• Автор считает, что...
• Автор подводит читателя к выводу о том, что...
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
• Позиция автора такова...
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
• Автор призывает нас (к чему)...
• Автор убеждает нас в том, что...
• Автор осуждает (кого/ что, за что)...
• Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
• Основная цель автора заключается в том, что...
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...
Аргументация собственной позиции
Построение текста- рассуждения:
Тезис (положение, которое надо доказать)
Аргументация (доказательства, доводы)
Вывод (общий итог)
Система доказательств:
Тезис
Аргумент 1
(иллюстрации) Аргумент 2
(иллюстрации)
Вывод
Аргументация - это способ доказательства истинности какой- либо мысли с помощью объяснений, примеров.
Аргументы- это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую- либо мысль.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.
Виды аргументов:
Рациональные иллюстративные ссылки на авторитет
(логические)
– реальные факты - конкретные - мнения выдающихся людей
– статистика примеры из жизни - цитаты из авторитетных
– законы природы - примеры из источников
– положения художественных - мнение очевидцев
официальных произведений - общественное мнение
документов - предположительные
примеры
Аргументы, оцениваемые 2 баллами
• примеры из художественной литературы
• примеры из публицистической литературы
• примеры из научной (научно- популярной) литературы
|
Аргументы, оцениваемые 1 баллом
• примеры из жизни
• собственные наблюдения и выводы
• предположительные примеры
• ссылки на авторитет
• пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения)
• примеры из кинофильмов
Структура аргумента:
• тезис (Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства- будить в человеке чувство родины.)
• логический переход (Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины- России.)
• аргумент (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок- все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего- с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».)
• микровывод (Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.)
Композиция сочинения
Виды и формы вступления:
• проблемный вопрос
• общие сведения о проблеме
• ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме
• создание определённого эмоционального настроя
• описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста
• цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой
• обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям
|
Виды заключения:
• обобщение основных мыслей автора
• восклицательное предложение, в том числе риторический вопрос
• призыв, обращение к читателю
• использование цитат
Типовые конструкции, используемые в заключении:
• Таким образом,
• Следовательно,
• Итак,
• В заключение хочу подчеркнуть...
• В заключение важно отметить...
• Хотелось бы ещё раз подчеркнуть...
• Обобщая сказанное, можно сделать вывод...
Речевое оформление сочинения
Типы ошибок:
- грамматические
- речевые
- логические
- фактические
Грамматическая ошибка - нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Речевая ошибка - это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико- семантической сочетаемости слова.
Логические ошибки - это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.
Фактическая ошибка - это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Проблематика
Проблема ума | «Горе от ума»- Чацкий (Грибоедов), «Собачье сердце»- профессор Преображенский (Булгаков), «Мастер и Маргарита»- Иван Бездомный (Булгаков) | |
Гуманизма (Гражд. война, Вел. Отеч. война) | «После бала» (Л. Толстой), «Донские рассказы», «Тихий Дон» (Шолохов) | |
Социальной несправедливости | «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов), «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине») (Гоголь) | |
Свободы и несвободы | «Мцыри» (Лермонтов) | |
Проблема личности | «Горе от ума» (Грибоедов), «Преступление и наказание» (Достоевский), «Евгений Онегин» (Пушкин), «Герой нашего времени» (Лермонтов) | |
Цели и смысла жизни | «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Горе от ума» (фамусовское общество) | |
Фатализма | «Герой нашего времени» («Фаталист»), «Метель»(Пушкин), «Мастер и Маргарита» | |
Человеческого достоинства | «Гроза» (Островский),»Толстый и тонкий» (Чехов), «Шинель» (Гоголь),»Поединок» (Куприн) | |
Народного характера | «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский), «Богатырь», «Кисель» (сказки С.-Щедрина), «Русский характер» (А.Н. Толстой), «Судьба человека» (Шолохов) | |
Женской эмансипации | «Гроза», «Отцы и дети» (Одинцова и Кукшина) (Тургенев), «Что делать?» (Вера Павловна) (Чернышевский) | |
Духовной свободы личности | «Мцыри» | |
Счастья | «Кому на Руси жить хорошо», «Парадокс» (Короленко) | |
Отцов и детей | «Отцы и дети», «Станционный смотритель» (Пушкин), «Гроза» | |
Духовного становления молодого человека | «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв) (Пушкин), «Война и мир» (Пьер Безухов, Наташа Ростова) (Л. Толстой) | |
Положительного героя | «Фома Гордеев» (М. Горький), «Мать» (Павел Власов, Ниловна) (М. Горький), «Муму» (Тургенев), «Герой нашего времени» (Максим Максимыч) | |
Нравственного выбора | «Мы» (Замятин), «Сотников» (В. Быков), «Тихий Дон», «Белая гвардия» (Булгаков), «Мастер и Маргарита», «Живи и помни» (В. Распутин) | |
Добра и зла | «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание» | |
Экологии | «Буранный полустанок» (Ч. Айтматов), «Прощание с Матёрой» (В. Распутин), «Царь- рыба» (В. Астафьев) | |
Гражданского долга | «Война и мир» (партизанское движение, народное ополчение), «Русские женщины» (Некрасов), «А зори здесь тихие» (Б. Васильев) | |
Воспитания | «Недоросль» (Фонвизин), «Капитанская дочка» | |
Счастья и долга | «Дворянское гнездо» (Тургенев), «Капитанская дочка» | |
Человека и цивилизации | «Господин из Сан- Франциско» (Бунин) | |
Взаимоотношений человека и власти | «Мы», «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» (Солженицын), «Медный всадник» (Пушкин), «Мастер и Маргарита» | |
Деградации личности | «Ионыч» (Чехов), «Мёртвые души» (Гоголь) | |
Любви и нелюбви | «Ионыч», «Гранатовый браслет» (Куприн), «Чистый понедельник» (Бунин), «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Горе от ума» | |
Веры и безверия | «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (Достоевский), «Плаха» (Авдий Каллистратов) (Ч. Айтматов) | |
Героизма и предательства | «Тарас Бульба» (Гоголь), «Живи и помни», «Сотников» | |
Чести, долга и милосердия | «Капитанская дочка», «После бала», «Русские женщины», «Евгений Онегин» (Татьяна) | |
Роли народа и личности в истории | «Война и мир», «Пётр 1» (А.Н. Толстой) | |
Одиночества | «Мцыри», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель, «Холодная осень» (Бунин), «Телеграмма» (Паустовский) | |
Власти денег над человеком | «Пиковая дама» (Пушкин), «Портрет» (Гоголь), «Завтра была война» (Б. Васильев), «Деньги для Марии» (В. Распутин) | |
Милосердия | «Юшка» и «Корова» (А. Платонов), «После бала» | |
Разрушения человека в человеке | «Отцы и дети» (Павел Петрович Кирсанов), «Ионыч», «Человек в футляре» (Чехов), «Преступление и наказание» (Лужин), «На дне» (М. Горький), «Господин из Сан- Франциско», «Печальный детектив» (В. Астафьев), «Мёртвые души»(Плюшкин и др.) | |
Материнской любви | «Телеграмма», «Людочка» (В. Астафьев), «Завтра была война» (Б. Васильев), «Отцы и дети» (родители Базарова) | |
Свободы творчества | «Мастер и Маргарита», «Моцарт и Сальери» (Пушкин) | |
Творца и его творений | «Портрет», «Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом» (Пушкин), «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» | |
Интеллигенции | «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных» (Булгаков), «Белая гвардия» | |
Социальная проблема богатства и бедности | «Бедная Лиза» (Карамзин), «Преступление и наказание», «Скупой рыцарь» (Пушкин) | |
Проблема маленького человека | «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Шинель», «Петербургские повести» (Гоголь), «Бедные люди» (Достоевский), «Юшка» (Платонов), герои рассказов В. Шукшина | |
Проблема отношения к человеку как к игрушке | «Муму» (барыня и крепостные), «Преступление и наказание» (Свидригайлов и Дуня), «Зелёная лампа» | |
Проблема выбора жизненного пути | «Война и мир», «Тихий Дон» | |
Человек на войне, правда о нём. Проблема сохранения в себе человека в нечеловеческих условиях | «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой» (К. Воробьёв), «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» (Солженицын), «Колымские рассказы» (В. Шаламов), «Верный Руслан» (Г. Владимов), «Сотников». |
|
Примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов: