Средства выражения позиции автора




Проблема

Комментарий к проблеме

Позиция автора

Собственное мнение

Аргумент -1

Аргумент- 2

 

7. Вывод (заключение)

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)   Сложная, важная, серьёзная, глубокая актуальная, злободневная, острая, нерешённая...
Проблема (чего?)   Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека...
Типовые конструкции   • Автор размышляет над проблемой... • Автор текста затрагивает проблему... • В центре внимания автора проблема... • В тексте (имя, фамилия автора в род. п.) поднимается проблема... • Предложенный для анализа текст (имя, фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме... • Текст (имя, фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над проблемой... • Как (зачем, почему и т. д.)...? Именно эта проблема привлекла внимание автора. • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Комментарий к проблеме

Текстуальный (от текста к действительности) Концептуальный (от действительности к тексту)
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текст. комм., вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
• На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? • К какому типу проблем принадлежит эта проблема? • Актуальна ли эта проблема в наши дни? • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? • Почему эта проблема привлекла внимание автора? • Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст) Текстовый комментарий (публицистический текст) Концептуальный комментарий (публицистический текст)
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни...(взаимоотношений кого с кем). • Не случайно писатель изображает (кого, что)... • Поступок героя свидетельствует о том, что... • Слова (мысли) героя показывают, что... • Автор осуждает / одобряет поступок (поступки) героя (героев)... • Автор сочувствует своему герою (своим героям)... • Симпатии автора на стороне (кого)... • Проблема раскрывается автором на примере... • В качестве примера автор рассматривает... • Автор заставляет читателя задуматься (над чем)... • Автор текста обращает внимание на... • В размышлениях автора звучит мысль о том, что... • Автор доказывает, что... • Автор убеждён в том, что... • Автор разделяет мнение (кого)... • Автор искренне восхищён / огорчён (чем)... • Автор приводит нас к выводу о том, что... • Проблема (чего) — одна из актуальных проблем нашего времени. • Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю. • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). • Как и большинство из нас, автор считает, что... • Вопреки мнению большинства автор считает, что... • Автор полемизирует (с кем)... • Автор подробно рассматривает... • Автор подробно рассматривает... • Автор обращает наше внимание на... • Таким образом, автор убеждает нас в том, что...

Автор (что делает?)

• отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на..., приводит пример того, как..., отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

 

Авторская позиция

Это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Если проблема текста это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Т. о., проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно- ответное единство.

Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам (обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения).

 

Средства выражения позиции автора

Слова-маркеры Главное, самое важное, надо, нужно... Главное- научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В.Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В.Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В.Розов).
Оценочная лексика Это слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный- положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный- отрицательная оценка. Любящий человек- это великое благо (Е.Сикирич). Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л.Андреев).
Средства выразительности Например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев).
Вводные слова Могут выражать чувство- отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукцией. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.  
Побудительные предложения Содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю. Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В.Пекелис).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: