Попытки реформирования политической системы России.




Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв.)

Ч.2

 

ПЛАН

1. Попытки реформирования политической системы России.

1.1 Политика Александра I.

1.2. Внутренняя политика Николая I.

1.3. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в.

2. Изменение состава населения Донецкого бассейна. Формирование рабочего класса; особенности состава рабочих Донбасса. Условия их жизни.

 

Попытки реформирования политической системы России.

1.1 Политика Александра I. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, ряд генералов и гвардейских офицеров. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола, великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.

Первые годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, — характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился «Негласный комитет», в который вошли его молодые друзья-аристократы. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьезных намерениях императора. Однако результаты были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции.

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.

Либеральные реформы Александра вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Сталкиваясь с неприязнью большей части дворянства, все сильнее запутываясь в противоречиях своей политики, Александр I, однако, не оставлял мысли о реформах.

По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Они обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой; по приказу начальства они должны были вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний.

Введение военных поселений вызвало упорное сопротивление крестьян: в 1817 г. крупное восстание произошло в Новгороде, в 1819 г. — в Чугуеве. В 1820 г. с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить известия о возникающих среди офицерства тайных антиправительственных обществах.

Видя фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.

 

1.2. Внутренняя политика Николая I. Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай вступил на престол в 1825 г. после подавления восстания декабристов. Время его правления – апогей самодержавия в России.

Придя к власти, он задумал реформы (нелиберальные!) Специальный «Комитет 6 декабря » должен был подготовить проекты преобразований по всем частям государственного управления. В 1826 году Канцелярия императора превратилась в важнейший орган государственной власти. III отделению Канцелярии были поручены функции высшей полиции. Для этого ему был придан корпус жандармов. Иногда этот орган называют Третьим жандармским отделением. Оно установило, по сути, контроль над всеми сторонами российской жизни: цензура, полицейский надзор и т.д. III отделение должно было стать всевидящим оком царя. Во главе стал близкий к Николаю граф Бенкендорф.

Однако попытка Николая усовершенствовать государственное управление потерпела полный крах. Действовавший втайне от общества «Комитет 6 декабря» не выработал сколько-нибудь действенных мер. Сверхцентрализация власти привела к тому, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг: мелких дел, пустяковых жалоб и так далее. Мелочная регламентация вела к волоките, злоупотреблениям.

Наряду с проблемой преобразования системы государственного управления важнейшим был вопрос о крепостном праве. В течение николаевского царствования было создано десять секретных комитетов по крестьянскому вопросу; наиболее известны из них комитеты 1835 и 1839 гг.

Итогом работы последнего комитета был Указ 1842 г. об обязанных крестьянах. Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю не в собственность (как это предусматривалось законом о вольных хлебопашцах 1803 г.), а в пользование. Но поскольку освобождение крестьян вверялось доброй воле помещиков, последствия этого указа были незначительны.

В 1837 г. была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления государственной деревней, во главе которого встало Министерство государственных имуществ. Пересматривалось наделение крестьян землей, обложение их налогами.

 

1.3. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. Пришедший на смену Николаю новый император Александр ІІ заявил о необходимости отменить крепостное право «сверху», пока сам народ не отменил его «снизу».

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Так началась земельная реформа. Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение.

Крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако они в среднем на 20% были меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли.

Но это была лишь первая серия из задуманных Александром реформ.

Следующая реформа – земская1864 год. Были созданы выборные органы местного самоуправления - земства. Они решали хозяйственные и социальные вопросы (образование, здравоохранение и т.д.). Земства сумели наладить начальное обучение и создали обширную сеть больниц и аптек.

Городская реформа. В 1870 г. органы самоуправления, заведовавшие хозяйственными вопросами, были созданы и в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу. Во главе думы и управы стоял городской голова.

Судебная реформа. В 1864 г. была проведена наиболее радикальная из реформ — судебная. Прежний суд — сословный, закрытый, решавший дела канцелярским путем — был отменен. Появился единый суд для всех сословий – всесословный. Более простые дела передавались выборным мировым судьям. Для более сложных дел создавался коронный суд. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели — представители общества. Судебный процесс стал гласным, публичным, состязательным (обвинял подсудимого прокурор, а защищал адвокат — присяжный поверенный).

Военная реформа. Глубокие реформы затронули и армию. С 1874 г. вместо рекрутского набора (на 25 лет забирали одного рекрута от нескольких десятков или сотен дворов) введена всеобщая воинская обязанность. Срок службы сокращен до 6 лет в армии и 7 - на флоте. При этом, чем выше было образование призывника, тем меньше был срок его службы. Так, призывники с высшим университетским образованием служили всего 3 месяца!

 

2. Изменение состава населения Донецкого бассейна. Формирование рабочего класса; особенности состава рабочих Донбасса. Условия их жизни. После отмены крепостного права в России в 1861 г., возникли новые возможности для развития экономики нашего края. Этому способствовало то, что в 1830-1880-е годы в России произошел промышленный переворот. Здесь очень кстати оказался богатый сырьевой потенциал нашего региона (прежде всего уголь) и его географическое положение. С развитием угледобывающей промышленности зарождалась черная металлургия. Ее начало связано с именем английского заводчика Джона Юза. В 1869 г. он основал металлургический завод в верховьях р. Кальмиус на землях, выкупленных у князя Кочубея. Для разработки угля он учредил «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Всего через три года, в 1872 г. началась регулярная плавка чугуна. При заводе возник рабочий поселок, который назвали Юзовкой. Ныне это столица Донбасса – город Донецк. В конце ХІХ в. по темпам экономического развития Донецкий бассейн не только стал лидером индустриальной отрасли Российской империи, но и самым динамически развивающимся промышленным районом мира.

Большие потребности отечественной промышленности обусловили появление в нашем крае новых миграционных потоков. Более пестрым стал этнический состав. Со всей России сюда приезжали люди на заработки. Менялась и социальная структура. Теперь основу населения составлял пролетариат. Эта особенность в дальнейшем определила историческую судьбу региона. В начале ХХ века промышленная буржуазия и промышленный пролетариат Донбасса играли важнейшую роль не только в экономической, но и в политической жизни Российской империи.

Главным источником пополнения рабочих были разорившиеся крестьяне, зачастую вместе с крестьянами шли на производство разорившиеся кустари и ремесленники. На работу в Донецкий край прибывали из всех концов европейской России. Преобладали выходцы из российских губерний — Орловской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Тульской и др., а также Области Войска Донского. Затем шли выходцы из Екатеринославской, Черниговской, Полтавской, Харьковской губерний.

Постепенно на предприятиях росла прослойка постоянных рабочих. Так, на Юзовском металлургическом заводе через 15 лет после основания рабочие, проработавшие более 6 лет, составляли 69%. Самый высокий удельный вес кадровых рабочих приходился на металлургическую и металлообрабатывающую промышленность, на стекольные и кирпичные заводы, самый низкий — на горнодобывающую.

Побывавший летом 1890 г. в Донбассе русский писатель В. В. Вересаев застал среди местных шахтеров «уже целое поколение, родившееся и выросшее на здешних рудниках».

За 40 пореформенных лет количество рабочих увеличилось в 30 раз и составило в 1900 г. вместе с железнодорожными рабочими 170-175 тыс. человек, из которых 81% были горнорабочие и металлурги.

Жизнь и быт любого человека определяется его доходами (или заработной платой), его пищей, жильем, одеждой и т.д. В 80-е гг. средний месячный заработок рабочих составлял около 20 рублей, к концу XIX в. он увеличился до 30 рублей, суточный заработок большинства донецких рабочих не превышал в среднем 1 руб. — 1 руб.20 коп. Высокооплачиваемые составляли лишь 7-8% от общего числа рабочих. Их зарплата с учетом вычетов колебалась от 60 до 100 рублей в месяц. На размеры заработков существенно влияли многочисленные и разнообразные штрафы.

На большинстве шахт и заводов заработная плата выдавалась нерегулярно. До очередной получки рабочий вынужден был получать свое продовольствие, кредитуясь в рудничной или заводской лавке. Цены на продукты, отпускаемые в кредит из «харчевной лавки», были выше рыночных.

При очень скромном по калорийности наборе продуктов рабочий должен был тратить на них около 10 рублей в месяц, семейный — от 4 до 5 в среднем на члена семьи. Кроме того, более 2 рублей в месяц шахтер должен был тратить на инструменты и на масло в шахтерскую лампу. Из зарплаты высчитывали также за доставку угля и воды (до 1 рубля с человека в месяц).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: