Государственные кадастры природных ресурсов




«Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной или иной деятельности обязаны вести учёт использованных природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учёт иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными специальными уполномоченными республиканскими органами в соответствии с их компетенцией» (ст. 71 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Для учёта количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также для учёта объёма, характера и режима их использования в соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ведутся государственные кадастры природных ресурсов.

Кадастр – это систематизированный свод экологических, технических, экономических показателей, количественно и качественно характеризующих определённый вид природных ресурсов или явлений. Как такового, единого кадастра природных ресурсов нет.

Государственные кадастры природных ресурсов ведутся поресурсно.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и в целях получения полной информации о природных ресурсах, унификации действующих и введении новых кадастров Постановлением Совета Министров от 20.04.03 года установлен порядок ведения следующих кадастров: климатический, водный, атмосферного воздуха, недр, животного мира, растительного мира, торфяного фонда, отходов. В последующем были введёны кадастр озоноразрушающих веществ и кадастр парниковых газов.

Схема кадастров природных ресурсов Республики Беларусь приведена на рис. 5.1.

Государственный климатический кадастр (ГКК) ведётся с целью систематизации данных о климате Беларуси, его изменении и применении данных о климате в практике. Кадастр включает данные о климате (солнечная радиация, температура воздуха и почвы, осадки, влажность воздуха, атмосферное давление, ветровой режим). Ведение ГКК возложено на Департамент по гидрометеорологии при Минприроды РБ.

Государственный земельный кадастр (ГЗК) представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель и предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей и собственников земли, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

ГЗК содержит данные: о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель: составе, структуре и состоянии земельного фонда;

местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике и установленном режиме использования; государственной регистрации прав на земельный участок.

Данные Государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю. Ведётся ГЗК Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь в соответствии со ст. 142, 143 Кодекса о земле.

Государственный водный кадастр (ГВК) в соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь ведётся органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Департамент по гидрометеорологии, ЦНИИКИВР, БЕЛНИИГРИ) и Министерства здравоохранения Республики Беларусь (санитарно-гигиеническая служба). ГВК содержит систематизированные данные о количестве и качестве вод, а также об их использовании. ГВК основывается на данных учёта вод и их использования, а также гидрологического мониторинга и мониторинга качества вод.

 

Рис. 5.1 Схема кадастров природных ресурсов Республики Беларусь

 

Задачей государственного учёта вод и их использования является получение данных о количестве и качестве вод, а также данных об их использовании. Учёт вод и их использование осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования и охраны вод.

Государственному учёту подлежат все подземные и поверхностные воды, а также использование вод водопользователями для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других нужд населения, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства.

Государственный учёт вод и их использования ведётся на основании сведений, представляемых водопользователями по форме 2-ОС вода, утверждённой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (приказ от 28.09.95 г. № 204).

Государственный кадастр недр ведётся в соответствии с Кодексом «О недрах» для учёта результатов работ, связанных с использованием недр с целью обеспечения республиканских и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях, и состоит из Государственного кадастра полезных ископаемых и Государственного кадастра участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Государственный кадастр полезных ископаемых ведётся по месторождениям и содержит сведения о количестве и качестве полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горно-технические, гидрологические и другие условия их разработки, а также их экономическую и экологическую оценку.

Государственный кадастр недр включает и государственный учёт запасов нефти, газа и компонентов, выявленных, разведанных и добываемых на территории Республики Беларусь, который отражается в отчётных балансах недропользователей, и в государственном балансе запасов.

Государственному учёту подлежат:

1) разведанные в недрах запасы нефти, газа и компонентов, подсчитанные, прошедшие государственную экспертизу и принятые на баланс;

2) утверждённые ранее действующими комиссиями (бывшего СССР);

3) оперативно подсчитанные запасы.

Учёт запасов производится:

1) по отдельным месторождениям (площадям), горизонтам (пластам), производственным объединениям (предприятиям) с подразделением по степени их разведанности, пригодности для промышленного использования и фактическому освоению промышленностью;

2) учёт утверждённых запасов и остатка этих запасов;

3) учёт добычи и потерь при эксплуатации месторождений;

4) учёт запасов вновь открытых месторождений.

Государственный кадастр участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведётся по участкам недр, натуральным и техногенным пустотам, предназначенным для использования в народном хозяйстве, и содержит их природно-физические и просторо-объёмные характеристики, сведения о их социально-экономической ценности и возможных направлениях использования.

С целью учёта состояния минерально-сырьевой базы ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых (ГБЗПИ), которые составляются по каждому виду ископаемых с учётом всех попутно содержащихся в данном ископаемом компонентов. ГБЗПИ содержат сведения о количестве, качестве и степени изученности полезных ископаемых по месторождениям полезных ископаемых, имеющим промышленное значение, их геолого-экономической оценке, размещении, степени освоения, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Для строительства и эксплуатации подземных сооружений (захоронение отходов производства и потребления, сброса сточных вод и др.) составляется и ведётся государственный баланс участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Государственный кадастр недр, государственные балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Департаментом по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основе данных, представляемых пользователями недр, а государственный баланс участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых – республиканским органом государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

Помимо кадастра недр отделом Госконтроля за использованием и охраной недр и торфяного фонда Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведётся кадастр торфяного фонда, в котором учитываются все месторождения торфа в республике (площади запаса, объёмы использования торфа на производство торфобрикета, торфокрошки, смешанных удобрений).

Государственный кадастр атмосферного воздуха (ГКАВ) ведётся в соответствии со ст. 48 Закона «Об охране атмосферного воздуха». С целью государственного учёта выбросов и ведения государственных кадастров источников загрязнения атмосферного воздуха, а также нормирования воздействия загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов осуществляется всеми субъектами хозяйствования независимо от подчинённости и форм собственности в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Ленинград, 1990).

В соответствии со ст. 49 Закона «Об охране атмосферного воздуха» все объекты хозяйственной или другой деятельности, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух(химическое загрязнение атмосферного воздуха, вредные физические воздействия), подлежат государственному учёту. Государственный учёт объектов и их вредных воздействий осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления отчёта об охране атмосферного воздуха по форме 2-ОС воздух и утверждёнными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь формами первичной отчётности документации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ от 08.08.96 г. № 181).

Кадастр (учёт) озоноразрушающих веществ (ОРВ) ведётся в соответствии со ст. 13 Закона «Об охране озонового слоя». Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с озоноразрушающими веществами, ведут учёт потребления озоноразрушающих веществ и осуществляют отчётность по обращению с ними в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обобщает данные о видах и количествах произведённых, импортированных и экспортированных озоноразрушающих веществ, включая вещества, содержащиеся в продукции, подготавливает и представляет ежегодный отчёт в Секретариат Венской конвенции и Монреальского протокола и Секретариат Программы ООН по окружающей среде.

Учёт озоноразрушающих веществ природопользователями осуществляется с учётом внесённых в Закон «Об охране озонового слоя» изменений и дополнений от 15.11.2004 г., Постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2005 г. № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», от 16.09.2005 г.

№ 43 «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды по вопросам перемещения озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества» и № 44 «О некоторых вопросах ввоза на территорию Республики Беларусь или вывоза за её пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества.

Национальный кадастр парниковых газов (НКПГ). Подписание и ратификация Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) Республикой Беларусь является свидетельством выполнения нашим государством всех трёх целей Конвенции, поставленных перед государствами:

- разрабатывать, периодически обновлять, публиковать и периодически представлять Конференции Сторон национальные кадастры антропогенных выбросов всех газов с парниковым эффектом, которые не контролируются Монреальским протоколом;

- использовать сопоставимые методологии для разработки кадастров выбросов из источников и абсорбции поглотителями газов с парниковым эффектом;

- формировать, внедрять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы, содержащие меры по компенсации изменений климата, вызванные антропогенными выбросами.

В соответствии с вышеизложенным, при составлении национального кадатра парниковых газов ставится задача определения программных мероприятий и мер по снижению воздействия на изменение климата.

Кадастр парниковых газов составлен в виде инвентаризации источников и поглотителей парниковых газов специалистами РУП «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология»» и ГНУ «Институт природных ресурсов и экологии НАН Беларуси».

Государственный лесной кадастр (ГЛК) и государственный учёт лесного фонда ведётся в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и его территориальными органами, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство) с целью организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения заинтересованных юридических и физических лиц достоверными сведениями о лесных ресурсах.

Данные государственного учёта используются при определении основных направлений использования и воспроизводства лесов, изменении целевого назначения земель лесного фонда, установлении платежей за лесные пользования, возмещении вреда, причинённого лесному хозяйству, а так же при ведении государственного лесного кадастра.

Государственный лесной кадастр ведётся в соответствии со ст. 88 Лесного кодекса. ГЛК содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.

Ведение ГЛК представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о состоянии Государственного лесного фонда (ГЛФ), происходящих в нём изменениях и их экономической оценке. Объектом ГЛК является ГЛФ.

Данные ГЛК используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе земель лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, а также при изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, возмещении вреда лесохозяйственного производства, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

Порядок ведения государственного лесного кадастра определяется Правительством Республики Беларусь.

Государственный кадастр растительного мира представляет собой систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественной и качественной характеристике объектов растительного мира, их экономической оценке и использовании, а так же других данных об объектах растительного мира, необходимых для обеспечения рационального обращения с ними (Закон Республики Беларусь «О растительном мире», ст. 66).

Кадастр растительного мира включает:

- учёт биоразнообразия;

- учёт ресурсов растительного мира;

- учёт популяций и видов растений, охраняемых в соответствии с Международными обязательствами РБ;

- учёт видов, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь;

- учёт видов растений особо ценных в хозяйственном отношении, инвентаризация и картирование их мест обитания (это в основном ягоды и лекарственные растения).

Банк данных по результатам инвентаризации и картирования особо ценных в хозяйственном отношении, редких и исчезающих видов растений в Беларуси создан в Институте ЭБНАНБ и содержит описание, картирование и оценку состояния более 6000 конкретных популяций, а так же анализ гербарных, литературных и таксационных материалов по 80 000 популяций. Объём всей информации, заложенной в банк данных, составляет около 1 000 000 показателей.

По растительному миру, так же, как и по животному, ведётся Красная книга Республики Беларусь.

Государственный кадастр животного мира, государственный учёт животных и объём их использования определены ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», а порядок государственного учёта животных, учёта объёмов их использования и ведения государственного кадастра животных – ст. 14.

Учёт животных и учёт объёмов их использования ведётся с целью обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира и осуществляется пользователями животного мира.

Государственный кадастр животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении видов или групп видов животных, их численности, характеристику современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.

Государственный кадастр животного мира ведётся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Составляющим звеном кадастра животного мира является Красная книга Республики Беларусь «Животные». Красная книга представляет собой специальный реестр, в который занесены редкие виды и виды животных, находящиеся под угрозой исчезновения.

Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь, утверждён Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.06.2004 г. № 14.

Категории национальной природоохранной значимости Красной книги Республики Беларусь соответствуют общепринятым категориям Международного союза охраны природы.

I категория – наивысшей национальной природоохранной значимости, включает таксоны, имеющие очень низкую или быстро сокращающуюся численность, спасение которых невозможно без осуществления комплекса специальных мер, а также таксоны, национальная популяция которых имеет высокую международную значимость.

II категория включает таксоны в настоящее время не находящиеся под прямой угрозой исчезновения на территории страны, но имеющие неблагоприятный международный или европейский охранный статус, низкую численность, тенденции к неуклонному сокращению численности и (или) ареала и прогнозируемое в ближайшем будущем ухудшение статуса.

III категория включает таксоны, не находящиеся под прямой угрозой исчезновения, но подверженные риску вымирания в перспективе в силу морфофизиологических и (или) поведенческих особенностей, делающих их уязвимыми при любых, даже незначительных изменениях окружающей среды.

IV категория объединяет таксоны, не относящиеся к трём предыдущим категориям, но близкие к ним, имеющие неблагоприятные тенденции на окружающих территориях или зависимые от осуществляемых мер охраны.

Кадастр (учёт) отходов ведётся в соответствии со ст. 36 Закона «Об отходах».

Учёт отходов – система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а так же обращении с ними.

Учёт отходов ведётся лицами, в процессе экономической деятельности которых осуществляется обращение с отходами. Государственная статотчётность по обращению с отходами ведётся по единой системе и представляется лицом, в процессе экономической деятельности которого осуществляется обращение с отходами.

Помимо ведения кадастров природных ресурсов Национальной академией наук Беларуси (НАНБ) и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ежегодно издаётся экологический бюллетень, в котором отражается состояние: климатических ресурсов, атмосферы, природных вод, почв и земельных ресурсов, недр, растительного и животного мира, ландшафтов и биологического разнообразия, образование и использование отходов производства.

Информационные модели баз данных рассмотренных кадастров приведены на рисунках 1-10 в Приложении 3.7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: