Психограмма профессии (психолог)




Личностные особенности, профессиональные умения психолога
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних

 


 

Задание 2. Изучите должностные обязанности педагога-психолога. Охарактеризуйте основные направления работы педагога-психолога с различными субъектами педагогического коллектива (в виде таблицы №2).

Работа с детьми Работа с родителями Работа с членами педагогического коллектива
     

 

Должностные обязанности. Проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем.

Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующих развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.

Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).


Задание 3. Изучите разновидности психологической профессии: психолог-исследователь, психолог-наставник, психолог-практик, психолог-преподаватель.

«РАЗНОВИДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ»

  Исследователь Прикладник Практик Преподаватель
Задачи деятельности Понимание и объ-яснение психи-ческих явлений, овладение зако-нами развития и функционирования психического Применение пси-хологических за-кономерностей для развития и успеш-ного функциони-рования той или иной сферы соци-альных отноше-ний. Овладение за-конами функцио-нирования психи-ки в определенной общественно-по-лезной деятель-ности (инжене-рной, управлен-ческойи др.) Решение акту-альных для чело-века и группы лю-дей проблем пси-хологического раз-вития и функцио-нирования в опре-деленных усло-виях Передача суммы профессиональ-ных знаний, уме-ний и навыков, трансляция лич-ного опыта и лич-ных смыслов, по-могающих уче-нику самоопре-деляться в мире профессиональ-ных ценностей
Методы Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных Проектирование среды жизне-деятельности на основе психологи-ческих принципов, психодиагностика, психологическое обучение и организационное консультирование Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психо-терапия Традиционные и современные тех-нологии психоло-гического образо-вания и транс-ляции личного опыта
Наименование объекта Индивид Испытуемый Респондент Субъект Человек Клиент Клиент Пациент Ученик Коллега
Необхо димые знания Научная психо-логия гумани-тарного и ес-тественного- науч-ного направлений, методология и методы научного исследования, ма-тематика, логика, биологические на-уки, широкое гу-манитарное обра-зование Знание соот-ветствующих от-раслей научной психологии, навы-ки математичес-кого и научного моделирования, проектирования исследования, знание психо-техник диагнос-тического и воздействующего характера, навыки обучения Широкое акаде-мическое образо-вание, научная и практическая пси-хология, исследо-вательские навы-ки, знание психо-техник диагности-ческого и воз-действующего ха-рактера Глубокие и разносторонние научные познания (в психологии и смежных гумма-нитарных и биоло-гических отрас-лях), общекуль-турная образован-ность, знания в области риторики и психотехник воздействия
Требования к личности специалиста Дисциплинированность, старатель-ность, тщатель-ность, высокая социальная ответ-ственность, струк-турированное, раз-витое мышление; научная интуиция; гибкость ума, ин-терес к познанию закономерностей и принципов, объек-тивность Гибкость и острота ума, наблюдатель-ность, общитель-ность, открытость, склонность к со-трудничеству, раз-витые аналити-ческие способнос-ти, рефлексивные способности Гибкость и ос-трота ума, наблю-дательность, об-щительность, от-крытость, склон-ность к сотруд-ничеству и эмпа-тии, развитая мо-тивация помощи, интуиция, рефлек-сивные способ-ности Развитое поня-тийное мышление, артистизм, вы-сокая коммуни-кативная куль-тура, эмоциональ-ная открытость, развитая педагоги-ческая мотивация
Субъективная привлекательность деятельности Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к объектив-ному познанию мира, других лю-дей и самого себя Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к практи-ческой деятель-ности, облада-ющего задатками менеджера и ин-тересом к внут-реннему миру дру-гих людей и свое-му собственному Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к практи-ческой деятель-ности, облада-ющего выражен-ной мотивацией помощи, заинтере-сованного в соб-ственном лич-ностном росте Возможность са-мореализации для человека с выра-женными демонс-тративными чер-тами характера и научно-педагоги-ческим складом ума
Сфера применения профессиональных знаний и умений Научно-исследо-вательские учреж-дения академичес-кого и ведомствен-ного подчинения, университеты Сфера произ-водства, управле-ния, средства мас-совой коммуника-ции, социальная сфера Психологические центры, консультации, частная практика Высшие и средние специальные учебные заведения
Заинтересованность общества в специалисте Общество заинтересовано в получении инфор-мации, важной для понимания и уп-равления челове-ческим поведе-нием в различных социально значи-мых ситуациях Психологическое обеспечение раз-личных сфер со-циальной жизни общества и конк-ретного человека Оказание помощи людям, находя-щимся в трудной жизненной ситу-ации Формирование профессиональной культуры, сис-тематизация зна-ний, подготовка специалистов
Критерии эффективности Знания, обеспечи-вающие прогноз и возможность уп-равления челове-ческим поведе-нием Эффективная Дея-тельность человека в определенной сфере социальной жизни Адаптация чело-века в трудной жизненной ситуа-ции, высвобож-дение психических ресурсов для раз-вития творчества Подготовка вы-сокопрофессио-нальных специ-алистов

Задание 4. Изучите основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Какие рекомендации можно дать начинающему психологу в школе?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: