Социальные организации.
ü Образовательные
ü Политические
ü Экономические
ü Правовые
ü Медицинские и т.д.
Особенности соц. организаций:
1. реализация потенциальных возможностей человека
2. формирование единства интересов людей, единства целей
3. сложность, динамизм и высокий уровень неопределённости
В любой социальной организации существуют лидеры: неформальные (лидер, профессионал выдвинутый группой людей, представителем которой он является, защищает их интересы), формальный (лидер, назначенный вышестоящим руководством).
Базовые схемы отношений людей в организациях.
1. линейная схема – хорошо работает в небольших организациях при большом авторитете руководителя. Нет обратной связи.
2. Кольцевая – для небольших организаций либо для конкретных подразделений большой организации, которая выпускает стабильную продукцию, имеет стабильный рынок.
3. Колесо – схема для небольших организаций с неустойчивой номенклатурой продукции.
4. Звезда – схема даёт положительный результат при филиальной структуре организаций и при необходимости соблюдения конфиденциальности составных частей.
5. Иерархическая (линейно – функциональная) Основана на колесе применима в больших орг. с явно выраженным разделением труда.
6. Штабная – основана на схеме звезда; создание штабов, которые готовят руководителю проэкты решений по соответствующим вопросам. На основе решений руководитель сам принимает решение и доводит до исполнителя (производства).
7. Матричная – основана на линейной и кольцо. Создание двух ветвей связей: административную (от руководителя) и функциональная (от специалистов). Применяется при сложном наукоёмком производстве.
Классификация организаций.
Причины классификации:
1. Нахождение сходных организаций для минимизации методик по их анализу и совершенствованию.
2. Возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры.
3. Принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налогам и различным методам.
Организации:
1. Правительственные - неправительственные.
2. Коммерческие – некоммерческие.
3. Бюджетные – внебюджетные.
4. Общественные – хозяйственные.
5. Формальные – неформальные.
6. По отраслевой принадлежности.
7. По самостоятельности принятия решений.
Правительственные. Этот статус даётся официальными органами. На эти предприятия распространяются различные привилегии, льготы, но также и жёсткие обязательства.
Коммерческие организации. Строят свою деятельность на получение максимальной прибыли в интересах предпринимателей.
Некоммерческие – главная цель – удовлетворение общественных потребностей. Вся прибыль от деятельности данной организации идёт на её развитие.
Бюджетная – строит свою деятельность, исходя из выделенных государством средств. Освобождены от уплаты большинства налогов (НДС).
Внебюджетные – сами ищут средства на инвестиции.
Общественные – строят сою деятельность, на основе удовлетворения своих членов (внутренней среды).
Хозяйственная – удовлетворяет потребности внешней среды.
Формальная – зарегистрированная в установленном порядке; выступают как юридические/неюридические лица.
Неформальные – незарегистрированные (или малочисленный состав).
Особенности социально – экономических организаций (имеют соц. эк. Связи).
Социальные связи – межличностные и бытовые отношения; отношения по уровню управления; отношение к человеку в общ. организации.
Экономические связи – различное материальное стимулирование, льготы и привелегии.
Социальные связи | Экономические связи | ||
Слабые | средние | Сильные | |
Слабые | Неустойчивая организация (1 год) | Слабая организация | Конфликтная организация |
Средние | Слабая неформальная организация | Средняя | Средняя |
Сильные | Сильная неформальная организация | Средняя организация | Стабильная, сильная организация |
Хозяйственные организации.
Общие сведения о хозяйственных организациях: производят товары, услуги, информацию, обучение.
К этим организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме религиозных и общественных), неюридические организации.
Формы собственности: государственные, муниципальные, общественные, частные, групповые, со смешанной формой.
Хозяйственные организации: микро организации, малые организации, средние, крупные. (по количеству персонала, по доле рыка, по объёму выпускаемой продукции)
Классификация хозяйственных организаций по времени действия: бессрочные, временные.
По сезону активного действия: летние, зимние, дождей и т.д.
По масштабу производства: единичные, серийные, масштабного производства.
По специализации: специализированные, универсальные.
По номенклатуре выпускаемой продукции: моно- и многономенклатурное производство).
Организационно – правовые формы (нач. с 50 ГКРФ).
1. Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
2. Некоммерческие: потребительский кооператив, общественные или религиозные организации, благотворительные фонды.
Юридическим лицом признаётся организация, которая удовлетворяет следующим пунктам: зарегистрирована в установленном порядке (+порядок регистрации изучить), расчётный счёт в банке, имеет в собственности (хоз. ведении или оперативном управлении) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать (осуществлять имущественные и личные неимущественные права).
Любая собственность характеризуется отношением субъекта и объекта договора этой собственности. Различают: отношение владения; пользования; распоряжения и ответственности. Владение – это фактическое обладание вещью: законное и незаконное (законное также и чужой вещью). Пользование - право потребления вещи с учётом её назначения. Распоряжение – право определения юридической судьбы вещи. Ответственность – обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки, за причиненный ущерб и при этом может подразделяться на: долевая – возникает при наличии нескольких должников; солидарная определяется договором и существует при неделимости предмета обязательства (требования к возмещению ущерба может быть предъявлена как одному, так и всем одновременно); субсидиарная – определяет дополнительную ответственность третьих лиц за надлежащим использованием предмета или исполнение обязательств (гаранты по договору).