Типовые конструкции для выражения авторской позиции




• Автор считает, что...

• Автор подводит читателя к выводу о том, что...

• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...

• Позиция автора такова...

• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...

• Автор призывает нас (к чему)...

• Автор убеждает нас в том, что...

• Автор осуждает (кого/ что, за что)...

• Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

• Основная цель автора заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

 

 

Аргументация собственной позиции

Построение текста- рассуждения:

Тезис (положение, которое надо доказать)

Аргументация (доказательства, доводы)

Вывод (общий итог)

 

Система доказательств:

Тезис

Аргумент 1

(иллюстрации) Аргумент 2

(иллюстрации)

 

Вывод

Аргументация - это способ доказательства истинности какой- либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы- это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую- либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

 

Виды аргументов:

Рациональные иллюстративные ссылки на авторитет

(логические)

– реальные факты - конкретные - мнения выдающихся людей

– статистика примеры из жизни - цитаты из авторитетных

– законы природы - примеры из источников

– положения художественных - мнение очевидцев

официальных произведений - общественное мнение

документов - предположительные

примеры

 

 

Аргументы, оцениваемые 2 баллами

• примеры из художественной литературы

• примеры из публицистической литературы

• примеры из научной (научно- популярной) литературы

 

Аргументы, оцениваемые 1 баллом

• примеры из жизни

• собственные наблюдения и выводы

• предположительные примеры

• ссылки на авторитет

• пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения)

• примеры из кинофильмов

 

Структура аргумента:

тезис (Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства- будить в человеке чувство родины.)

логический переход (Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины- России.)

аргумент (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок- все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего- с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».)

микровывод (Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.)

 

 

Композиция сочинения

Виды и формы вступления:

• проблемный вопрос

• общие сведения о проблеме

• ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме

• создание определённого эмоционального настроя

• описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста

• цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой

• обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

 

Виды заключения:

• обобщение основных мыслей автора

• восклицательное предложение, в том числе риторический вопрос

• призыв, обращение к читателю

• использование цитат

 

Типовые конструкции, используемые в заключении:

• Таким образом,

• Следовательно,

• Итак,

• В заключение хочу подчеркнуть...

• В заключение важно отметить...

• Хотелось бы ещё раз подчеркнуть...

• Обобщая сказанное, можно сделать вывод...

 

Речевое оформление сочинения

Типы ошибок:

- грамматические

- речевые

- логические

- фактические

Грамматическая ошибка - нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевая ошибка - это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико- семантической сочетаемости слова.

Логические ошибки - это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

Фактическая ошибка - это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

 

Проблематика

  Проблема ума «Горе от ума»- Чацкий (Грибоедов), «Собачье сердце»- профессор Преображенский (Булгаков), «Мастер и Маргарита»- Иван Бездомный (Булгаков)
  Гуманизма (Гражд. война, Вел. Отеч. война) «После бала» (Л. Толстой), «Донские рассказы», «Тихий Дон» (Шолохов)
  Социальной несправедливости «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов), «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине») (Гоголь)
  Свободы и несвободы «Мцыри» (Лермонтов)
  Проблема личности «Горе от ума» (Грибоедов), «Преступление и наказание» (Достоевский), «Евгений Онегин» (Пушкин), «Герой нашего времени» (Лермонтов)
  Цели и смысла жизни «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Горе от ума» (фамусовское общество)
  Фатализма «Герой нашего времени» («Фаталист»), «Метель»(Пушкин), «Мастер и Маргарита»
  Человеческого достоинства «Гроза» (Островский),»Толстый и тонкий» (Чехов), «Шинель» (Гоголь),»Поединок» (Куприн)
  Народного характера «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский), «Богатырь», «Кисель» (сказки С.-Щедрина), «Русский характер» (А.Н. Толстой), «Судьба человека» (Шолохов)
  Женской эмансипации «Гроза», «Отцы и дети» (Одинцова и Кукшина) (Тургенев), «Что делать?» (Вера Павловна) (Чернышевский)
  Духовной свободы личности «Мцыри»
  Счастья «Кому на Руси жить хорошо», «Парадокс» (Короленко)
  Отцов и детей «Отцы и дети», «Станционный смотритель» (Пушкин), «Гроза»
  Духовного становления молодого человека «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв) (Пушкин), «Война и мир» (Пьер Безухов, Наташа Ростова) (Л. Толстой)
  Положительного героя «Фома Гордеев» (М. Горький), «Мать» (Павел Власов, Ниловна) (М. Горький), «Муму» (Тургенев), «Герой нашего времени» (Максим Максимыч)
  Нравственного выбора «Мы» (Замятин), «Сотников» (В. Быков), «Тихий Дон», «Белая гвардия» (Булгаков), «Мастер и Маргарита», «Живи и помни» (В. Распутин)
  Добра и зла «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание»
  Экологии «Буранный полустанок» (Ч. Айтматов), «Прощание с Матёрой» (В. Распутин), «Царь- рыба» (В. Астафьев)
  Гражданского долга «Война и мир» (партизанское движение, народное ополчение), «Русские женщины» (Некрасов), «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)
  Воспитания «Недоросль» (Фонвизин), «Капитанская дочка»
  Счастья и долга «Дворянское гнездо» (Тургенев), «Капитанская дочка»
  Человека и цивилизации «Господин из Сан- Франциско» (Бунин)
  Взаимоотношений человека и власти «Мы», «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» (Солженицын), «Медный всадник» (Пушкин), «Мастер и Маргарита»
  Деградации личности «Ионыч» (Чехов), «Мёртвые души» (Гоголь)
  Любви и нелюбви «Ионыч», «Гранатовый браслет» (Куприн), «Чистый понедельник» (Бунин), «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Горе от ума»
  Веры и безверия «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (Достоевский), «Плаха» (Авдий Каллистратов) (Ч. Айтматов)
  Героизма и предательства «Тарас Бульба» (Гоголь), «Живи и помни», «Сотников»
  Чести, долга и милосердия «Капитанская дочка», «После бала», «Русские женщины», «Евгений Онегин» (Татьяна)
  Роли народа и личности в истории «Война и мир», «Пётр 1» (А.Н. Толстой)
  Одиночества «Мцыри», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель, «Холодная осень» (Бунин), «Телеграмма» (Паустовский)
  Власти денег над человеком «Пиковая дама» (Пушкин), «Портрет» (Гоголь), «Завтра была война» (Б. Васильев), «Деньги для Марии» (В. Распутин)
  Милосердия «Юшка» и «Корова» (А. Платонов), «После бала»
  Разрушения человека в человеке «Отцы и дети» (Павел Петрович Кирсанов), «Ионыч», «Человек в футляре» (Чехов), «Преступление и наказание» (Лужин), «На дне» (М. Горький), «Господин из Сан- Франциско», «Печальный детектив» (В. Астафьев), «Мёртвые души»(Плюшкин и др.)
  Материнской любви «Телеграмма», «Людочка» (В. Астафьев), «Завтра была война» (Б. Васильев), «Отцы и дети» (родители Базарова)
  Свободы творчества «Мастер и Маргарита», «Моцарт и Сальери» (Пушкин)
  Творца и его творений «Портрет», «Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом» (Пушкин), «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  Интеллигенции «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных» (Булгаков), «Белая гвардия»
  Социальная проблема богатства и бедности «Бедная Лиза» (Карамзин), «Преступление и наказание», «Скупой рыцарь» (Пушкин)
    Проблема маленького человека   «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Шинель», «Петербургские повести» (Гоголь), «Бедные люди» (Достоевский), «Юшка» (Платонов), герои рассказов В. Шукшина
  Проблема отношения к человеку как к игрушке «Муму» (барыня и крепостные), «Преступление и наказание» (Свидригайлов и Дуня), «Зелёная лампа»
  Проблема выбора жизненного пути «Война и мир», «Тихий Дон»
  Человек на войне, правда о нём. Проблема сохранения в себе человека в нечеловеческих условиях «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой» (К. Воробьёв), «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» (Солженицын), «Колымские рассказы» (В. Шаламов), «Верный Руслан» (Г. Владимов), «Сотников».

 

 

Примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов:

  Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдать. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем все были «распроданы поодиночке»); Н.А. Некрасов: стих. «Элегия», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Кому на Руси жить хорошо»; Ф.М. Достоевский: повести «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», роман «Преступление и наказание» (жизнь семейства Мармеладовых, размышления Семёна Мармеладова о бедности и нищете); В.Г. Короленко «Вдурном обществе»;. И.А. Бунин «Господин из Сан- Франциско» и др..
  Доводы рассудка не должны заглушать в человеке голос совести. Ф.М. Достоевский: роман «Преступление и наказание» (бесчеловечная идея толкает Раскольникова на преступление, за которым следуют муки совести).
  Истинная красота человека заключается в его душе и поступках. Л.Н. Толстой: роман- эпопея «Война и мир» (внешность и внутренний мир героинь романа: Наташа Ростова, Мария Болконская- Элен Курагина).
  Вмешательство человека в жизнь природы может обернуться трагедией. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревни Матёры угадывается судьба родной деревни Распутина- Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления). В.П. Астафьев «Царь- рыба» (обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Браконьер- это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер- это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку девственных лесов); Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (для лесника Егора Полущкина лебеди, которых он поселил на Чёрном озере,- это символ чистого, высокого и прекрасного).
  Нравственные уроки войны не должны быть забыты. Б.Л.Васильев: роман «В списках не значился» (лейтенант Николай Плужников- герой обороны Брестской крепости), повесть «А зори здесь тихие» (подвиг советских девушек- зенитчиц, погибших в схватке с немецкими диверсантами); В.В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам), повесть «Сотников».
  Смысл человеческой жизни в познании истины. Л.Н. Толсто: духовные искания героев романа- эпопеи «Война и мир» Пьера Безухова и Андрея Болконского.
  Герой идёт на смерть не ради почестей и посмертной славы, а ради того, чтобы жили другие люди. См. пункт № 5.
  Старшее и младшее поколения должны стремиться к взаимопониманию. А.С. Грибоедов «Горе от ума»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; А.Н. Островский «Гроза» (Марфа Кабанова и её дети Варвара и Тихон); Л.Н. Толстой «Война и мир» (Отношения родителей и детей в семье Ростовых и в семье Курагиных).
  Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках. М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Л.Н. Толстой «Война и мир» («скрытая теплота патриотизма»), «Севастопольские рассказы».
  Умение видеть и ценить красоту природы- важнейшее качество духовно развитой личности. А.С. Пушкин: стих. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.; Ф.И. Тютчев: стих. «Не то, что мните Вы, природа...», «Есть в осени первоначальной...» и др.; А.А. Фет: стих. «Я пришёл к тебе с приветом...», Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Шёпот, робкое дыханье...» и др.; М.М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца», «Лесная капель» (записки); Ю.М. Нагибин: рассказы «Зимний дуб», «Прекрасная лошадь» и др..


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: