День 4 (31 марта): Petrovac - Utjeha




(Дистанция 40 км)

Ясное небо предвещало прекрасную погоду. Наш дальнейший путь проходит через город Бар, а там у меня живёт знакомая, которую мы и решили навестить. Было очень полезно послушать про жизнь в Черногории от человека, который прожил тут уже много лет, мы узнали много интересного. Основная достопримечательность города Бар - это Старый город и крепость. Необычен факт, что крепость построена не на побережье, а в 4 км вглубь материка, что не особо характерно для прибрежного портового города. Но всё объясняет стратегическая позиция - неприступный с трёх сторон утёс и наличие питьевого источника. Заплатив за вход в крепость, мы побродили по руинам. Если Которская крепость больше походила на фортифика-ционное сооружение, в мирное время в которой делать особо нечего, то крепость в Баре была постоянным поселением. Тут были магазины, лавки, склады, церкви,

- 15 -

площади. Даже акведук был построен. Это место оставляет приятное впечатление.

Вот отломилась огроменная крепостная стена высотой с пятиэтажку, просто невероятно! Это все последствия сильного землетрясения 1979 года. Вообще следы разрушений везде. Вообще, Старый Бар сейчас - большой музей руин под открытым небом.

В городе Бар мы разделились с Димкой Матвеевым, он раньше стартовал, а мы спустя несколько часов только. День выдался насыщенным, и жалко, что вечер так быстро нас накрывает. Мы договорились с Димкой встретиться в городе Улцинь, но по-светлому вряд ли уже доедем, поэтому решили заночевать в окрестностях города

Утьеха (Utjeha-Busat), как раз тут карта показала несколько кемпингов. Но, прибыв на место, мы были сильно огорчены ценой за возможность поставить палатку на их территории. Плата взымается за всё: за палатку, за велосипед, за пользование душем...

Сумма набегает, как за двухместный номер со всеми удобствами! Сезон не туристический, кемпинги пустые, но скидывать цену не хотят. Ну и ладно, отъехав 200 метров, нашли прекрасное место в оливковом парке. Рядом стоит недостроенная

- 16 -

недвижимость, когда-то тут будет частная территория, но сейчас здесь тихо и спокойно. Чтобы не привлекать внимание, мы принялись готовить ужин, не ставя палатки. Вот стемнеет - тогда быстренько и возведём укрытие на ночь.

Видимо, кто-то нас всё же заметил и "настучал", т.к. уже в темноте вдруг подъехал какой-то парень и, светя фонариком в наши лица, ослепляя нас, поинте-ресовался: «Что вы тут делаете???». Имея уже негативный опыт общения с местными, мы напряглись. Но в этот раз всё было совсем по-другому: парень увидел, что мы культурно сидим, готовим на горелке ужин, а мусор у нас собран в пакете, и предложил впустить нас в недостроенный коттедж где есть электричество, но мы вежливо отказались сказав, что у нас палатки. Произнеся "no problem", парень растворился в темноте. Воду, кстати, мы брали в кемпинге рядом, хоть она была бесплатной.

День 5 (1 апреля): Utjeha - Shkodër

(Дистанция 54км)

Утром я быстро упаковался, и пока ждал, когда соберутся другие, немного погулял по оливковому саду. Вот уж действительно удивительное дерево, всё в дырах.


Кстати, в этом походе я впервые решил опробовать так называемый формат размещения вещей, как "байкпакинг". В итоге получилась оптимальная развесовка, а из-за того что объём всё же не такой большой, как при классическом заднем бауле, пришлось очень вдумчиво подбирать снаряжение и что-то оставить дома. Получился хорошо управляемый и лёгкий велосипед. Буду и дальше совершенствоваться в этом направлении.

До города Улцинь ехали по основной трассе, а, не доезжая до него пару километров, свернули на второстепенную дорогу, уходящую круто в гору. В ожидании красивого вида мы набрали 100 м высоты. А там действительно была построена смотровая площадка, с которой открывался прекрасный обзор на Адриатику. Компания, облагородившая это место, в рекламных целях поставила стойку с солнечной панелью наверху, а на самой стойке были вмонтированы несколько USB разъёмов. Можно бесплатно зарядить свой гаджет чистой энергией.

Спуск к городу проложен по дороге, петляющей среди оливкового сада. Тут есть платные места для автокемпингов, возможно, можно и палатку поставить. Посовещавшись, решили, что в городе нам интересна только его часть, называемая, как обычно, Старый город. Погуляв по узким улочкам среди разбросанного стройматериала (готовятся к сезону), забрели в ресторан, столики которого распола-гались в правильном месте - отсюда открывался потрясающий вид на море и пляж. Вокруг никого, только белоснежные скатерти. Мы собрались было уходить, но нас

- 17 -

окликнул мужчина официант и предложил выпить чашку кофе. Почему бы нет? Можно и шикануть.


Стоит сказать, что мы в этот день разделились на три группы и договорились встретиться на границе с Албанией: Димка Матвеев ещё утром туда поехал, Раф и Дима Маркулев решили не сворачивать с трассы на второстепенную дорогу, идущую круто вверх, и ехать сразу на точку сбора.

Дорогу на границу активно реконструируют, ведутся ремонтные работы.

Как и было обговорено, встретились со всеми у кафе перед границей, отдохнули и поехали в Албанию. На границе в одном окошке собрали все наши паспорта, черногорский офицер ставил выездной штамп, кидал на соседний столик албанскому офицеру, тот ставил въездной. В этом же окошке нам вернули стопку паспортов и пожелали счастливого пути. И всё бы ничего, да вот отъехав пару километров, Раф вдруг вспомнил, что в том кафе оставил на столе свой телефон. Мы с ним вернулись обратно к границе, я остался дожидаться Рафа на албанской стороне, а он прошёл опять процедуру выезда и потом снова въезда. Вот так, в течение какого-то часа, Раф дважды въехал в Албанию.

Нас давно пугали страшилками про Албанию, уж не знаю, всерьёз или в шутку. В самолёте Насте рядом сидящий мужчина из Москвы, летящий в Черногорию на свою дачу, предупреждал, что Албания опасна, там воруют людей и всё такое. Первые километры мы ехали в напряжении, мало ли что. Но по большому счёту ничего не изменилось - добротные большие каменные дома, ухоженные огороды, старые «Мерседесы» на дороге. В городе Шкодер правда, я в поисках места для ночёвки завёл ребят на помойку где поселились на ПМЖ в домах, сделанных из картонных коробок и старого рванья, растянутого на палках какие-то смуглые личности. Увидев это, команда сразу зароптала:"Веди нас в нормальное место". И оно сразу нашлось - кемпинг Legjenda. Как впоследствии оказалось, этот кемпинг стал просто нашим эталоном. Не только этого похода, но и вообще. Невысокая цена, много душевых и туалетов,

- 18 -

большая зона для отдыха, кухня, интернет. Отлично говорящий англоязычный персо-нал. Нам поменяли деньги по нормальному курсу. Вот прям тут, справа, мы и поставили наши палатки. Вероятно, в сезон мест может и не быть, хотя территория большая.

В этот день мы съездили в город, нашли магазин сети Spar, купили продукты и вечером сами на кухне приготовили себе еду. Сделав круг по Албании, мы опять вернёёмся в этот кемпинг для ночёвки, поэтому я предложил ребятам оставить тут часть снаряжения, которое они зря брали с собой из России. Снега тут нет, и не предвидится, велочехлы также не нужны пока. Набралось в итоге две большие сумки.

Над кемпингом возвышается крепость Rozafa, за которой сразу и начинается город Шкодер, но сегодня уже нет сил для посещения этих мест - оставим всё это на следующий раз, ведь мы сюда ещё вернёмся через недельку.

День 6 (2 апреля): Shkodër - Ulza Regional Nature Park

(Дистанция 73 км)

Прогноз погоды - сегодня солнечно, завтра ещё нормально, а вот послезавтра придут ливни и дожди. Ничего нового, мы такой прогноз получали еще два дня назад, и дожди должны начаться сегодня. Но непогода всё сдвигалась и сдвигалась, так что сегодня опять по жаре и солнцу едем - красота! Маршрут я проложил преимущественно по второстепенным просёлочным дорогам, посмотрим, как живет албанская глубинка. Город Шкодер, конечно, нас сильно не шокировал вчера, но некоторые резкие контрасты по сравнению с той же Черногорией присутствовали. Мусора местами было много, но хоть такая картина не наблюдалась повсеместно как, например, в Индии


- 19 -

Особенно дорога вдоль канала для орошения запомнилась - весь противоположный берег был в мусоре. Местами была вонь от разлагающихся органических веществ. Фу, возможно, эту часть трека лучше проехать восточнее по асфальту ближе к горам.

Мы, можно сказать, только начали наше знакомство с Албанией, и тут тебе такое! Но, забегая вперёд, скажу что больше такого безобразия замечено не было. Почему именно в этом места такой срач - непонятно.

Тяга к поиску "оптимального пути" завела меня в чей-то огород, и пришлось протопать сотню метров, чтобы выбраться на нормальную дорогу. Бывает.


Что ещё известно про Албанию? Ну, конечно же, её знаменитые бетонные бункера, которые строили её жители по прихоти безумного диктатора Энвера Ходжи. Сегодня этих бункеров мы наблюдали большое количество. Правда, в последующие дни их не видели совсем.

Энвер Ходжа - диктатор, фанатик коммунизма, который пришёл к власти в стране после Второй мировой войны и правил до 1985 года. Стиль правления во многом копировал режим Сталина. После того, как в СССР стали бороться с культом личности Сталина, Ходжа разорвал дипломатические отношения практически со всеми социа-листическими странами и стал готовиться к агрессии извне. Для этого в стране было возведено около миллиона бетонных бункеров. Ходжа лично контролировал ход строительства, который зачастую выполнялся за счёт обычных граждан. Бункеры строили в парках, возле детских садов и магазинов, просто посреди полей и на обочинах дорог. Возводили их открыто и никак не маскировали. В стране с населением в три миллиона жителей появилось 700 тысяч бетонных укреплений; на квадратный километр приходился один большой бункер, рассчитанный на четырёх человек, и шесть двухместных. Строительство бункеров прекратили после смерти Ходжы. Новые власти разрешили их сносить, но за опять-таки, за счёт граждан. Кто-то снёс, кто-то переоборудовал его в курятник или сарай, кто-то даже облагородил в мини-гостиницу для туристов.

После обеда мы въехали в город Лежа, но долго там не стали задерживаться - по большому счёту, город как город. Разве что перекусили да купили продуктов на вечер и утро, так как дальше по маршруту вряд ли будут попадаться магазины. Пока по правде говоря, пейзаж был немного скучен - равнина, поля, редкие деревья. Разве что горный массив слева немного разбавляли эту кислую картину. Но вот после того, как мы пересечём реку Mat и повернём на восток, всё должно резко поменяться. И наши догадки оправдались, начинается именно та Албания, которую мы и хотели увидеть - с рельефом, горными чистыми речками и водоёмами. Место для ночёвки у нас, честно говоря, точно не обозначено - я знаю, что по дороге будет поселение Ulez, там есть сдаваемое жильё, и наверняка найдётся место для палатки. Дорога туда пролегает вдоль реки Mat - справа река, слева горы - мест для палатки можно и не найти. А уже

- 20 -

дело к вечеру, нужно как-то определяться. И неожиданно нам очень повезло. Как только мы проехали тоннель, картина резко изменилась - если до этого река текла где- то внизу в ущелье, то теперь она оказалась прямо на нашем уровне. К тоннелю примыкает плотина же! И сразу же справа у дороги стояло кафе, а рядом была большая огороженная поляна со столиками. В голове сразу возникла мысль "А что если...".

Свернул, нашёл парня, который не говорит по-английски, но кое как жестами удалось объяснить, что мы хотим поставить тут палатки. "No problem" было в его словарном запасе из английского, а ещё "ОК" - что вполне достаточно, как оказалось, для общения. Знал бы он в тот момент, что он олицетворял для нас весь образ албанской нации, и его отказ, возможно, в наших сердцах понизил рейтинг всего народа! Поставить бесплатно палатку в таком месте - это просто невероятно! Уж правда, такого потрясающего и живописного места для лагеря я не припомню.


 

Вот он, герой нашего дня.

На карте Google это место обозначено как Camping and restaurant the Malci brothers. На вечер купили немного вина и ракии, надо же хоть как то сделать выручку пустующему ресторану.

День 7 (3 апреля): Ulza Regional Nature Park - Rrëshen

(Дистанция 58 км)

Утром мы опять разделились - у Рафа приболело колено, и он решил ехать в город Rreshen более коротким путём, а именно вернуться назад 6 км на основную трассу, а там ещё 20 км без каких либо наборов высот. К нему решил присоединиться и Димка Матвеев. Мы же решили сделать крюк через большой город Burrel по дороге,

 

- 21 -

которую ровной не назовёшь. Она постоянно прыгает то вверх, то вниз. Уж не знаю, какие там красоты были по более короткому маршруту, но наша дорога сразу стала выдавать потрясающие виды.


Потом, правда, когда дорога стала удаляться от водохранилища Ulza, пошёл заурядный сельский пейзаж, тянущийся до города Burrel, изредка разбавленный какими-то интересными моментами.


Где-то далеко виднелись высоченные горы со снежными шапками. Деревья, окружающие нас, в основном стояли без листвы. Вроде и высота над уровнем моря всего 200-300м, но удалённость от Адриатики всё же сказывается на природе - весна сюда приходит позднее.


Когда до города Rrëshen оставалось с десяток километров, погода стала портиться - где-то слева над горой росло тёмное синее облако, и подул холодный ветер в нашу сторону. Предвидя дальнейшее развитие событий, мы ускорились, но как бывает в горной местности, движение туч непредсказуемо. Облако так и не нашло в

- 22 -

себе сил оторваться от высоких пиков. За 500 м до въезда в город Rrëshen слева от дороги на поляне у речки расположился кемпинг Lakoza. Я вначале даже не понял, что это кемпинг, т.к. на большой территории не было вообще никого. Увидев большую поляну со столиками, у меня как и позавчера сработало в голове:"А, что, если попро-сить разрешения поставить палатку?". Но, поговорив с молодой хозяйкой, которая довольно хорошо понимает английский, выяснил: что да - это кемпинг. Сейчас не туристический сезон, вот и нет никого. Обычно место под палатку стоит 6 евро.

Наши друзья, которые сегодня срезали маршрут, забронировали двухместный номер в, пожалуй, единственном отеле в этом месте - Hotel Khella Resort. Доехали до него, встретились с ребятами. В итоге Дима Маркулев с Сергеем тоже сняли номер за 25 евро, а мы с Настей решили (вернее сказать, я решил) вернуться в кемпинг и заночевать в палатке. На улице как-то захолодало, и поднялся сильный ветер - и всё

говорило, что вот-вот начнётся дождь. Настя с большой неохотой согласилась вернуться в кемпинг, разве что возможность сперва принять горячий душ в номере у ребят как-то сглаживало ситуацию. После водных процедур мы все вместе поехали в город поужинать и нашли прекрасную пиццерию.



Хозяйки заведения оказались очень радушными, и хотя по-английски совсем никак, мы прекрасно под смех и веселье пообщались жестами. Печь, в которой готовили пиццу, наполняла помещение теплом и каким-то домашним уютом. Кроме нас, никого не было, так что всё внимание было предоставлено нам - это так приятно! Разгорячённые и сытые, мы с Настей в кромешной темноте (фонари-то не брали) поехали в кемпинг, все остальные - в прокуренный и обшарпанный отель. Кстати, дождь так и не пришёл в город.

 

(Продолжение следует)

Вадим Щербаков.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Редактор газеты и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Члены редакционной коллегии: Владимир Мищенков, Александр Игнатьев, Светлана Швецова, Екатерина Крысина Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: bwm86@yandex.ru bwm86@mail.ru Бесплатное распространение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: