О применении методов психодиагностики детей, поступающих в первый класс




Инструктивное письмо Главного управления образования Пермской области №579 от 2.04.1996

Дифференциация в образовании ставит целый ряд научных, практических и этических вопросов, среди которых к наиболее серьезным и важным относится проблема диагностических методов и критериев, применяемых при обследовании детей, поступающих в первый класс.

В связи с этим главным управлением образования в ряде городов и районов области изучен вопрос качества и эффективности применения мето­дов психодиагностического обследования будущих первоклассников.

Анализ результатов изучения показал, что во многих учреждениях образования, прежде всего инновационного типа, с появлением психологиче­ской службы эта работа стала носить более целенаправленный, обоснованный и научный характер. Психологи используют различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Педагогическими коллективами накоплен определенный положительный опыт учета индивидуально-психических и личностных особенностей детей в процессе обучения и воспитания, определении прогноза успешности обучения их в школе.

Вместе с тем, как показывает анализ сложившейся ситуации, наряду с положительными тенденциями в этой работе, есть и негативные явления. Основные из них:

1. Администрацией, психологами учреждений образования диагностика психологической готовности детей к школьному обучению нередко рассматривается как диагностика "отбора", а не диагностика развития, и процедура собеседования о детьми во время приема их в первый класс превращается иногда в так называемый "экзамен".

2. Часто за основной критерий психологической готовности ребенка к обучению в школе берется только уровень его умственного развития и не берется во внимание функциональный, эмоциональный и социальный аспекты школьной зрелости, физическое здоровье детей.

3. Имеют место факты злоупотребления психодиагностическими методами исследования детей. Порой этот процесс носит формальный, бессистемным, бесконтрольный характер. По результатам исследования не вносятся коррективы в методику обучения детей, не даются рекомендации родителям но индивидуальной работе, не составляются и не реализуются коррекционно-развивающие программы, не организуется работа групп развития.

4. Не всегда соблюдаются правила при проведении обследования и этические нормы по отношению к обследуемому; тестирование проводится без присутствия родителей (законных представителей) или без согласия взрослых на эту процедуру.

5. Вызывает тревогу применение некоторыми психологами при обследовании детей диагностических методов и критериев, неадекватных типу и виду образовательного учреждения, задачам, которые это учреждение решает.

6. Беспокоит то обстоятельство, что в ряде учебных заведений, не имеющих психологов, к психодиагностике привлекаются учителя, не имеющие специальной на то подготовки. Как правило, они берут методики из популярных брошюр, журналов, привозят со всевозможных курсов. В большинстве своем данные методики ненаучны, не все достаточно валидизированы, поэтому полученные результаты делают искаженной картину психологического тестирования.

7. Серьезной ошибкой является и то, что часто психологическое тестирование считается руководителями учебных заведений единственным средством получения данных об уровне развития будущих первоклассников. Результат тестирования преподносится родителям (законным представителям) в качестве категоричного экспертного заключения, которое служит основанием для зачисления или незачисления ребенка в образовательное учреждение. При этом не учитывается физическое состояние ребенка, условия социокультурной среды, в которой он живет и воспитывается, желание родителей.

На основании сказанного выше РАЗЪЯСНЯЕМ, что:

1, Целесообразность выявления психологической готовности детей к школьному обучению определяется необходимостью:

- своевременного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, не готовыми к школе;

- создания адекватных условий успешной адаптации ребенка к школьной жизни;

- определения стартовых возможностей будущих первоклассников для создания условий их оптимального развития;

- получения информации для разработки адекватных мер психопрофилактической работы.

1. Основными компонентами психологической готовности детей к обучению являются: функциональный, мотивационный и интеллектуальный.

2. Результаты психологической готовности детей к школьному обучению могут учитываться при приеме детей в образовательное учреждение повышенного уровня подготовки, но не могут служить основанием для отказа в обучении в учреждении образования, находящегося на территории проживания будущего первоклассника.

3. В группах развития (воскресных школах), которые создаются во многих городах и районах области для подготовки детей к школьному обучению, должны реализовываться не обучающие, а развивающие психику ребенка программы, способствующие более мягкой его адаптации к школьной жизни.

4. Процедура определения психологической готовности ребенка к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать, методов диагностики и предпочтений психолога. Эта работа, как правило, проводится в апреле-мае. Психолог является равноправным членом комиссии по приему детей в первые классы и наряду о другими членами комиссии отвечает за адекватность даваемых рекомендаций по результатам диагностики.

5. Результаты обследования заносятся в психолого-педагогическую карту, доступ к которой имеет только психолог. Администрация и учителя могут пользоваться имеющимися там сведениями по согласованию с психологом.

6. Обследование детей проводится в присутствии или о согласия родителей (законных представителей). Им и сообщаются результаты диагностики, которые носят рекомендательный характер при выборе образовательного учреждения или программы обучения.

 

Главный специалист

управления образования Пермской области

Т.Я. Лыкова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: