этапов. Осветить важнейшие сражения: место проведения, участники, результаты.

3.Охарактеризовать ярких представителей движений войны - Будённый, Чапаев, Корнилов, Колчак, Деникин, Махно, Петлюра и другие (по выбору). Высказать собственное отношение к персоне, определиться в вопросе: “Кто он – праведник или мученик?”.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: