Типы норм литературного языка




Конспект урока русского (родного) языка

Дата 26.10.2021

Группа № 89 профессия Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 3 курс

Тема: Основные грамматические нормы современного литературного языка.

 

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у обучающихся лингвистической компетенции: повторить определение языковой нормы, ее видов, определение грамматических ошибок, их видов; повторение некоторых синтаксических грамматических норм; закрепить умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки.

Используемая литература:
1. Учебник Русский язык. Львова С.И., Львов В.В. – учебник для общеобразовательных учреждений. – Мнемозина, 2020.

Интернет – ресурсы:

Презентация на тему: «Основные грамматические нормы современного литературного языка».

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

Ведь если для общения людей

необходим язык, то для культурного общения

необходим как бы язык в квадрате,

язык, культивируемый как особое искусство,

язык нормируемый.

Л. Щерба.

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

 

Формулируется тема урока.

Ребята, на этом уроке мы с вами повторим определение языковой нормы, ее видов, определение грамматических ошибок, их видов; повторим некоторые синтаксические грамматические нормы; закрепим умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки.

 

2. Основная часть

Материал для самостоятельного изучения.

План.

Понятие нормы.

Типы норм литературного языка.

Понятие нормы.

Нормы литературного языка — это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определённом этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т. д. Норма закрепляется в словарях и справочниках. Она охватывает все уровни языка, характерна как для устной, так и для письменной речи и обязательна для всех.

Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вариантность, типичность, соответствие узусу* и возможностям системы языка, отражение реальных тенденций развития языка.

Норма — это явление историческое, она складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться с течением времени. Изменения, происходящие в процессе исторического развития, приводят к возникновению вариантов норм литературного языка.

Типы норм литературного языка

Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:

а) от значения слова;
б) от правильного выбора слова из синонимического ряда;
в) от правильного выбора слова из паронимичсского ряда.

Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов (ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их стилистическая окраска.

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы).

Акцентологические нормы — это нормы ударения.

Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Орфографические нормы — нормы правописания слов.

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.

Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении.

Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное)

  Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.   Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

 

Тренировочный модуль

 

Морфологические нормы.

Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Лексические нормы.

Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить— предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2.... вам самим решать такие вопросы (даю возмож­ность решить).

3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить...).

4.... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был... на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

Синтаксические нормы.

Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени­ем и выбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен­ников в центре города.

2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

 

4.Домашнее задание:

1 .Составьте конспект урока.

Выполните задание.

Синтаксические нормы.

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предло­жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

!!!!Ребята, конспект урока отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: