Практическое занятие 6 (10)




Практическое занятие 4(8) 2ч

Тема: «Философские основы педагогики ».

Цель: закрепить знания о подходах и принципах в педагогике

Форма проведения: практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Образование как социокультурный феномен. Функции образования

2. Актуальные подходы и модели образования.

3. Методологические подходы к развитию системы образования (системно-прогностический, социально-экологический; личностно-деятельностный; парадигмальный)

4. Сущность аксиологического подхода.

5. Аксиологические принципы.

6. Идея гуманизма в образовании

7. Гуманизация образования.

Упражнения и задания.

Конспекты

Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / С.А.Смирнов и др., М., 1999 с. 24-38

Доклады и сообщения

Взаимосвязь парадигм и моделей образования.

Творческая работа

Презентации авторских школ (по свободному выбору студентов)

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998

Сластенин В.А.и др. Педагогика. – М., 1997

Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / С.А.Смирнов и др., М., 1999 с. 24-38

б) дополнительная:

Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1995. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика, -2000.- № 2. Дидактика средней школы / Под ред. М.С.Скаткина. – М.. 1982.

Загвязинский В.И. Тнория обучения: Современная интерпретация. – М.6 Издательский дом «Академия», 2001. – 192с. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., ACADEMIA, 2001. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1998. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М.. 1997.

Практическое занятие 5 (9)

Тема: « Социализация, воспитание и образование человека».

Цель: заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание», выработать умение оперировать этими и др. понятиями тем провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.

Форма проведения: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Процессы формирования и развития личности: сущность, отличия и характерные признаки.

2. Сущность и соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

3. Основные философско-психолого-педагогические концепции развития человека.

4. Факторы, влияющие на развитие и формирование человека.

5. Закономерности процесса развития.

6. Условия, обеспечивающие развитие личности.

Упражнения и задания:

Задание для групповой работы:

1гр.- наследственность как фактор развития личности.

2 гр. – среда воспитания (микро, мезо, макрофакторы)

3 гр.- воспитание (в широком смысле, семья как фактор)

1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности. Заполните схему.

Доклады и сообщения

Акселерация и ее последствия

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Конспекты

Приготовить конспекты (Р.Бернса, А.В.Мудрика).

Творческая работа

Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1997

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999

3. Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000

 

б) дополнительная:

Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990.

Бернс Р. Развитие. Я-Конценции и воспитание. – М..Прогресс,1986.

Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М. Генезис. 1997.

Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов н/Дону, 2001.

Кочкарев Ю.С. О природе способностей, Ставрополь, 1974.

Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - Спб., 1996.

Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». – М.: Знание, 1991.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - с.

Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. - М., 1992. (кластеры, схемы, таблицы).

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.,1993.

Хахалин Л. Загадки вашего ребенка. М., 1992.

Практическое занятие 6 (10)

Тема: « Педагогический процесс как система».

Цель: сформировать у студентов понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.

Форма проведения: семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе?

2. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

3. Проанализируйте основные компоненты педагогического процесса.

4. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

5. Чем обусловлена эффективность педагогического процесса?

6. Закономерности педагогического процесса.

7. Принципы и основные методы педагогического процесса

8. Педагогическая ситуация и задача. Примеры.

Упражнения и задания

1. Запишите в ваш педагогический словарь определения следующих понятий.

Образовательный стандарт, образовательное учреждение, педагогическая ситуация, педагогическая задача, принципы целостного педагогического процесса, внушение, убеждение, подражание.

2. Изучите какую-либо авторскую педагогическую систему и проанализируйте ее по схеме:

автор педагогической системы;

главная идея педагогической системы;

цель педагогической системы;

содержание педагогической системы;

особенности деятельности учителя;

особенности деятельности ученика;

особенности общения в рамках системы;

особенности взаимодействия с окружающей средой.

3. На основе анализа кратких характеристик педагогических систем из книги В.А. Краковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой выполните следующие задания:

а) постройте структуру (кратко и емко опишите основные черты, желательно в виде схемы) тех образовательно-воспитательных учреждений, с которыми вы познакомились;

б) выделите основные закономерности педагогического процесса в работе этих учреждений.

4. Дайте характеристику принципам целостного педагогического процесса. Перечислите правила их реализации.

Доклады и сообщения

Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, компетентностный.

Конспекты

Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных педагогических источниках.

Творческая работа

Охарактеризовать деятельность учителя и деятельность ученика в педагогическом процессе. Отчет: составленная таблица.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Караковский В.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!-М., 1996

б) дополнительная:

Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993.

Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

Содержание самостоятельной работы студентов по темам раздела:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Основы педагогической деятельности Приложение (самостоятельная работа №1) 1.Опорная схема  
2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога Приложение (самостоятельная работа №2,3) 1.Опорныесхемы  
3. Общение как основа педагогической деятельности Обработка анкетных или тестовых данных по группам: 1 группа: «Коммуникативная готовность к диалогу с ребёнком» 2 группа: «Конфликтная компетентность будущего учителя» 3 группа «Стили педагогического общения» 4 группа «Общительны ли вы?» Аналитическая справка по результатам диагностики
4. Педагогика в системе наук о человека Анализ категорий педагогики Таблица
5. Методология и методы педагогического исследования Составление списка литературы научного исследования актуальной педагогической проблемы Библиографический список в соответствии с предъявляемыми требованиями
6. Философские основы педагогики Обоснование актуальности педагогической проблемы Аргументативное эссе
7. Социализация, воспитание и образование человека Анализ конкретной педагогической ситуации Письменный анализ педагогической ситуации
8. Педагогический процесс как система и целостное явление Анализ авторской системы отчет

Содержание самостоятельной работы по разделу на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Основы педагогической деятельности Выступление – презентация «Я и моя профессия» М/М презентация
2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога Профессиограмма учителя (биологии, химии, географии, математики, физики)     Профессиограмма  
3. Общение как основа педагогической деятельности Проект «Правила педагогического общения» Презентация
  Педагогика в системе наук о человека Заполнить таблицу высказываний великих педагогов таблица
  Методология и методы педагогического исследования Проанализировать текст и описать методологию проблемы Методология проблемы схема
  Философские основы педагогики Авторская школа презентация
  Социализация, воспитание и образование человека Провести исследование по теме отчет
  Педагогический процесс как система и целостное явление Характеристика деятельности ученика и учителя в педагогическом процессе Отчет-таблица

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: