Средства выражения позиции автора
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственное мнение
Аргумент -1
Аргумент- 2
7. Вывод (заключение)
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Проблема (какая?)
|
| Сложная, важная, серьёзная, глубокая актуальная, злободневная, острая, нерешённая...
| Проблема (чего?)
|
| Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека...
| Типовые конструкции
|
| • Автор размышляет над проблемой...
• Автор текста затрагивает проблему...
• В центре внимания автора проблема...
• В тексте (имя, фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
• Предложенный для анализа текст (имя, фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
• Текст (имя, фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над проблемой...
• Как (зачем, почему и т. д.)...? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
• Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
|
Комментарий к проблеме
Текстуальный (от текста к действительности)
| Концептуальный (от действительности к тексту)
| Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Избирая текст. комм., вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
| Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
| • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
• Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
• На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
| • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
• Актуальна ли эта проблема в наши дни?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
|
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий (художественный текст)
| Текстовый комментарий (публицистический текст)
| Концептуальный комментарий (публицистический текст)
| • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни...(взаимоотношений кого с кем).
• Не случайно писатель изображает (кого, что)...
• Поступок героя свидетельствует о том, что...
• Слова ( мысли ) героя показывают, что...
• Автор осуждает / одобряет поступок (поступки) героя (героев)...
• Автор сочувствует своему герою (своим героям)...
• Симпатии автора на стороне (кого)...
| • Проблема раскрывается автором на примере...
• В качестве примера автор рассматривает...
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)...
• Автор текста обращает внимание на...
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
• Автор доказывает, что...
• Автор убеждён в том, что...
• Автор разделяет мнение (кого)...
• Автор искренне восхищён / огорчён (чем)...
• Автор приводит нас к выводу о том, что...
| • Проблема (чего) — одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас , автор считает, что...
• Вопреки мнению большинства автор считает, что...
• Автор полемизирует (с кем)...
• Автор подробно рассматривает...
• Автор подробно рассматривает...
• Автор обращает наше внимание на...
• Таким образом, автор убеждает нас в том, что...
|
Автор (что делает?)
• отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на..., приводит пример того, как..., отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Авторская позиция
Это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Если проблема текста это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Т. о., проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно- ответное единство.
Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам (обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения).
Средства выражения позиции автора
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
|
Поиск по сайту:
|