Направления деятельности.
Внутренняяя политика.
Направления деятельности | Результаты |
1.Совершенствование системы государственного управления | Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе). Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти. Была усилена власть и полномочия воевод. Налоги стали собирать головы и целовальники. 1682- отмена местничества, что позволило прийти к власти многим дворянам. 1681- введено воеводское и местное приказное управление. Готовился проект введения чинов- прообраза петровской «Табели о рангах». |
2. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. | Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров. Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии. |
3. Повышение роли и значимости дворянского сословия. | Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян. В связи со строительством оборонительных сооружений на юге (Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения. |
4. Совершенствование финансовой и налоговой системы. | Введение единого налога- стрелецкие деньги. 1678-1679- перепись населения. Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт |
5. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране. | Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов. Увеличение сборов с церковных земель. Продолжение гонений против старообрядцев. |
6. Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. | Строительство училищ, школ. Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687 г. Приглашение иностранцев для преподавания в Москве. При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз, расцвет поэзии. |
7. Социально- экономическое развитие России. | Строительство светских зданий (палат, приказов). Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную. В Москве построена единая система канализации. Попытки европеизации страны. Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство. |
|
Внешняя политика.
Направления деятельности | Результаты |
Борьба за присоединение Правобережной Украины с Турцией. | 1676-1681- русско-турецкая война. 1681-Бахчисарайский мир. По нему было закреплено объединение России с Левобережной Украиной. Киев вошёл в состав России на три года — по договору 1678г. в обмен на Невель, Себеж и Велиж. 1677-1678- первая и вторая Чигиринские кампании. Город Чигирин – важнейший центр Южной Украины, турки хотели овладеть ею. Но оба раза — победа России. Создание на юге Изюмской засечной черты, потом она была соединена с Белогородской. |
Стремление возвратить выход к Балтийскому морю. | Выполнению задачи мешали набеги крымских татар и война с Турцией. |
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
§ Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.
|
§ Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.
§ Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.
§ Была совершенствована финансовая и денежная система страны.
§ Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.
§ Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.
§ Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.
Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1.
Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий.
Симеон Полоцкий.
Годы жизни: 1629-1680
§ Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.
§ В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.
§ Известность пришла к Полоцкому в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей, а также придворным поэтом.
Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.
|
Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу «Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.
Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком катехизисе (это официальный документ церкви, содержащий основы веры). Им было написано много проповедей («Обед душевный» (1681), «Вечеря душевная »(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.
Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.
Другим направлением была поэтическая деятельность.
Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый — «Вертоград многоцветный »(1677-1678), посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия — справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.
«Рифмология» (1679) — произведение, в котором были представлены речи на различные торжественные случаи в царской семье.
Талант Полоцкого проявился и в драматургии. Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и Олоферне» и «О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.
Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы, при его содействии была открыта типографи я в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».
В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)
Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.
Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.
Таким образом, Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.
Полоцкий считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.
Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.