А. Ф. Керенский о причинах падения Временного правительства.
… после безуспешной для заговорщиков и столь несчастной для государства попытки свергнуть Временное правительство вооружённой рукой генерала Корнилова общественные группы, поддерживающие «диктатора» и связанные с ним, постановили: не оказывать правительству в случае его столкновения с большевиками никакой помощи. Их стратегический план состоял в том, чтобы сначала не препятствовать успеху вооружённого восстания большевиков, а затем, после падения ненавистного Временного правительства. Быстро подавить большевистский «бунт»...
Военные и штатские стратеги, авторы этого замечательного плана, были твёрдо убеждены в том, что большевистский триумф не представит собой никакой серьёзной опасности и что в три-четыре недели «здоровые элементы» русского народа справятся с бунтующей массой и установят в России «сильную власть». Увы, выполнив блестяще первую, так сказать, пассивную часть своего плана – свергнув руками большевиков Временное правительство, - наши «патриоты» оказались совершенно не способными к осуществлению его второй, активной, действенной части – оказались неспособными победить большевиков не только в три месяца, но и в три года!
Лабораторные занятия по учебнику
Подготовьте свой вариант проведения лабораторного занятия по учебнику.
Класс 10
Тема Общественная жизнь России при Николае I
Учебник(и) История России. XVII - XIX века.Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Дополнительные средства обучения____________________________
___________________________________________________________
Обоснование лабораторной формы учебного занятия: лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу учащихся по учебнику, обсуждение вопросов.
Цели лабораторного занятия по учебнику: показать учащимся присутствие декабристских идей в общественной мысли второй четверти ХIХ века и, вместе с тем, дальнейшее развитие взглядов на исторический путь России.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная…
Карточка-инструкция для учащихся
Консервативное направление в общественном движении
А. Источники: учебник: История России. XVII - XIX века.Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Б. Система познавательных заданий с текстом учебника и дополнительными средствами:
(Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения)
- Охарактеризуйте правительственную идеологию. Назовите три ее основополагающих принципа.
- О чем, по вашему мнению, говорит сам факт появления теории «официальной народности»?
- Назовите основоположника и приверженцев этой теории. Кем были эти люди?
- Какое, на ваш взгляд, значение для дальнейшего развития российского общества имела данная теория?
3. Письменное оформление вопроса
4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления.
5. Вопросы для обсуждения в классе.
Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?
Лабораторные занятия по документам
Подготовьте свой вариант проведения лабораторного занятия по документам.
Класс: 8
Тема: Общественные движения.
Документы: отрывки из программных документов Северного и Южного обществ («Конституции» Никиты Муравьева и «Русской правды» Павла Пестеля);
Вид документов: карточки с текстами
Обоснование лабораторной формы учебного занятия: лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу учащихся по отрывкам из документов, обсуждение вопросов.
Цели лабораторного занятия по документам: Выяснить причины возникновения движения, цели участников тайных организаций; развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Карточка-инструкция для учащихся
А. Источники:
отрывки из программных документов Северного и Южного обществ («Конституции» Никиты Муравьева и «Русской правды» Павла Пестеля)
Б. Вопросы и задания для самостоятельного изучения документов:
На основе прочитанных документов учащиеся заполняют таблицу:
Название организации | Хронологические рамки | Руководители | Программные документы | Цели |
«Союз Спасения» | 1816-1818 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н Муравьев, М. И С. Муравьевы 0 Апостолы, и. Якушкин | Устав «Союза Спасения» | Введение конституции и гражданских свобод |
«Союз Благоденствия» | 1818-1821 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. И С. Муравьевы — Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский | «Зеленая книга» | Содействие подготовке общественного мнения к предстоящим реформам (введению конституцции и освобождению крестьян) |
Северное общество | 1821-1825 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский, А. Бестужев, К. Рылев | «Конституция» Н. Муравьева | Установленние конституционной монархии, отмена крепостного права |
Южное общество | 1821-1825 | П. Пестель, С. Муравьев — Апостол, М. Бестужев — Рюмин | «Русская правда» П. Пестеля | Установление в России республиканского строя, отмена крепостного права (с передачей половины земельного фонда крестьянам) |
В. Образец письменного оформления лабораторной работы или отдельных заданий:
Обобщающая беседа или другие формы подведения итогов лабораторной работы по доументам: (Вопросы и задания для закрепления пройденного материала)
1) Кто из будущих декабристов участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах? (Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, Иван Якушин, Павел Пестель, Сергей Волконский и др.)
2) Назовите имена виднейших представителей движения декабристов.
3) Как вы считаете, какую программу реальнее было осуществить на практике- представленную в «Русской правде» Павла Пестеля или в «Конституции» Никиты Муравьева?
4)Русский историк начала XХ в. С. Ф. Платонов писал о выступление 14 декабря 1825 г.:
«В сущности, происшедший уличный беспорядок не был серьезным бунтом. Он не имел никакого плана и общего руководства… Важность происшедшего 14 декабря мятежа состояла в том, то он был внешним выражением скрытного политичного движения, которое выразилось другими подобными же признаками, вроде мятежа в Черниговском полку на юге Оно направлялось не только против реакционного настроения последнего десятилетия жизни императора Александра, но и против общих основ русского правопорядка, построенного на крепостном праве… Многое из этого, что говорили привлеченные к следствию заговорщики, говорилось не только в замкнутых кружках тайных обществ, но и в широком кругу не причастных к заговору лиц…».
Семинарское занятие
Подготовьте свой вариант проведения семинарского занятия по истории.
Класс: 11
Тема: Гражданская война и военная интервенция.
Обоснование семинарской формы учебного занятия: Подготовка школьников выпускного класса к подобному виду занятий в вузе.
Цели семинара: Характеризовать причины гражданской войны, называть периодизацию. Объяснять суть политики военного коммунизма. Развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера.
План семинара:
1) Причины Гражданской войны. Периодизация войны.
2) Основные события на фронтах войны:
май–ноябрь 1918 г.,
ноябрь 1918– март 1919 г.,
март 1919– март 1920 г.,
весна–осень 1920 г.,
1920–1922 гг.
3) Праведники и мученики Гражданской войны:
Белые в Гражданской войне,
Красные в Гражданской войне,
Зелёные в Гражданской войне.
4) Победа в Гражданской войне: непомерность цены. Причины побед и поражений основных участников войны.
Литература для подготовки учащихся:
1) Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983.
2) Поцелуев В. А. История России 20 столетия (Основные проблемы). М., 1997
3) Лехович Д. В. Белые против Красных. М., 1992.
4) Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 17 19-1921 годах.// Энциклопедия. Т. 3. М., 1995
Индивидуальные и творческие задания:
1. Изложить теоретический материал. Обстановка в стране, взаимоотношения с бывшими союзниками по Антанте, последствия Брестского мира. Дать определение гражданской войны и интервенции. Осветить дискуссионные вопросы относительно периодизации войны.
2. Назвать основные фронты, участников, командующих. Определить суть каждого из этапов. Осветить важнейшие сражения: место проведения, участники, результаты.
3.Охарактеризовать ярких представителей движений войны - Будённый, Чапаев, Корнилов, Колчак, Деникин, Махно, Петлюра и другие (по выбору). Высказать собственное отношение к персоне, определиться в вопросе: “Кто он – праведник или мученик?”.