Критерии оценки достижений учащихся.




На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:

Отметку "5" – Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" –Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" – Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Содержание программы

Раздел 1: Тысяча миров музыки (6 часов)

Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Проблема средств музыкальной выразительности и изобразительности.

Слушание музыки: полька «Трик-трак» Ф. Шопена, прелюдия соль минор Рахманинова, Ш. Азнавур «Вечная любовь» (на фр. языке), Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.

Разучивание: песня Г. Струве «Школьный корабль», песни А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя».

Раздел 2. Как создаётся музыкальное произведение (26 часов)

Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам красоты. В чем сила музыки?

Слушание музыки: М. Равель «Болеро», Э. Хачатурян «Танец с саблями», Д. Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Л. Бетховен, увертюра «Эгмонт», Ф. Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах органные фуги, «Весенние воды» С.В. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате» и другие.

Раздел 3. В чем сила музыки? (3 часа)

Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки?

Слушание музыки: Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии № 6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок»

Учебно-тематическое планирование

Класс

  Раздел Кол-во часов
  Тысяча миров музыки  
  Как создаётся музыкальное произведение  
  В чем сила музыки  
  Итого  

Календарно-тематическое планирование учебного материала

По музыке 6 класс

№ урока Тема урока Кол-во часов НРК Элементы содержания Тип урока, вид деятельности Прогнозируемый результат Дата проведения
План Факт
Раздел 1.Тысяча миров музыки (6 часов)
  «Музыка души».     Фантазия. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос   Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовать состояние и настроение. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Наш вечный спутник.     Симфония. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос Знать о роли искусства в жизни, уметь проводить примеры воздействия музыки на человека. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Искусство и фантазия.     Виды оркестров. Комбинированный урок Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос. Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи.    
  Искусство – память человечества.     История Средневековья. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос. Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Какой бывает музыка     Инструментальная, вокальная музыка. Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Знать различие классификации музыки(исполнители, жанры, темы).    
  Волшебная сила музыки     Воздействие музыки на человека. Комбинированный урок Фронтальный опрос Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
Раздел 2. Как создаётся музыкальное произведение (26 часов)
  Музыка объединяет людей.   НРК Воздействие музыки на общество. Комбинированный урок фронтальный опрос Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей.    
  Обобщение темы.     Обобщающий урок. Обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков.    
  Единство музыкального произведения.     Средства музыкальной выразительности. Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Групповой опрос Индивидуальный опрос Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Единство музыкального произведения.     Симметричность, ритм, симметрия. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности».    
  О чем рассказывает ритм.     Размер, размерность. Комбинированный урок фронтальный опрос Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  О чем рассказывает ритм.     Ритм. Комбинированный урок фронтальный опрос Знать определение и приемы романса. Закрепить вокально хоровые навыки.    
  Диалог метра и ритма     Метр, ритм. Урок изучения нового материала фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Различать понятия ритма и метра а музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
14-15 От адажио к престо     Темп, характер (зависимость) Комбинированный урок Фронтальный опрос Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов. Познакомиться с приборами измерения темпа.    
  Мелодия – душа музыки.     Регистр Урок применение знаний и умений. Фронтальный, Индивидуальный опрос   Понимать значение выражения через смсловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Мелодией одной звучат     Диапозон Комбинированный урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Мелодия «угадывает» нас самих     Симфонический оркестр (состав) Урок изучения нового материала Фронтальный опрос   Определять направление мелодии. Повторить состав симфонического оркестра.    
  Что такое гармония в музыке?     Оркестр. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Два начала гармонии     Гармония, мажор, минор. Комбинированный урок Фронтальный опрос Знать понятие «гармония», уметь различать их в музыке.    
  Эмоциональный мир гармонии     Образ. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Уяснить роль гармонии в создании образов музыки.    
  Красочность гармонии   НРК Окраска звучания Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос. Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении.    
  Мир образов полифонии     Философия, полифония. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение «полифония», философское и теофилософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий.    
24-25 Пространство фактуры.     Фактура музыки. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос. Знать определение «фактура в музыке», ее роль в создании образов. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Повторение, обобщение пройденных тем.     Обобщающий урок Обобщающий урок. Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков.    
  Тембры – музыкальные краски.     Виды хоров Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Знать определение «тембра в музыке», основные тембры голосов и инструментов. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Соло и тутти     Инструментальная музыка. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров.    
  Динамика   НРК Динамика. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение «динамика», ее роль в музыкальном произведении, ее зависимость от характера музыки.    
  Оттенки музыки.   НРК Оттенки динамики. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Знать латинское обозначение, определять динамические оттенки.    
31-32 Громкость и тишина в музыке.     Симфония. Комбинированный урок Фронтальный опрос. Определить общие черты темы. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
Раздел 3. В чем сила музыки? (3 часа)
  Нравственные аспекты воздействия музыки.     Моцарт «Реквием». Комбинированный урок фронтальный опрос Понимать значение духовной музыки. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  По законам красоты.     Сен Санс «Карнавал животных». Комбинированный урок фронтальный, групповой опрос Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки. Повторить средства музыкальной выразительности.    
  «Памяти павших будьте достойны»     Чайковский «Времена года». Комбинированный урок фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Осознавать способность музыкальных произведений о войне воздействовать на силу духа и волю людей.    

Список литературы:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.

Т.Науменко, В. Алиев. Музыка. 6 класс. Учебн. Для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2009. – 159, [1] с.

Дополнительная литература для учителя:

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

 

Дополнительная литература для учащихся:

1. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Дополнительная литература для учителя:

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.bogoslovy.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: