3.1. Государственный экзамен проводится в письменной форме.
3.2. В рамках проведения государственного экзамена проверяется степень освоения выпускников следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).
|
Профессиональные компетенции (ПК):
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
|
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
Знать:
- основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции при работе в сфере туризма (ОК-1);
-закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции при работе в сфере туризма (ОК-2);
-основы экономических знаний в сфере туризма и гостеприимства (ОК-3);
- основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-4);
- социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия для работы в сфере туризма (ОК-5);
- основы правовых знаний в сфере туризма и гостеприимства (ОК-6);
- знать методические приемы развития самоорганизации и самообразования в практической деятельности (ОК-7);
|
- стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- методы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач в сфере туризма (ОПК-2);
- инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
- методы принятия организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности (ОПК-4).
- методы сбора и анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- типовые методики и действующие нормативно-правовые базы для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гостеприимства (ПК-2);
- методики расчетов, необходимых для составления экономических разделов планов, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
-процессы и явления, происходящие в сфере туризма в контексте развития общества (ПК-4);
- методы расчета финансово-экономических показателей (ПК-5);
- методы статистической обработки информации (ПК-6);
- отечественные и зарубежные источники информации (ПК-7);
- современные программные продукты, используемые для обработки аналитической информации (ПК-8);
-методы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в сфере туризма и гостеприимства (ПК-9);
- методы решения коммуникативных задач с применением современных технических средств и информационных технологий (ПК-10);
-методы оценки предлагаемых вариантов управленческих решений, разработки и обоснования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
Уметь:
- использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции при работе в сфере туризма (ОК-1);
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции при работе в сфере туризма (ОК-2);
-использовать основы экономических знаний при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-3);
-применять коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-4);
- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-5);
-использовать основы правовых знаний при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-6);
-применять методы самоорганизации и самообразования при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-7);
-решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач в сфере туризма и гостеприимства (ОПК-2);
- выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
- находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4);
- собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гостеприимства (ПК-1);
- на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гостеприимства (ПК-2);
- выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- строить стандартные теоретические и эконометрические модели (ПК-4);
- интерпретировать показатели финансово-экономической деятельности предприятия сферы туризма в различных ситуациях, в том числе в условиях рисков и неопределенности (ПК-5);
- интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- находить и анализировать отечественные и зарубежные источники информации, составлять информационные обзоры и/или аналитические отчеты (ПК-7);
- использовать современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
-организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в сфере туризма и гостеприимства (ПК-9);
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
Владеть:
- навыками использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-1);
-навыками анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции в сфере туризма и гостеприимства (ОК-2);
- навыками использовать основы экономических знаний при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-3);
- навыками к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-4);
-навыками при работе в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в сфере туризма (ОК-5);
-навыками использовать основы правовых знаний при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-6);
-навыками самоорганизации и самообразования при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОК-7);
-навыками решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
-навыками осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач при работе в сфере туризма и гостеприимства (ОПК-2);
- навыками выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
-навыками находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4);
-навыками собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гостеприимства (ПК-1);
-навыками на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гостеприимства (ПК-2);
-навыками выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- навыками моделирования и прогнозирования процессов и явлений в сфере туризма (ПК-4);
- навыками анализа показателей финансово-экономической деятельности предприятий сферы туризма (ПК-5);
- навыками обработки статистической информации (ПК-6);
- навыками составления информационного обзора и/или аналитического отчета (ПК-7);
- навыками работы с современными информационными технологиями (ПК-8).
-навыками организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в сфере туризма и гостеприимства (ПК-9);
-навыками использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
-навыками критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
3.3. Объем государственного (междисциплинарного) экзамена: 34 билета; в каждом билете по 3 вопроса.
3.4. Содержание государственного (междисциплинарного) экзамена
В таблице приводится соответствие дисциплин и вопросов для проверки уровня обученности «знать» (вопросы для проверки знаний) и уровня обученности «уметь» (вопросы для проверки умений).
Вопросы к государственному экзамену
Название дисциплины | Вопросы к государственному экзамену для проверки знаний и умений студентов |
Вопросы для проверки уровня обученности «знать» | |
Экономическая география туризма | 1.Теории страновых преимуществ в экономике международного туризма |
Интернет-технологии ведения бизнеса в туризме | 2.Критерии эффективности Интернет-ресурсов туристских предприятий. Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами. |
Информационные технологии в туризме и гостеприимстве | 3.Основные направления использования информационных технологий на предприятиях туризма |
Экономическая оценка управленческих решений | 4.Методы оценки эффективности принятия управленческих решений |
Управление рисками | 5.Принципы риск – менеджмента 6. Риски и методы их минимизации |
Макроэкономика | 7. Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели 8.Рынок: сущность, функции. Структура и инфраструктура рынка. 9. Типы инфляции и ее социально-экономические последствия |
Микроэкономика | 10.Издержки предприятия и их виды |
Маркетинг | 11. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров и услуг. 12. Законы и детерминанты спроса и предложения 13. Понятие цены как инструмента маркетинга. Основные факторы, влияющие на цену товара/услуги 14. Внешнее маркетинговое окружение: макросреда, микросреда, значение их состояния для предприятия. STEP-анализ. 15. Маркетинг-микс. Инструменты комплекса маркетинга. 16. Жизненный цикл товара. Изменение стратегии маркетинга в зависимости от стадии жизненного цикла товара. 17. Понятие «конкурентная стратегия». Матрица И. Ансоффа. |
Сетевая экономика в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе | 18. Гостиничные цепи как формы организации деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Действие эффекта масштаба производства. |
Методы эффективного управления персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе | 19. Системы мотивации и оплаты труда персонала предприятия индустрии гостеприимства и туризма. 20. Методы определения численности персонала на предприятии туризма и гостеприимства |
Менеджмент | 21. Менеджмент как система, процесс и вид деятельности 22. Планирование как функция менеджмента: цели, задачи, принципы. Перспективное, среднесрочное и текущее планирование. Виды планов 23. Типы и основные характеристики организационных структур управления. |
Экономика инноваций и изменений в туризме | 24. Инновационная политика государства на современном этапе 25. Управление разработкой нового турпродукта (характеристика основных этапов). |
Государственное регулирование туристской деятельности | 26. Особенности правового регулирования туризма в РФ и ее регионах. Сущность изменений и дополнений ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» 27.Стратегия развития туризма в РФ: понятия, цели и задачи. |
Экономика рекламной и PR-деятельности в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе | 28. Виды рекламы. Определение целей рекламы. Выбор целевой рекламной аудитории. 29.Разработка бюджета рекламы и оценка ее эффективности. 30.PR - как средство коммуникационной политики предприятия туриндустрии: цели, инструменты и принципы их выбора. |
Вопросы для проверки уровня обученности «уметь» | |
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия туризма | 1.Обоснование выбора методов для проведения финансово-экономического анализа деятельности на предприятиях гостиничного и ресторанного бизнеса 2. Анализ структуры оборотных средств и методов повышения их оборачиваемости на предприятиях туризма 3. Применение методов оценки стоимости на примере предприятий индустрии туризма и гостеприимства. 4. Применение методов расчета эффективности приведенных затрат (инвестиций). 5. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости. 6. Анализ собственного капитала предприятия. Оценка эффективности использования собственного капитала. |
Финансовый менеджмент (туризм и гостинично-ресторанный бизнес) | 7. Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности с позиций эффективности производства и реализации туристских услуг. 8. Экспресс – диагностика угрозы банкротства. 9. Применение основных оценочных показателей (коэффициентов) финансового состояния предприятия туризма 10. Применение методов расчета операционного рычага при анализе CVP. 11. Определение точки безубыточности предприятий индустрии гостеприимства и туризма и характеризующие ее показатели 12. Метод расчета эффекта финансового рычага. Объяснение его сущности и значения. 13. Виды аннуитетов и методы их расчета 14. Расчет и обоснование основных финансово-экономических показателей, характеризующих эффективность работы туристского предприятия. 15. Обосновать оптимизацию структуры собственных и заемных средств в условиях сохранения ликвидности |
Экономика гостиничного предприятия | 16. Выбор и обоснование методов и программных средств управления доходами гостиничного предприятия 17.Управление качеством предоставления услуг в гостинично-ресторанном хозяйстве на основе международного стандарта (ICO 9000) и национальных российских стандартов. 18.Применение статистических методов контроля качества услуг в индустрии гостеприимства. 19.Применение основных принципов и методов планирования в гостинично-ресторанном хозяйстве 20. Планирование себестоимости гостиничных услуг и пути его совершенствования. |
Экономика отрасли (туризм и гостеприимство) | 21. Определить тенденции развития рынка услуг индустрии гостеприимства и туризма в РФ и объяснить влияние факторов на перспективы его развития 22. Раскрыть сущность и свойства туристских ресурсов, аттракторов 23. Выявление и обоснование особенностей вертикальной и горизонтальной интеграции в туризме 24. Охарактеризовать особенности формирования и развития туристских дестинаций. Жизненный цикл туристкой дестинации |
Экономическая оценка инвестиций | 25. Оценка инвестиционной привлекательности развития туризма в регионе |
Маркетинг в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе | 26. Выбор методов и критериев сегментации рынка в туризме 27. Применение методов маркетинговых исследований в практике туризма 28. Обоснование конкурентоспособности туристского предприятия с использованием SWOT-анализа |
Бизнес-планирование на предприятии (туризм и гостеприимство) | 29. Охарактеризовать основные разделы бизнес-плана предприятия туризма и гостеприимства, их взаимосвязь и нацеленность на конечные результаты |