Приложение с фактической информацией.




Описание ситуации.

В январе 1999 года в Москве существовали три оператора, предоставляющих услуги сотовой связи. Это - МСС (Московская сотовая связь), МТС (Мобильные Телесистемы) и БиЛайн (открытое акционерное общество «ВымпелКом»). Каждая из трех активно конкурирующих между собой компаний использовала гибкую ценовую политику, предлагая множество различных условий оплаты основных услуг (тарифных планов), а также различные льготы и дополнительные услуги.

Хотя услуги сотовой связи технологически обходятся дешевле, чем услуги обычной проводной связи, и в западных странах к этому времени мобильные телефоны давно превратились в массовый бытовой прибор, в России в первые годы развития сотовой связи стоимость «мобильников» была чрезвычайно высокой. Сотовые компании получали баснословные сверхприбыли, выкачивая деньги из «новых русских», искавших применения свалившимся на них невероятно высоким денежным доходам. Мобильные телефоны для этих людей являлись, прежде всего, атрибутами, наравне с золотыми цепями, малиновыми пиджаками и «Мерседесами». Однако появление новой компании - МТС - дало толчок к началу конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. Интенсивная конкуренция привела к тому, что все операторы постепенно начали снижать стоимость предоставляемых ими услуг, а их абонентами вслед за «новыми русскими» становились и отдельные представители среднего класса.

Первое время после дефолта 17 августа 1998 года операторы сотовой связи, устанавливавшие свои тарифы в долларах, несли убытки и теряли клиентов, однако уже осенью этого же года они изменили рыночную стратегию. Стоимость подключения к сети, абонентская плата и стоимость минуты разговора были снижены в несколько раз. Кроме того, были введены новые тарифные планы и развернута крупная рекламная компания в средствах массовой информации, что привело к новому росту числа абонентов. Причем, благодаря введению специальных тарифных планов мобильные телефоны все чаще стали приобретать люди, относящиеся к так называемому «среднему классу». В итоге операторы сотовой связи обернули сложившуюся после финансового кризиса ситуацию в свою пользу. Действительно, каждой из компаний удалось значительно увеличить количество абонентов, свою выручку и прибыль. Причем, это было достигнуто, в основном, благодаря новой ценовой политике - гибкой системе ценообразования и введению новых тарифных планов.

Так, в ноябре 1998 года у компании МСС происходило еженедельное стопроцентное увеличение спроса на новые тарифные планы; количество обращений по поводу заключения новых договоров возросло в четыре раза. В рассматриваемый период времени сеть МСС имела самую обширную зону охвата, ее телефоны работали более чем в 300 городах России. Клиентами компании были люди с сильно различающимися доходами и потребностями в услугах сотовой связи, а, следовательно, и с разной готовностью платить за эти услуги. В рассматриваемый период времени компания сделала главный акцент на подключении корпоративных клиентов, а также на привлечении клиентов экономического класса (в основном, это семьи с достатком немного выше среднего), для которых было разработано несколько новых тарифных планов.

Таблицы 8.1 и 8.2, приведенные в Приложении, демонстрируют стоимость основных услуг (без учета НДС), предоставляемых сетью МСС в рамках различных тарифных планов. Тарифный план «Семейный» действует при условии наличия двух и более телефонов на одном лицевом счете.

 

Приложение с фактической информацией.

Таблица 8.1.Тарифные планы компании МСС:

«Бизнес+», «Экономичный», «Семейный».

Тарифный план: Бизнес+ Базовый Экономичный Семейный
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС $0 $0($60*) $0($60*) $0($60*)
Сумма авансового платежа $100 $200 $100 $50
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата $40($45*) $40($45*) $25 $25
Предоставление льготного эфирного времени $160 - - -
Стоимость минуты эфирного времени:
Местные входящие и исходящие вызовы с телефонов МСС по Москве и МО 0.00-24.00. $0 (<300 мин.), $0,09 (>300 мин.)
Местные исходящие вызовы и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00-9.00. 400 мин оплачено; свыше 400 мин - $0,4 $0,45 $0,25** $0,09**
9.00-18.00. $0,65 $0,65
18.00-24.00. $0,25** $0,09**
0.00-8.00. $0,35 $0,25** $0,09**
Междугородные исходящие вызовы 8.00-24.00. $1,1 $1,1 $1,1 $1,1
0.00-8.00. $0,8 $0,8 $0,8 $0.8

 

 

* - стоимость для абонентов МСС, приобретающих услугу «Прямой городской номер»;

** - действуют также круглосуточно в выходные и официально объявленные праздничные дни.

Таблица 8.2. Тарифные планы компании МСС:

«Подмосковный» и «Фиксированный».

 

Тарифный план: Подмосковный Фиксированный
Подмосковная зона Московская зона
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС $0($60*) $0($60*)
Сумма авансового платежа $200 $100
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата $40($45*) $25
Стоимость минуты эфирного времени:
Входящие и исходящие вызовы с телефонов сети МСС на территории Москвы и МО 0.00.-24.00. $0 (<300 мин.), $0,09 (>300 мин.)
Исходящие вызовы в Москву и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00-24.00. $0,35 $0,6 $0,25
0.00-8.00. $0,25 $0,4 $0,25
Вызовы в города МО 8.00-24.00. $0,4 $1,1 $0,5
0.00-8.00. $0,35 $0,8  
Междугородные вызовы в остальные города 8.00- 24.00. $1,1 $0,8
0.00-8.00. $0,8 $0,8

Вопросы для обсуждения.

  1. К какому типу рыночной структуры относится московский рынок услуг сотовой связи в период времени, описываемый в ситуации?
  2. Как вы думаете, каковы барьеры для входа в данную отрасль?
  3. Какова, по вашему мнению, основная форма конкуренции в данной отрасли и почему преобладает именно данная форма?
  4. Почему все компании, работающие на данном рынке, в рассматриваемый период времени значительно снизили цены на свои услуги?
  5. Используя предложенный вашему вниманию текст, покажите, что на рынке услуг сотовой связи, безусловно, действует закон спроса. Покажите также, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в этой отрасли имеет отрицательный наклон.
  6. Обладают ли фирмы, работающие на рынке услуг сотовой связи, монопольной властью? Что является основным источником этой власти?
  7. Выполняются ли на данном рынке условия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации?
  8. Какие типы ценовой дискриминации используется компанией МСС?
  9. В результате новой ценовой политики компаний, работающих на рынке услуг сотовой связи, выиграли как эти компании, так и потребители. Кто в этом случае проиграл?
  10. Используя Интернет и другие источники, соберите информацию о дальнейшем развитии российской отрасли сотовой связи. Какова структура отрасли на сегодняшний день? Кто является основными игроками на данном рынке?

 


[1] При написании данного раздела были использованы материалы с официальных сайтов компаний: Билайн / О компании / История компании. https://www.msk.beeline.ru/index.wbp. Точный адрес страницы: https://www.beeline.ru/about/history/2007.wbp.; МТС / О компании / История. https://www1.mts.ru. Точный адрес страницы: https://www1.company.mts.ru/history/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: