Законспектируйте алгоритмы.




Практическое занятие № 5

«Анатомия и физиология уха»

Актуальность темы

Острые и хронические воспалительные заболевания уха встречаются у лиц различного возраста, весьма распространены и могут быть причиной тугоухости и ряда осложнений. Врач любой специальности в своей повседневной работе встречается с патологией уха, в связи с этим необходимо знать анатомо-физиологические особенности строения слухового анализатора.

Цель занятия:

Цель: сформировать у студентов представления и знания анатомо-физиологических особенносттях строения слухового анализатора, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Учебные цели.

После освоения материала по теме студент должен

знать:

- анатомию и физиологию уха;

 

- клинические проявления заболеваний уха;

- классификацию заболеваний;

- диагностику заболеваний;

- возможные осложнения.

Воспитательные цели:

· Применять индивидуальный подход к каждому пациенту;

· Уметь решать деонтологические задачи, связанные с профессиональной деятельностью;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Сформировать чувство профессиональной ответственности при общении с больными и их родственниками;

· Воспитывать, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Подготовить фельдшера с клиническим мышлением, умеющего ориентироваться в характере патологии, способного правильно оценить состояние пациента и оказать помощь.

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, познавательную деятельность.

Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

План:

 

1. Анатомо-физиологические особенности строения слухового анализатора. Кровоснабжение и иннервация. Особенности развития у детей.

2. Отделы уха, анатомия, физиология.

3. Механизм звукопроведения.

4. Методы исследования уха и слуха.

Ответьте на вопросы.

1. Расскажите клиническую анатомию наружного уха.

2. Кровоснабжение наружного уха.

3. Иннервация наружного уха.

4. Строение и функции барабанной перепонки.

5. Клиническая анатомия среднего уха.

6. Кровоснабжение и иннервация среднего уха.

7. Клиническая анатомия внутреннего уха.

8. Кровоснабжение и иннервация внутреннего уха.

9. Назовите и опишите функции уха.

10. Функция вестибулярного аппарата.

 

 

Решите тесты.

1. Не осуществляют чувствительную иннервацию наружного уха:

а) шейное сплетение

б) блуждающий нерв

в) лицевой

г) тройничный

 

2. Участок ушной раковины не имеет хряща:

а) завиток

б) противозавиток

в) мочка

г) противокозелок

 

3. Длина наружного слухового прохода у взрослого:

а) 1,5 см

б) 2,0 см

в) 2,5 см

г) 3,0 см

 

4. Просвет слухового прохода в диаметре у взрослого:

а) 0,5 – 0,6 см

б) 0,6 – 0,7 см

в) 0,7 – 0,9 см

г) 1,0 – 1,1 см

 

5. Наружный слуховой проход состоит:

а) из перепончато-хрящевого отдела

б) из костного и фиброзного

в) из фиброзно-соединительной ткани

г) из перепончато-хрящевого и костного

 

6. Для осмотра барабанной перепонки у взрослого ушную раковину

оттягивают:

а) вверх и кпереди

б) вверх и кзади

в) вниз и кзади

г) вниз и кпереди

 

7. Для осмотра барабанной перепонки у ребенка ушную раковину оттягивают:

а) вверх и кпереди

б) вверх и кзади

в) вниз и кзади

г) вниз и кпереди

 

8. Наиболее узкий участок слухового прохода, перешеек, находится:

а) у входа в наружный слуховой проход

б) в середине перепончато-хрящевого отдела

в) на границе перепончато-хрящевого и костного отделов

г) на границе с барабанной перепонкой

 

9. Перепончатохрящевой отдел наружного слухового прохода не

содержит:

а) сальные железы

б) потовые железы

в) серные железы

г) волосы

 

 

10. При введении воронки в наружный слуховой проход может появиться

кашель так как это:

а) рефлекс с тройничного нерва

б) рефлекс с блуждающего нерва

в) рефлекс с языкоглоточного нерва

г) рефлекс с лицевого нерва

 

11. Это образование на барабанной перепонке не является анатомическим:

а) рукоятка молоточка

б) световой рефлекс

в) передняя и задняя складки

г) короткий отросток молоточка

 

12. Не относится к опознавательным пунктам барабанной перепонки:

а) короткий отросток молоточка

б) задняя и передняя складки барабанной перепонки

в) рукоятка молоточка

г) длинный отросток наковальни

 

13. Не относится к опознавательным пунктам барабанной перепонки:

а) световой конус

б) рукоятка молоточка

в) пупок

г) головка стремечка

 

14. Парацентез барабанной перепонки производится в квадранте:

а) в передненижнем

б) в передневерхнем

в) в задненижнем

г) в задневерхнем

 

15. Отделы среднего уха располагаются спереди назад в данной последовательности:

а) слуховая труба, сосцевидный отросток, барабанная полость

б) барабанная полость, слуховая труба, сосцевидный отросток

в) слуховая труба, барабанная полость, сосцевидный отросток

г) барабанная полость, сосцевидный отросток, слуховая труба

 

16. Это образование не входит в отделы барабанной полости:

а) эпитимпанум

б) мезотимпанум

в) антрум

г) гипотимпанум

 

 

17. Этим можно объяснить частоту средних отитов у детей раннего возраста:

а) слуховая труба широкая и короткая

б) отсутствие мерцательного эпителия в слуховой трубке

в) недоразвитие слуховой трубы

г) отсутствие костного отдела слуховой трубы

 

18. Звукопроводящий аппарат не включает:

а) кортиев орган

б) барабанную перепонку

в) слуховые косточки

г) окна лабиринта

 

19. Это образование не относится к звукопроводящей системе:

а) наружный слуховой проход

б) кортиев орган

в) барабанная перепонка

г) жидкости внутреннего уха

 

20. Cлуховые косточки в основном расположены:

а) в эпитимпануме

б) в мезотимпануме

в) в гипотимпануме

г) во всех отделах барабанной полости

 

21. Средняя длина слуховой трубы у взрослого человека:

а) 1 см

б) 3,5 см

в) до 5 см

г) 5–10 см

 

 

22. Среднее ухо сообщается с внешней средой посредством:

а) входа в пещеру

б) круглого окна

в) слуховой трубы

г) овального окна

 

 

23. С носоглоткой барабанная полость сообщается через:

а) вход в пещеру

б) слуховую трубу

в) каменисто-чешуйчатую щель

г) круглое окно

 

24. Костный лабиринт внутреннего уха не включает:

а) улитку

б) внутренний слуховой проход

в) преддверие

г) полукружные каналы

 

Законспектируйте алгоритмы.

 

Отоскопия

1. Оттяните левой рукой правую ушную раковину кзади и кверху у взрослых, кзади и книзу у детей. Большим и указательным пальцем правой руки вводите ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронку вводите пальцами левой руки.

2. Подберите воронку с диаметром не больше диаметра перепончато-хрящевого отдела наружного слухового прохода.

3. Ушную воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, т.к. это вызывает боль. Длинная ось воронки должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в какую-либо стенку последнего.

4. Произведите легкое перемещение наружного конца воронки для того, чтобы последовательно осмотреть все части барабанной перепонки.

5. Из побочных явлений, наблюдаемых при введении воронки, особенно при надавливании на задненижнюю стенку, может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва.

 

Отоскопическая картина

1. Наружный слуховой проход у взрослого человека имеет длину 2,5 см., покрыт кожей. В перепончато-хрящевом отделе слухового прохода имеются волосы и серные железы.

2. Барабанная перепонка имеет серый цвет с перламутровым оттенком.

3. На барабанной перепонке имеются опознавательные пункты: рукоятка и короткий отросток молоточка, передняя и задняя складки, световой конус (рефлекс – более блестящая часть барабанной перепонки за счет отражения света). Световой конус имеет вид треугольника, вершина которого направлена к центру – рукоятке молоточка (это втянутая часть перепонки - умбо или пупок), основание его направлено к передненижнему краю барабанной перепонки.

4. Барабанная перепонка состоит из двух частей: натянутой и расслабленной.

5. Барабанную перепонку условно делят на четыре квадранта. Эти квадранты получаются от мысленного проведения двух линий, взаимно перпендикулярных. Одна линия проводится по рукоятке молоточка вниз и делит барабанную перепонку на переднюю и заднюю половины, другая перпендикулярно к ней через центр - пупок (нижний конец рукоятки молоточка) и делит перепонку на верхнюю и нижнюю часть. Возникающие при этом квадранты носят названия: передневерхнего, задневерхнего, передненижнего, задненижнего.

Литература:

Пальчун В.Т., «Оториноларингология + CD-DISK», ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Пальчун В.Т., «Руководство по практической оториноларингологии, Медицинское информационное агентство», 2010.

Лор-болезни: учиться на чужих ошибках, Лучихин Л.А., Эксмо, 2009.

Пальчун В.Т. «Оториноларингология. Национальное руководство (+ CD-DISK)», ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Богомильский М.Р. «Детская оториноларингология», ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Пальчун В.Т. «Воспалительные заболевания глотки», ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Домашнее задание.

Напишите схему механизма звукопроведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: