С Хеленой Церр беседовала Марина Холмогорова.




И снова про гипноз.

«...если Вы смотрели фильм Федерико Феллини «Ночи Кабирии», то наверное помните встречу Кабирии с гипнотизёром. Как он быстро загипнотизировал тех, кто поднялся на сцену из зала, рукой взмахнул – и все сразу загипнотизировались!» (из беседы).

Действительно, это так увлекательно показано в кинофильме: взмахнул гипнотизёр рукой, будто волшебной палочкой – и люди видят себя уже не на сцене зала, а в лодке, и вот уже море начинает штормить, у некоторых даже развивается морская болезнь. Просто магия какая-то! Дар такой надо иметь, или энергию особенную, или специальные знания, чтобы так мгновенно воздействовать на людей гипнозом? Может этому научиться любой, или лишь избранные? Об этом разговор с парапсихологом и практическим психологом, обладательницей сертификата по эриксоновскому гипнозу международного института практической психологии Хеленой Церр.

- Хелена, вы видели этот фильм?

- Да. Это известный фильм знаменитого итальянского режиссёра Федерико Феллини.

- Можете раскрыть нам секрет умения мгновенного внушения, который продемонстрировал зрителям в этом фильме гипнотизёр?

- Секретов много, но имеют ли они отношение к тому, что показано в фильме? Ведь содержание фильма - вымысел автора сценария. Показан гипнотизёр, выступающий на эстраде и развлекающий публику. Перед тем как продемонстрировать сеанс гипноза, он демонстрирует всяческие фокусы: например, заключает мужчину в тёмный ящик и протыкает его голову шпагой. Тем не менее, кровь не льётся, артист жив и невредим – это все понимают, фокус есть фокус.

- А далее он вызывает на сцену из зала желающих испытать на себе воздействие гипноза.

- Совершенно верно. Шпагой он их не протыкает, но демонстрирует не менее удивительные вещи. Люди смеются, большинство из них на сцену вышли вообще-то ради любопытства, чтобы доказать фокуснику, что «этот фокус с ними не пройдёт»! Но... мгновенный взмах рукой – и вот они не только повинуются приказаниям гипнотизёра, но и видят себя уже не в зале, а в лодке, которая находится в открытом море, в руках у них вёсла, и они дружно гребут. А потом начинается шторм, гребцы впадают в панику, боясь утонуть, и только очередной взмах руки волшебника возвращает их в реальную действительность.

- Хелена, так это как по-вашему: влияние гипнотизёра, или нет? Что заставило людей так вести и чувствовать себя на сцене?

- Думаю, что в данном случае автор сценария показал в фильме сеанс массового гипноза так, как он себе его представлял. Актёры сыграли загипнотизированных людей так же хорошо, как сыграли свои эпизодическе роли находящихся в зале зрителей, пришедших на развлекательное представление. На самом деле маловероятно, чтобы гипнотическое внушение, исходящее от этого гипнотизёра, когда он гипнотизировал эту группу мужчин, было таким сильным и мгновенным, каким оно показано в фильме. Во-первых, потому, что чаще всего на таких сеансах вызову на сцену людей, желающих испытать гипнотическое воздействие, предшествует то, что называют созданием раппорта, или подсознательного доверия между гипнотизируемым, и гипнотизёр приглашает к себе на сцену прежде всего таких людей, с которыми такая связь на подсознательном уровне у него уже появилась. Здесь этот элемент отсутствует, люди выходят на сцену, чтобы поразвлечься и посмеяться. Правда, в подобных случаях гипнотизёр может для введения в состояние транса использовать психотехники, которые называют «работой с сопротивляющимся клиентом», но в данном случае этого нет. В-вторых, на таких представлениях в зале всегда находятся люди, с которыми гипнотизёр предварительно договорился, что они будут демонстрировать то, что он им скажет: так, будто бы они находятся в гипнотическом трансе. Нельзя исключить вероятности того, что вышедшие на сцену для участия в сеансе гипноза мужчины могли быть тоже такими «подсадными утками» (если не все, то некоторые из них). Зачем это надо? В зале всегда найдутся внушаемые люди, на которых демонстрация такой гипнотической силы произведёт сильное впечатление, а это уже половина дела: значит, создан так называемый раппорт, то есть, имеется связь гипнотизёра с гипнотизируемым. А далее гипнотизёр обращается уже к ним, и часто достигает успеха в достижении своей цели.

- А далее он обращается к Кабирии и гипнотизирует её.

- Обратите внимание, как Кабирия наблюдает за групповым сеансом гипноза, когда загипнотизированные мужчины «гребут в лодке»: она изумлена, она начинает верить в могущество и силу гипнотизёра! Он знает это и просит остаться на сцене, не уходить. Дальнейшая её строптивость – всего лишь сила привычки, такой уж у неё характер: демонстрация упрямства и непокорности уживается рядом с прямо-таки детской доверчивостью (эта доверчивость и подставляет её порою под жестокие удары жизни).Ну а дальше уже дело техники: гипнотизёр – немолодой мужчина с жизненным опытом, который прекрасно знает, о чём, или о ком мечтают молодые девушки: конечно же, о принце на белом коне, который когда-нибудь появится, предложит руку и сердце, и увезёт в свой сказочный замок. Он внушает то, чего ей хочется, во что она верит если не на сознательном уровне, то подсознательно.

- Значит, она могла быть на самом деле загипнотизирована?

- Да, конечно. К тому же, там показаны и действия, способствующие формированию гипнотического транса. Сенсорные возбуждения (то, что мы видим, слышим, чувствуем) приводят к гипнотическому трансу в двух случаях: если они сильны и внезапны, или наоборот – слабы и продолжительны. Например, гипнотизёр внезапно снимает шляпу, под которой оказывается маленькая чёрная шапочка с рожками. Нечто необычное и неожиданное, ведь в жизни такое случается не часто. Человек, которому демонстрируют такие действия, впадает в замешательство, а замешательство – это и есть начальная стадия гипнотического транса.(кстати, и в жизни мы в подобных случаях так говорим: «Ну, я был в трансе!»)

Правда, на Кабирию оказал сильное воздействие другой метод: неожиданный резкий удар гонга. В своё время подобные методы введения в гипнотический транс демонстрировал на своих лекциях известный французский врач Шарко. При входе человека в лекционный зал раздавался резкий удар гонга, или громкий пронзительный звук громадного камертона, или внезапно вспыхивал яркий ослепительный свет. Эти методы способны ввести некоторых людей в состояние глубокого гипнотического транса, при этом можно внушить, что человек находится, например, в прекрасном саду, встречается с приятными ему людьми, да так, что он переживёт полную гамму ощущений от такой прогулки. Что и произошло. В этом состоянии у Кабирии появляются приятные переживания - она встречается с влюблённым в неё молодым человеком по имени Оскар. А потом сенанс гипноза заканчивается, и она вновь видит и осознаёт действительность – зрительный зал, где зрители хохочут, и под бравурный марш аплодируют гипнотизёру.

- А после сеанса к ней подходит мужчина, назвавшийся Оскаром. Почему именно этим именем?

- Понятно, что этот мужчина испытывал интерес не к самой Кабирии, а к её имуществу – в частности, к домику, которым она владела. Ведь во время гипнотического сеанса она сама об этом сообщила. Оскаром он называет себя потому, что у Кабирии с этим именем в гипнотическом состоянии были связаны самые приятные переживания. Имя «Оскар» является тем, что в нейро-лингвистическом программировании (НЛП) называют «якорь» - это стимул, который связан с определённой реакцией. При воспроизведении этого стимула появляется и связанная с ним реакция – в данном случае, состояние лёгкости, доверия, влюблённости, и не в гипнотическом, а уже в нормальном состоянии сознания. В НЛП это называется «оживлением якоря». В данном случае преступнику, намеренно назвавшемся Оскаром, нужно было именно такое состояние сознания Кабирии, чтобы она доверилась ему полностью. Что он и создал, довольно умело.

- Если в фильме были показаны приёмы для введения в гипноз, то могла ли сама Джульетта Мазина, снимавшаяся в роли Кабирии, быть на сцене загипнотизированной этим гипнотизёром?

- Джульетта Мазина, как актриса? Нет, конечно. Сознательная актёрская игра такие вещи исключает. Как и любая работа, при которой человек полностью отдаёт себе отчёт в своих действиях.

- Вернёмся к гипнотизёру. Когда смотришь фильм, то кажется, что это не просто актёр, играющий роль, а человек, которому присущ этот особый дар. Каково ваше мнение? И можно ли этому научиться?

- Любой хороший актёр всегда немножко гипнотизёр. Ибо он способен создать у зрителя те же состояния радости, гнева, спокойствия, сосредоточенности, концентрации внимания на каких-то вещах, которые гипнотизёр создаёт иными способами. О таких актёрах обычно говорят, что они имеют свою харизму. А экстрасенс может сказать, что у него сильная энергетика. Разница в словах, а смысл один и тот же. И научиться можно, конечно. Таким же образом, как мы учимся всему остальному. Нужны ли способности для будущего спортсмена, музыканта, художника? Если не крайне необходимы, то желательны. И если дара, таланта Бог не дал, и знаменитым художником в конечном итоге человек не станет, то хорошо рисовать всё-таки научится. Так и здесь: знаменитым гипнотизёром стать дано не каждому, но овладеть начальными навыками гипноза может каждый человек.

- Хелена, спасибо за интересную информацию для читателей «Кругозора»!

С Хеленой Церр беседовала Марина Холмогорова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: