Библиотека и семья XXI века: формирование фонда изданий по семейной психологии и воспитанию




С 2020 года библиотека Граубина начала активно работать с видеоконтентом. Сначала мы думали, что будем выкладывать видео записи библиотечных мероприятий. Но вскоре обнаружили, что самой востребованной темой для нашей, тогда ещё небольшой, аудитории является тема детского воспитания в семье, и семья в целом. Поэтому мы, совместно с психологом библиотеки Б. Ц. Доржипалановой, стали подготавливать видео консультации для родителей, а также создали видео журнал «Развивайка». Кроме этого, снимаем бинарные лекции, на которые приглашаем специалистов по логопедии и детской психологии.

В рамках видео консультаций, заведующей информационно-библиографическим отделом, проводятся видео обзоры изданий, посвящённых детскому воспитанию, детской психологии и семье в целом. Таким образом мы осуществляем рекламу фонда библиотеки, а также популяризуем чтение отраслевой литературы. И вот об этих изданиях я и хочу вам рассказать, считая, что их нужно включать в фонд каждой библиотеки. Так как современные родители очень озабочены проблемами воспитания и активно ищут ответы на возникающие проблемы не только в интернете, но и в печатных изданиях.

Авторы, на которых я хочу обратить ваше внимание в первую очередь, это Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Людмила Владимировна Петрановская, Екатерина Вадимовна Мурашова и Осорина Мария Владимировна.

Самые лёгкие и понятные книги у Людмилы Петрановской, их можно сразу рекомендовать родителям, впервые столкнувшимся с проблемами детского взросления. Например, можно порекомендовать книгу «Если с ребёнком трудно». Как отмечают читатели, эта книга не столько о детях, сколько о взрослых, о том, как наше поведение влияет на поведение ребёнка. Книга разделена на две условные части. Сначала автор рассказывает, что мешает родителям в отношениях с ребёнком, и что же мешает ребёнку вести себя хорошо. А во второй части автор подробно рассказывает о том, как изменить поведение ребёнка. Вот краткие тезисы:

1. Не воевать с ребёнком. Осознать, как важна для ребёнка связь с родителем. Взрослый должен быть защитой и опорой.

2. Осознать, что в стрессовой ситуации ребёнок не способен воспринимать нравоучения, тем более в грубой форме.

3. Если постоянно кричать, критиковать, читать мораль, стыдить, пугать шантажировать, то ребёнок в итоге просто начнёт игнорировать родителей.

4. Мы сами не железные. Можно высказать свои чувства, сбросить стресс. Если это не каждый день, то ребёнок справится. Но потом обязательно надо помириться и извиниться. И уже в спокойном состоянии поговорить о морали.

Стоит отметить, что советы, которые даёт в книге Людмила Петрановская, работают не только на 2-х летних малышах, но и на подростках 17 лет. И даже на взрослых.

Ещё одна популярная автор, пишущая о детском воспитании – Юлия Гиппенрейтер. Самая известная её книга, выдержавшая не одно издание, – «Общаться с ребёнком. Как?». Книга хорошо подходит тем, кто интересуется психологией детского возраста. Причем, не важно, о ком идет речь – о молодых родителях, студентах, которым предстоит общение с детьми по долгу профессии, или о тех, кто уже «Знает эту кухню». Каждая ситуация подробно описана т разбирается на примерах из практики. После прочтения этой книги, вероятнее всего, читатель откроет для себя новые грани привычных и казавшихся до этого крайне логичных и понятных вещей.

Продолжением этой книги является «Общаться с ребёнком. Так?», в которой автор дополнила и расширила свою методику, изложенную в первой книге.

Кроме этого в последнее время выходит много её книг – компиляций первой книги.

Так же рекомендую хрестоматию, составленную Юлией Борисовной, под названием «Родителям: как быть ребёнком». В этой книге собраны воспоминания многих известных людей о своём детстве. О детских страхах рассказывают Павел Флоренский, известная английская писательница Агата Кристи,а так же приводится отрывок из книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Но я рекомендую иметь в фонде библиотеки полное издание книги Осориной. Так как эта книга прекрасно помогает понять себя и своих детей. Книга замечательно написана: логична и легка в прочтении. Читая её, начинаешь понимать, каким видят мир дети, почему их привлекают странные места на улице, что побуждает их посещать «страшные места» и т.п.

Из отзыва читателя «Не знаю, в какой момент происходит тот перелом, когда перестаёшь отождествлять себя и ребёнка. Нет, ты конечно знаешь, что когда-то был маленьким, но почему-то видишь себя другим – чинным и благородным ребёнком, который тихо гуляет во дворе, не плюётся и не ругается. И в этот момент книга Осориной сшибает с ног ностальгией и воспоминаниями о том, как ходили с друзьями на кладбище, зачем так важно было зайти как можно дальше в подвал, зачем закапывали в землю стёклышки, почему бросали в прохожих водяные бомбочки. И выясняется, что сказочки про чинность и благовоспитанность – враки. Но всё это и подобное в книге Осориной логично объясняется и становится понятно, что ни один детский проступок не является на самом деле признаком распущенности, неряшливости или озорства».

Очень популярны книги Екатерины Мурашовой. Книга «Ваш непонятный ребёнок: Психологические прописи для родителей» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. Автор опирается на богатый практический опыт, накопленный в районной детской поликлинике Санкт-Петербурга. Но при этом в книге отсутствуют специальные, мудреные термины и определения. Каждая история построена по законам Литературы. Есть сюжет, четкий ритм, внятный язык. Эта книга хороша отсутствием нравоучений. Она не справочник по борьбе и предупреждению или как руководство к действию. Это, скорее, руководство по бездействию. Как НЕ надо поступать со своими детьми.

При этом автор достаточно деликатна, и у читающих не возникает ощущения вины за свою нерадивость, за то, что где-то что-то упустили в воспитании. Наоборот, автор вселяет уверенность, что всё можно исправить, что никогда не поздно начать с начала или вернуть то, что было потеряно.

Ещё одна книга Екатерины Вадимовны «Дети-тюфяки и дети-катастрофы», посвящена описанию детей с гипо- и гиперактивностью. Так же проста в чтении, но даёт родителям базовые понятия по синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Самое важное, говорит автор, это то, что не нужно ломать ребёнка, заставляя его делать то, чего он не может; следует самим родителям перестроить свой подход к воспитанию. В конце книги приводятся 30 типичных вопросов родителей и подробных, компетентных ответов на них.

Также отмечу книгу Екатерины Мурашовой «Любить или воспитывать?». В этой книге нет инструкции по воспитанию идеального человека. Это 62 истории из практики автора, которые читаются на одном дыхании. Рассказывается о реальных людях, реальных семьях, со своей болью, сложностями, радостями и проблемами. Читая эти истории, читатель приобретает некий опыт и сам решает, как же ему правильно поступать со своим ребёнком.

Необычная книга-практикум «Экзамен для родителей» выстроен в форме билетов – различных ситуаций с вариантами решений, на 3 возрастных варианта с 3 уровнями сложности в каждом. И к каждой ситуации автор приводит дополнительный список литературы, который поможет глубже изучить проблему.

Очень интересна и полезна книга Сэлмона Гринспена «Ребёнок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов». Несмотря на суровое название, книга совсем не о жестоких детях, а о детях, которые «бросают вызов родителям». Их нельзя назвать по-настоящему трудными или запущенными детьми, их воспитывают и о них заботятся вполне благополучные семьи. Но эти дети способны доставить кучу неприятных минут, даже там, где это не ожидаешь. Автор выделает пять типов таких детей:

- неуправляемые дети

- чрезмерно активные дети

- дети с повышенной чувствительностью

- рассеянные дети

- дети, погружённые в себя.

Каждому типу посвящена цела глава, в которой сначала идёт общее описание характерных особенностей, а затем приводятся советы, чего следует избегать родителям такого ребёнка и как родители могут ему помочь.

Рекомендую, кроме книг для взрослых, обратить внимание на серии книг, адресованных детям «Полезные книги», «Сказки для эмоционального интеллекта». Книги этой серии помогут просто объяснить ребенку такие чувства, вера в себя, злость, грусть, страх, забота. В них не много текста, красивые картинки, которые делают тему эмоций и чувств для ребенка более «осязаемой»! Есть не только объяснение самой эмоции, но и примеры выхода из ситуаций.

Книга сопровождается вступительным словом для родителей с небольшим пояснением относительно поведения ребенка и краткими рекомендациями по реагированию. В конце книги приводятся своего рода советы о том, как использовать сюжет книги в жизни, как применить знания об эмоциях в ролевой игре или доверительной беседе.

Для эмоционального развития детей могут оказаться полезными книги Елены Ульевой «Сказки про эмоции». Автор рассказывает малышам о не самых добрых чувствах: о зависти, о грусти, стыде, страхе, злости и обиде. Каждой эмоции посвящена своя книга, в которой читатель найдёт: две истории, связанные с этой эмоцией; вопросы на понимание ребёнком текста; небольшое предисловие для родителей.

Истории непременно имеют добрый конец и учат ребенка справляться с самыми неприятными эмоциями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: