Лекция №5. Научная картина мира




Программа с/к «Методологические проблемы психологии»

Лекция №1. Методология психологии: статус и проблемы

1. Методология науки и методология психологии:понятие методологии науки.Методология науки и эпистемология;философия науки и методология науки;круг проблем методологии науки.Уровни и способы методологической рефлексии. Методология науки и методологии конкретных наук.

2. Методология психологии: взгляд психолога (необходимость собственно психологической методологии, методологический монизм или плюрализм?) и философа (4 уровня методологии и их взаимозависимости).

3. Факторы, которые определяют состояние и развитие методологии психологии.

 

Лекция №2. Психология в системе научного знания

1. Место и роль психологии в системе науки: Классификации науки (О. Конт, В. Вундт, Б.М. Кедров, И.Я. Лойфман).

2. Психологический редукционизм: сведение к психологическим закономерностям логики, физики, социологии, истории и др. наук.

3. Психология и философия: история взаимоотношений и современное состояние (эмпирическая психология и философия; онтология психики и философия сознания; эпистемология и экспериментальная психология. социальная философия и социальная психология; эстетика и психология искусства и др.)

 

Лекция №3. Психология как система

1. Проблема оснований для построения психологии как системы: объект/предмет; многообразие методологий; критерий научности (фюсис, биос, псюхе - технэ)

2. Многоаспектность и многоуровневость психологии как системы: теоретическая/эмпирическая; фундаментальная/ прикладная; академическая/практическая.

3. Проблема ядра психологии как системы: статус общей психологии; элементы психологии как системы

4. Психология как система в системе науки: сложившиеся формы редукции в психологии: физицизм, физиологизм, социологизм, гуманитаризм, кибернетизация и технизация психологии.

 

Лекция №4. Эксперимент в методологии науки и методологии психологии

1. Эксперимент как основание науки современного типа: история становления, отличительные признаки и роль эксперимента в науке; проникновение эксперимента в психологию.

2. Стадии развития эксперимента: классический, неклассический и постнеклассический эксперимент в науке современного типа; критерии и особенности данных стадий эксперимента в психологии.

 

Лекция №5. Научная картина мира

1. Понятие научная картина мира (НКМ): общенаучная и частно-научная КМ. Содержание НКМ и ее образовательная функция.

2. Механистический проект КМ классической науки: новая теория мира, коперниканская революция; математизация природы; лапласовский детерминизм; обезбожение и признание естественных факторов существования мира; идея системности мира; гипотезы об эволюции; универсальность механического объяснения. Психическая реальность в свете механистического проекта.

3. КМ неклассической науки: диалектика рационального и иррационального, вероятностно-статистический характер причинности; системность и мультисистемность; научное обоснование идеи эволюции; принцип относительности и принцип энергетизма. Психическая реальность в свете неклассической науки.

4. КМ постнеклассической науки: особенности динамических систем; принцип функционирования и идея необратимости; эволюция и самоорганизация; детерминированный хаос; идея внутреннего времени; универсальность информации; антропный принцип. Психическая реальность в свете постнеклассической науки.

Рекомендуемая литература:

Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль, 2007.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. 333 с.

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных исследований // Национальный психологический журнал, №1 (15), 2011.

Вернадский В.И. Очерки по истории научного мировоззрения (3 лекции о научном мировоззрении) //Избранные труды по истории науки. М., 1986.

Хайдеггер М. Время картины мира //Новая технократическая волна на Западе. М.. 1985.

Бряник Н.В. Э. Мах и З. Фрейд как первооткрыватели и исследователи неклассического эксперимента // Австрия как культурный центр Европы: Материалы 111 Междунар. Науч. Симпозиума. Екатеринбург. 29-30 октября 2014 г. – Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права. 2015. – 140 с. С. 16-22.

Бряник Н.В. Философский анализ неклассической науки. Germany, Saarbrücken, Palmarium Academic Publishing, 2014.

Бряник Н.В. Особенности эксперимента «неклассической науки» // Эпистемология и философия науки. Т.ХХХ1, №1. М., 2012. С. 108 – 125.

Бряник Н.В. Философский смысл картины мира постнеклассической науки//Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. №4 2014. С. 5-19. Ссылка: https://yearbook.uran.ru/images/brzannik144.pdf

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: