Я предлагаю школьникам такое задание: на основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия и оформить проект в виде презентации.
Оформляется работа в виде следующей таблицы:
№ страницы | Название карты | Информация о Евразии |
Думаю, что у подобного рода проектов много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:
1) предупредить незнание материала;
2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;
3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;
4) продолжать учиться анализировать тематические карты;
5) научить получать с карты новую информацию;
6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;
7) учиться оформлению работы в презентативной форме.
Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии
материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.
|
Приложение № 2.
Учебный проект по географии для учащихся 6 класса.
Тема: «Сохраним свой лес».
Цель: выработать реальные практические меры по сохранению ближайшего к школе лесного массива, его экологии, формировать у детей ответственное отношение за всё, что происходит вокруг.
Тип: практико – ориентированный, групповой, предметный.
Задачи:
1. Рассмотреть роль леса в жизни человека в целом и жителей села Корлики.
2. Провести экскурсию в лес. Подвести учащихся к мысли о необходимости охраны лесных массивов как на муниципальном, так и личностном уровне; вызвать у детей желание активно проявлять заботу по сохранению и улучшению леса.
3. Провести анкетирование учащихся школы и жителей посёлка, учить обрабатывать данные, делать выводы.
4. Разработать конкретные меры по спасению лесного массива, учить учащихся отстаивать свое мнение, свою гражданскую позицию.
Обоснование темы. Данная тема является актуальной почти для каждого населенного пункта нашей страны. Леса засорены хозяйственной и бытовой деятельностью человека. Здесь можно встретить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, консервные банки, пластиковые емкости, выброшенные ненужные вещи и т.д. В нашем обществе еще очень низка культура общения с природой. Дети видят это безобразие и часто берут пример, поступая точно также. Именно поэтому нужно больше в школе проводить занятий по формированию экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
|
Содержание проекта.
1. Экскурсия в лес с целью оценки его экологического состояния, выявление главной проблемы – засорения леса бытовыми отходами, наличие большого количества поваленных деревьев. Фотографирование отдельных проблемных участков для фотовыставки и фотоальбома.
2. Анкетирование учащихся школы и жителей села Корлики, посещающих лес. Вопросы анкеты:
а) как часто посещаете лес, с какой целью?
б) устраивает ли вас экологическое состояние леса?
в) кто виноват, что лесной массив так загрязнен?
г) какие меры нужно предпринять, чтобы оздоровить лес?
§ Обработка данных анкетирования, формулирование общего вывода.
§ Проведение классного часа «Сохраним свой лес». К данному мероприятию дети оформляют стенд «Наш лес - наше богатство», подбирают загадки, пословицы и поговорки, разрабатывают основные направления по спасению леса.
§ Трудовой десант по очистке не большого участка леса.
§ Составление отчета – презентации по выполненному проекту, выступление перед учащимися школы.
Планируемый результат. Во время экскурсии дети еще раз обратили внимание на ужасающее состояние ближайшего лесного массива, осознали необходимость срочных мер по спасению леса, что подтвердило анкетирование. Учащиеся внесли практический вклад в очищение лесного массива.
Приложение № 3
Глоссарий по теме:
«Метод проектов на уроках географии и во внеклассной работе»
2. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед.
|
3. "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия" (проф. Е. С. Полат).
4. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).
5. Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат.
6. Продукты проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, Web-сайт, сравнительно-сопоставительный анализ, коллекция, игра, экскурсия, поход.
7. Проектные умения: поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные.
Приложение № 4